Экономическое развитие России при Екатерине II

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: Екатерина II


Цели:

  • построение знаний об экономическом развитии России во второй половине 18 века.
  • выявление противоречивых черт в развитии экономики во второй половине 18 века.
  • развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны.

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Курукин И.В., Токарева А.Я. под редакцией Торкунова А.В. История России.

Встреча с проблемой

Актуализация опыта

Учитель предлагает учащимся вспомнить в каком состоянии находилась экономика России во времена дворцовых переворотов.

  1. Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие экономические проблемы предстояло решить Екатерине II? Насколько она смогла это сделать?
  2. Осознание и формулирование проблемы. Можно ли утверждать, что экономическое развитие России по второй половине 18 века носило противоречивый характер?
  3. Построение знаний.
  4. Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.

Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом учебника с. 15-16: Развитие сельского хозяйства.

Ищет ответ на вопросы:

  • Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?
  • Какие новые территории вошли в состав России в годы правления Екатерины П? Какую роль это сыграло в развитии экономики страны?
  • Докажите, что во второй половине XVIII века в России наступил апогей крепостничества.

2 группа работает с текстом учебника с. 16-17: Развитие промышленности.

  • Какими фактами можно проиллюстрировать развитие капитализма в России во второй половинеXVIII века?
  • Назовите отрасли промышленности, развивающиеся особенно успешно во второй половине XVIII века.
  • Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?

3 группа работает с текстом учебника с. 17-18: Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы:

  • Какие товары вывозили из России, а какие ввозили?
  • Какое значение для развития экономики страны имело формирование общероссийского рынка?
  • Как развивались транспортные пути?
  • Отметьте положительные и отрицательные черты денежной системы?

Рефлексия

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами:

  • «Меня удивило…»,
  • «Оказывается…»,
  • «Я понял (а), что…».

Каждый ученик читает свое резюме в группе, затем желающие читают всему классу.

Учитель просит детей оценить значение тех умений работать с источниками информации, которую они приобрели на уроке.