Цели:
- построение знаний об экономическом развитии России во второй половине 18 века.
- выявление противоречивых черт в развитии экономики во второй половине 18 века.
- развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
- формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны.
Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Курукин И.В., Токарева А.Я. под редакцией Торкунова А.В. История России.
Встреча с проблемой
Актуализация опыта
Учитель предлагает учащимся вспомнить в каком состоянии находилась экономика России во времена дворцовых переворотов.
- Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие экономические проблемы предстояло решить Екатерине II? Насколько она смогла это сделать?
- Осознание и формулирование проблемы. Можно ли утверждать, что экономическое развитие России по второй половине 18 века носило противоречивый характер?
- Построение знаний.
- Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.
Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.
1 группа работает с текстом учебника с. 15-16: Развитие сельского хозяйства.
Ищет ответ на вопросы:
- Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?
- Какие новые территории вошли в состав России в годы правления Екатерины П? Какую роль это сыграло в развитии экономики страны?
- Докажите, что во второй половине XVIII века в России наступил апогей крепостничества.
2 группа работает с текстом учебника с. 16-17: Развитие промышленности.
- Какими фактами можно проиллюстрировать развитие капитализма в России во второй половинеXVIII века?
- Назовите отрасли промышленности, развивающиеся особенно успешно во второй половине XVIII века.
- Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?
3 группа работает с текстом учебника с. 17-18: Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы:
- Какие товары вывозили из России, а какие ввозили?
- Какое значение для развития экономики страны имело формирование общероссийского рынка?
- Как развивались транспортные пути?
- Отметьте положительные и отрицательные черты денежной системы?
Рефлексия
Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами:
- «Меня удивило…»,
- «Оказывается…»,
- «Я понял (а), что…».
Каждый ученик читает свое резюме в группе, затем желающие читают всему классу.
Учитель просит детей оценить значение тех умений работать с источниками информации, которую они приобрели на уроке.