Психолого-педагогический консилиум нашей школы (далее – Консилиум) имеет в своём составе всех необходимых специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В 2024-2025 учебном году в их поддержке нуждались 46 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Консилиум выполняет все свои задачи в соответствии с требованиями к его работе. Специалисты Консилиума стараются выявлять детей с проблемами обучения уже с первого класса, используя методы экспресс-диагностики и тесно взаимодействуя с учителями. Дети группы риска постоянно находятся в зоне внимания специалистов сопровождения, их родителям оказывается необходимая консультационная поддержка. Одним из важнейших направлений работы консилиума является обследование проблемных обучающихся и представление результатов для Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, которая принимает решение о программе обучения и организации их психолого-педагогического сопровождения [1] В текущем учебном году специалисты Консилиума много работали над содержанием и формой представлений детей в связи с изменениями требований к ним. Новшества были связанны с утверждением обновлённого варианта Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).
Приказы Министерства Просвещения РФ № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее Приказ) [2] и № 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" [3] вступили в силу 1 марта текущего года. Но мы, специалисты психолого-педагогического Консилиума МАОУ СШ № 135 (далее Консилиум), понимали, что необходимо привести содержание наших документов в соответствие с новыми требованиями заблаговременно. Уже в конце 2024 года началось изучение содержания Приказа, а после зимних каникул был проведён обучающий семинар для классных руководителей школы по требованиям к содержанию психолого-педагогической характеристики для направления обучающегося с ОВЗ на Территориальную психолого-медико-педагогической комиссию (далее – ТПМПК).
В феврале специалистами Консилиума были подготовлены макеты следующих основных документов: характеристика [см. Приложение 2], представление психолого-педагогического консилиума МАОУ СШ № 135 (далее - Представление) [см. Приложение 1], представления специалистов сопровождения (учителя-логопеда [см. Приложение 5], педагога-психолога [см. Приложение 3], учителя дефектолога [см. Приложение 4]). Представление консилиума нами разрабатывалось коллегиально, на основании Приложения № 2 к Положению о психолого-медико-педагогической комиссии [2] Далее специалисты сопровождения разработали макеты своих представлений. Обсуждение структуры и содержания документов, их соответствия требованиям Приказа, доработка и утверждение прошло на заседании Консилиума.
При разработке комплекта представлений специалистов Консилиума мы взяли за основу принцип единого подхода к структуре и содержанию всех документов. Характеристика классного руководителя оформляется в виде текста в соответствии с Приложением №2 к Положению о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённом Приказом № 763 [2] и имеет соответствующую чёткую содержательную структуру. Само представление Консилиума, а также представления специалистов сопровождения – учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога – мы сделали в виде таблицы. Мы думаем, что благодаря этому содержание представлений становится более чётким, понятным и удобным для работы с документами. Специалистам территориальной ПМПК гораздо легче ориентироваться в таких документах и находить нужную информацию. Каждый специалист представляет своё видение ребёнка, а представление Консилиума даёт целостную картину обо всех его особенностях.
Благодаря новому подходу у специалистов школы появилась возможность показать результаты коррекционного воздействия на ребёнка в процессе его сопровождения. Программы сопровождения специалистов разрабатываются в соответствии с особенностями здоровья и уровнем развития ребёнка с опорой на рекомендации ТПМПК. Представления включают анализ динамики освоения образовательных и коррекционных программ и дают возможность принятия взвешенного решения о дальнейшей программе его обучения и направлениях сопровождения.
Мы постарались учесть все новые моменты в содержании документов. Например, нами была унифицирована вступительная часть, в которой представлены основные сведения о ребёнке с ОВЗ. Характеристика и представления специалистов теперь начинаются единообразно.
Во вступительной части мы подробно, со ссылками на заключения ПМПК и соответствующие приказы по МАОУ СШ № 135 отображаем «путь» ребёнка с ОВЗ и все факты, способные повлиять на поведение и успеваемость обучающегося в образовательной организации. Больше сведений приводим о семье обучающегося и возможных проблемах в ней. Было более чётко разграничено вступление, где говорится об уровне познавательного, речевого, двигательного, коммуникативного и личностного развития обучающегося на момент поступления в организацию и на момент подготовки представления. Более детально мы раскрываем разделы, в которых представлена динамика достижения образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях. Большое внимание мы уделяем анализу индивидуальных особенностей обучения ребёнка, описанию его учебной деятельности и коррекционно-развивающей помощи, которую педагоги ему систематически оказывают.
В соответствии с новыми требованиями к Представлению Консилиума обучающийся представлен не только с точки зрения успешности обучения, но и личностного роста и развития. В наших документах мы даём полную характеристику взросления современного ребёнка со всеми особенностями его личности (занятость во внеучебное время, характер общения со сверстниками, в том числе виртуального, личностная зрелость, уровень самооценки, религиозные убеждения, увлечения и интересы, принадлежность к молодёжным субкультурам, возможные отклонения в поведении и пр.)
Гораздо шире раскрывается в Представлении роль специалистов сопровождения ребёнка с ОВЗ. Мы прописываем сроки сопровождения, распределение недельной нагрузки и направления работы специалистов, планируемые результаты, регулярность посещения занятий ребёнком, характеристику достигнутых результатов.
Раздел Представления о наличии особенностей и отклонений в поведении ребёнка заполняем тогда, когда в этом есть необходимость. Если ситуация тяжёлая, и ребёнку необходима профилактическая поддержка, тогда все необходимые сведения мы тоже включаем в соответствующий раздел Представления.
Работа над документами Консилиума в соответствии с новым Приказом потребовала достаточно много сил и времени. Мы постоянно работаем с учителями над содержанием характеристик, объём которых увеличился. Стараемся, чтобы они наиболее полно и точно отражали все особенности обучающегося с ОВЗ. Специалисты школы более широко отражают направления работы с детьми ОВЗ, предполагаемые и достигнутые результаты. Более глубокий анализ динамики развития детей помогает уточнять коррекционные программы, рекомендации для родителей и педагогов. Как правило, низкая динамика служит сигналом и для ТПМПК об изменении программы обучения ребёнка с ОВЗ. На постоянной основе в связи с этим проводим консультирование и собеседования с учителями и родителями. В конце учебного года мы провели несколько мини-консилиумов, на которых постарались оказать родителям детей с ОВЗ и проблемами обучения и поведения адресную помощь, найти наиболее подходящий каждому обучающемуся вариант решения его проблем. Каждый документ мы прорабатываем коллегиально, вчитываемся в каждое слово.
25 апреля мы провели свою площадку на XI городской ярмарке психолого-педагогических практик, которая проводилась на базе МАОУ СШ № 93. Ярмарка была организована Главным управлением образования г. Красноярска, МАУ ЦППМ и СП «Эго» и организациями Свердловского района. На ярмарке педагогами Красноярска было представлено более 200 площадок с самыми разнообразными практическими наработками и презентациями.
Педагогической общественности был предложен единый комплект документов для ТПМПК, разработанный специалистами школы, в виде макетов всех представлений психолого-педагогического консилиума. Наша площадка вызвала живой интерес у руководителей и специалистов образовательных организаций. Участники фотографировали, копировали, разобрали все печатные материалы, просили переслать комплект по электронной почте. Всё это говорит о том, что представленный на Ярмарке специалистами нашей школы материал был очень актуальный и качественный.
На сегодняшний день мы направили на обследование территориальной ПМПК всех наших выпускников четвёртых классов с новым комплектом документов (10 обучающихся). Все обучающиеся прошли обследование и получили заключения и рекомендации ТПМПК. Замечаний по содержанию документов к нам нет. Содержание представлений позволило специалистам ТПМПК определить образовательный маршрут обучающихся и дать им адресные рекомендации для создания условий дальнейшего обучения и развития. Теперь мы можем поделиться нашими наработками по представлению обучающихся с ОВЗ для территориальной ПМПК, в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [2].
Литература
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме. Проект положения (2024 год). Опубликовано 24.12.2024 - 21:27 - Соловьева Надежда Александровна. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2024/12/24/polozhenie-o-psihologo-pedagogicheskom-konsiliumе
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024 № 763"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
(Зарегистрирован 20.11.2024 № 80240) Номер опубликования: 0001202411200013 Дата опубликования: 20.11.2024 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491014/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=m9l42gi2l0745559269 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778
"Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Зарегистрирован 19.11.2024 № 80226) Номер опубликования: 0001202411190024
Дата опубликования: 19.11.2024
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411190024?ysclid=mbj6d4kzi0919777249