Занятия изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста направлены не только на художественно-эстетическое развитие детей, через изо-деятельность происходит психическое, познавательное развитие. Формируются первые сенсорные установки в цвете, форме, величине. Интенсивно развивается речь ребёнка, ведь в дошкольном возрасте ребёнок проходит путь «от эстетического к умственному». Осваивая мир предметов и способы их использования, ребёнок накапливает чувственный опыт, впечатления, знания, это и определяет содержание ассоциативных образов в рисунках. Также огромное влияние на формирование образов оказывает речь.
Важно, чтобы действия во время рисования ребёнок сопровождал речью, обозначал словом свой рисунок, объяснял, что он нарисовал. В процессе обучения детей младшего возраста рисованию я ставила следующие задачи:
- Формировать у детей интерес к изобразительному искусству;
- Обогащать опыт ребёнка яркими впечатлениями;
- Воспитывать желание рассказать о своем рисунке, поделиться впечатлениями;
- Помогать ребёнку, осваивать способы изображения, знакомить со свойствами материалов;
- Создавать условия для развития активной позиции ребенка, развивать желание проявить себя.
Большую роль в обогащении ребёнка чувственным опытом, уделялось наблюдениям. В природе, в живом уголке, в непосредственном общении с предметами у детей формируется яркое живое представление об окружающем мире. При этом наблюдение должно быть целенаправленным, эмоциональным, активным и неоднократным. Подвести ребёнка к пониманию того, что мир существует и в образах нам помогают произведения изобразительного искусства. Иллюстрации в книгах, художественно выполненная народная игрушка - первые предметы изобразительного искусства с которыми мы знакомим малышей. Иллюстрации таких художников как Ю.А.Васнецов, Е.И.Чарушин, мы используем в предварительной работе и на занятиях по развитию речи. У малыша нет опыта изображения, поэтому показ способа изображения очень важен в обучении рисованию детей младшего возраста.
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приёмы — это способы совместного развития, совместного игрового замысла, путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на создание мотивации действий и развития детей.
Разнообразие методов и приёмов, применение их в соответствии с уровнем развития изобразительной деятельности даёт возможность постепенного развития ребёнка: от первых образов в каракулях до уверенного и самостоятельного рисования, интереса к своему рисунку, стремления показать его своим близким, рассказать, что он нарисовал.
Начать рисовать ребёнку удобнее восковыми мелками. Они не крошатся, не пачкают руки, оставляют яркий след на бумаге. Удобно использовать фломастеры с толстым стержнем, они не требуют значительных усилий. При знакомстве с красками и карандашами необходимо учить правильно держать кисть и карандаш.
Нетрадиционные приёмы рисования позволяют расширять изобразительные приёмы рисования позволяют расширять изобразительные возможности детей и привлечь родителей к совместной с ребёнком изобразительной деятельности направленной на освоение способов развивающего взаимодействия с собственным ребёнком.
В совместной деятельности воспитанники знакомятся с различными нетрадиционными техниками: пальцевая живопись, печать от руки, монотипия, тампонирование, рисование манкой, рисование нитками, метод напыления, рисование кляксами, рисование пластилином, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, свеча + акварель, отпечатки листьев, гратаж, рисование по мокрому.
Необходимо использовать различные формы работы с детьми. Побуждение малыша рисовать самостоятельно, удивление и восхищение его рисунками, размещение их на выставках, демонстрация их близким. Очень важно, чтобы общение с детьми было доброжелательным. Они должны верить в свои силы и чувствовать радость от занятий изобразительной деятельностью, тогда они будут свободно выражать свои чувства в рисунке и речи.
Когда дети рисуют то, что интересует и волнует, они получают возможность перенести на бумагу, свои переживания, а не хранить их в себе, особенно тогда, когда их речь ещё ограниченна, в силу возраста. А это, в свою очередь, способствует сохранению их психического и эмоционального здоровья.