На изучение многих учебных предметов отводится один академический час в неделю: информатика, теория вероятностей, география и т.д. При этом уроки контроля и коррекции необходимо проводить, а это целых два урока.
Возникают вопросы:
- Зачем тратить два урока на контрольную работу?
- Что делают на контрольной работе ученики разных уровней?
- Полезен ли такой урок ученикам?
Для контрольной работы в традиционной форме ответы на эти вопросы очевидны: 1) уроков и так мало, жаль тратить время; 2) «Отличники» скучают, «середнички» - боятся трудных заданий и ошибок, «слабые» - впадают в панику от неизбежной ситуации «неуспеха», 3) нет, так как ни чему не учит и не развивает. Для своих 8-классников я нашла способ проводить полезные всем контрольные уроки.
Если сравнить цели традиционного контрольного урока и урока развивающего контроля, то у урока развивающего контроля цели деятельностная и содержательная. Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Формы проведения уроков развивающего контроля: письменные работы, устные опросы, викторина, смотр, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Я выбрала современную игровая форму, интересную детям – квест. Квест мотивирует, развивает, реализует деятельностный подход, создает условия для реализации индивидуальной траектории обучения. Такая форма выбрана для снижения нагрузки на кадет, поскольку контрольные работы в традиционной форме проводятся несколько раз в неделю.
Представляю методическую разработку проверочной работы по теме «Элементы математической логики» <Приложение 1>. Это шестой заключительный урок в рамках раздела «Элементы математической логики», тип урока – урок развивающего контроля, форма — квест.
№ |
Наименование этапа урока |
Прием, метод |
0 |
Подготовка помощников: мастер Кода, мастер 3D, мастер Логики |
Проект «Квест»; |
1 |
Пробное задание. Постановка целей квеста |
«Шифровка» |
2 |
Работа в командах: решение заданий квеста |
«Мозговой штурм»; |
3 |
Физическая и эмоциональная разминка |
Нейрогимнастика |
4 |
рефлексия |
анкетирование |
Чтобы повысить интерес кадет к игре, использовался прием «фантастическая добавка» с элементами ролевой игры: инструктаж по квесту, карта военных действий, «аватары» для указания пути продвижения команды.
Был внедрен авторский прием «Ошибка – не страшно!». Кадетам предлагалось при затруднениях выбрать подсказку, для получения которой необходимо решить пример (определить значение логического выражения). За это начислялся дополнительный балл. Задания сконструированы таким образом, что без подсказки невозможно дать полный ответ на основные задания.
Коррекционную работу знаний и умений кадет проводили кадеты «мастера», давали подсказки при возникающих затруднениях и могли дважды проверять задания. В случае неправильного ответа после третьей попытки, «мастера» объясняли решение задачи, однако ответ не засчитывали.
Для достижения дидактической цели мною созданы проблемные, ситуационные задания и подсказки, Каждое задание специально адаптировано под военный квест. При создании нескольких вариантов и формулировки новых заданий я успешно пользовалась нейросетью Яндекс ChatGPT4. Задания проверяют основные результаты обучения по данной теме. При проведении контрольной работы в традиционной форме, кадеты решают тест из 7 заданий. При проведении проверочной работы в форме квеста, кадеты в группе решили 30 задач, т.е. по 10 (15) задач каждый кадет, а кадеты «мастера» решали все 30 задач своего варианта.
Для реализации программируемого обучения на уроке поставлена методическая цель: отработать методику организации квеста с использованием автоматизированной системы. Использовалась система Яндекс учебник, объединяющая современные технологии и качественный образовательный продукт в виде бесплатной рабочей тетради, соответствующая Федеральной программой по информатике для 8 класса. Задания в системе интерактивны, автоматические проверяются, обеспечивая кадетам мгновенную обратную связь, а для преподавателя - возможность организовать индивидуальную работу <Приложение 7>.
Квест включал не только интересные задания, но и перемещения между станциями внутри класса, что помогло провести физическую разминку. Задания нейрогимнастики применялись для повышения концентрации, продуктивности кадет, развития когнитивных способностей.
Трое кадет работают над проектом «Создание компьютерного тренажера» и принимали участие в разработке квеста. Для тестирования программного продукта был проведен бета-тест: команда «красные» использовали тренажер для отображения прогресса на интерактивной доске. Разработчики представили свой продукт в конце урока, остальные кадеты заполнили анонимные анкеты. «Мастера» получили возможность исправить ошибки в работе программы согласно полученным отзывам. Остальные кадеты смогли ознакомиться с предварительным результатом проекта и скорректировать работу над собственным индивидуальным проектом.
Полный вариант методической разработки: технологическая карта, план учителя <Приложение 3>, прогресс команды <Приложение 2>, оформление кабинета <Приложение 4, Приложение 5>, задания квеста представлены в приложениях <Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11>.
Личностные результаты: интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Предметные результаты: раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений.
Метапредметные результаты: выполнять учебные задания в соответствии с целью; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; публично представлять результаты выполненного опыта (проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта.
В ходе урока формировались когнитивные, познавательные, творческие способности, креативность мышления, внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, а также развивалась исследовательская деятельность кадет, что способствовало формированию компетенции личностного саморазвития. Поставленные цели урока достигнуты.
Литература
- Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности у учащихся // Вопросы Интернетобразования. - 2002. - №7.
- Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе // Школьные технологии. 2012. - №6. - С. 149-159.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Квест как популярная форма работы с молодежью: рек. указ. / Дальневост. гос. науч. б-ка, информ.-библиогр. отд.; [сост. Л.М.Тимкова; редкол.: Т.Ю.Якуба и др.]. – Хабаровск: [ДВГНБ], 2018. – 43 с. – (Библиографический бюллетень; вып. 19).
- Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5.
- Ковалев А.М., Липка В.М. Квесты как игровая технология в системе основного общего образования // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5А. С. 473-480.
- Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование: новое время. 2015. – 1 (6). – С. 12-14.