Урок литературного чтения по теме "Образное изображение осени в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: И.А.Бунин, И.А.Бунин «Листопад»


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
  • учить чувствовать поэтический мир;
  • пополнять словарный запас через умение выделять языковые средства;
  • развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные:

  • Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
  • Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли и языковых средств выразительности, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .

Технические средства обучения: компьютер, аудиозапись стихотворения.

Оборудование урока: портрет И.А.Бунина, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и будем работать.

II. Мотивация

Начинаем урок литературного чтения.

С творчеством этого поэта мы уже знакомы: нами изучено стихотворение «Детство», которое мы подробно разбирали. Автором стихотворения является И.А.Бунин. Чтобы узнать тему нового стихотворения, нужно отгадать загадку:

Загадка

Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

- О каком явлении будем читать стихотворение?

Листопад - это явление осени, когда с деревьев опадают листья.

- Как вы думаете, почему это происходит?

С приходом осени в живой природе замедляются все процессы. Растения и животные готовятся к зимнему периоду.

III. Объявление темы урока и постановка цели

- Сегодня мы будем говорить об образном изображении осени в стихотворении «Листопад» И.А.Бунина.

- Какую цель поставим перед собой на данный урок?

(познакомиться с новым стихотворением, вспомнить биографию писателя, проанализировать стихотворение).

IV. Работа над темой урока

Слово о поэте: (рассказывает подготовленный ученик)

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Буниным написаны в семилетнем возрасте. В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.

Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И.А.Бунина.

И.А.Бунин писал стихи и рассказы, как уже было сказано. Особенно хорошо у него получалось рисовать прекрасные словесные картины в разные времена года. Вот послушайте:

1.

Ночью, в полях, под напевы метели
Дремлют, качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет.
Бледная тень набегает и тает.
(Стих. «Метель»)

2.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим, смолистым ароматом.
И весело мне было поутру
Бродить по этим сказочным палатам.
(Стих. «Детство»)

А теперь перейдём к новому стихотворению.

Первичное знакомство со стихотворением

Прослушивание отрывка по аудиозаписи.

Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

Словарная работа

На доске:

  • терем
  • лиловый
  • багряный
  • лазурь
  • просветы
  • вдова
  • мотылёк
  • резьба
  • Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
  • Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
  • Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева.
  • Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
  • Вдова – женщина, у которой умер муж.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (дети повторяют движения)

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!

V. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

Первичная проверка понимания

- Прочитайте стихотворение и скажите, с чем сравнивает автор лес? Зачитайте.

- Чем лес напоминает терем? (листья берёзы похожи на резьбу, ели напоминают вышки, просветы между листьями клёна – оконца)

Именно поэтому кажется, что в лесу пахнет, как в деревянном доме.

- Кто является главной героиней в стихотворении? (Осень)

- В каком образе она предстала перед нами? (в образе вдовы)

- Какой она выглядит? Почему?

Вы, наверное, согласитесь со мной, что это стихотворение читать было очень интересно. Поэт, как и художник, рисует чудесные картины, только не красками, а словами.

Пришло время поработать над средствами художественной выразительности.

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

  • Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.
  • Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
  • Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
  • Метафора – скрытое сравнение.

Поработаем в группах.

  • 1 группа - ищут эпитеты
  • 2 группа – сравнения
  • 3 группа - олицетворения
  • 4 группа - метафоры

Проверка

- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

  • Лес – терем расписной.
  • Елочки темнеют – как вышки.

Синеют просветы в небо, что оконца.

- А какие эпитеты использует для этого автор?

  • «мёртвое молчанье»,
  • «лес – лиловый, золотой, багряный»…

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

Метафоры: «Берёзы жёлтою резьбой», «Лес стоит стеной»

- Можно ли услышать тишину? (чтение стихотворения учителем)

Работа с табличкой(в паре): с последующей проверкой

Я вижу

Я слышу

Я ощущаю

Осень
Лес

Шорох листвы
Шум ветра
Лёгкую светлую грусть

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

- Какие звуки повторяются?

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

- Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

(Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? Давайте сформулируем главную мысль стихотворения.

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их, любить родную природу, видеть прекрасное в любом времени года).

VI. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895 г.

- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Рассмотрите картину И.Левитана.

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

VII. Работа над выразительностью чтения

- А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

  1. Темп чтения.
  2. Тон чтения.
  3. Логические ударения.
  4. Паузы.

Фронтальная работа. Совместно выбираем необходимый темп и тон чтения, выделяем слова, на которые падает логическое ударение, расставляем паузы. Читают стихотворение самостоятельно с учётом проделанной работы.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух по желанию. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.)

VIII. Рефлексия

Выразите одним предложением свою мысль об уроке.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

IX. Итог урока

  1. Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И.Бунине?
  2. Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?
  3. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
  4. Удалось ли нам достичь цели, которую мы ставили в начале урока?

X. Домашнее задание

  1. Выучить отрывок наизусть.
  2. По желанию в тетради нарисовать рисунок к этому стихотворению.