Наставничество "ребенок-ребенок" - это форма наставничества, где более опытные дети (наставники) помогают младшим (подопечным) в разных сферах, будь то учеба, социализация или помощь с домашними делами. Оно предполагает, что старшие ученики, обладающие хорошими знаниями и опытом, становятся наставниками для своих младших одноклассников, оказывая им поддержку и помощь.
Такое взаимодействие может быть полезным и интересным для обеих сторон.
Работа по направлению наставничества «ребенок-ребенок» важна по нескольким причинам. Так, например, в процессе взаимодействия под руководством наставника младшие дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и чувства, а также развивают навыки эмпатии и сотрудничества. Также старший ребёнок может стать примером для младшего, поддержать его в трудные моменты и мотивировать на достижение целей. Это способствует формированию у детей позитивного отношения к обучению и развитию. В рамках наставничества старшие дети могут развивать лидерские навыки, учась организовывать взаимодействие и помогать другим, учатся брать на себя ответственность, помогать другим. В некоторых случаях дети могут чувствовать себя изолированными или одинокими. Наставничество «ребенок-ребенок» помогает создать поддерживающую среду, где дети могут делиться опытом и помогать друг другу. Через взаимодействие с наставником младшие дети могут усвоить важные ценности и нормы поведения, которые будут способствовать их успешной социализации. Совместная работа и общение с наставником помогают младшим ученикам лучше адаптироваться в коллективе, развивают умение сотрудничать и решать проблемы.
Наставник может помочь младшему разобраться в учебном материале, что может улучшить результаты в учебе и способствовать созданию позитивной учебной среды. Наставляемый чувствует себя увереннее в учебе. Наставничество помогает детям научиться строить здоровые и конструктивные отношения, что важно для их общего социального и эмоционального благополучия.
Из опыта работы можно утверждать, что наиболее удачными примерами наставничества "ребенок-ребенок" является помощь наставляемому с домашним заданием. Также наставники могут вместе с подопечными выполнять проекты, развивая свои навыки сотрудничества и коллективной работы. Наставники могут помочь младшим ученикам адаптироваться к новой школе, классу. Также могут помогать младшим развивать свои способности (в творчестве, спорте и т.д.).
Для успешной реализации наставничества "ребенок-ребенок" важно правильно подобрать наставников и наставляемых. Наставники должны обладать хорошими знаниями, лидерскими качествами и умением общаться. Выберите детей, которые хотят быть наставниками и наставниками. Объясните им, что такое наставничество и как оно может быть полезно для обеих сторон.
Подопечные должны быть заинтересованы в помощи и готовы к сотрудничеству. Также важно четко определить цели и задачи наставничества, разработать план встреч и занятий, поддерживать наставников и подопечных, мотивировать их и контролировать результаты.
Рекомендации для педагогов. Разработайте план наставничества. Решите, как часто будут проходить встречи, какие темы будут обсуждаться и какие задания будут даваться младшему ребёнку. Создайте комфортную обстановку. Обеспечьте детям удобное место для встреч, где они смогут спокойно общаться и заниматься заданиями. Поощряйте взаимодействие. Поощряйте детей задавать вопросы, делиться опытом и помогать друг другу. Поддерживайте мотивацию. Поощряйте детей за успехи и достижения, чтобы поддерживать их интерес к наставничеству. Анализируйте результаты. Обсуждайте с детьми, что они узнали в процессе наставничества и как это может пригодиться им в будущем. Расширяйте круг общения.
Если наставничество оказалось успешным, можно привлечь других детей, которые также хотят помогать младшим или учиться у старших. Важно помнить, что наставничество «ребёнок — ребёнок» должно быть добровольным и основываться на взаимном интересе и уважении. Оно может помочь детям развить навыки общения, ответственности и взаимопомощи.
Литература
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Методические рекомендации по организации наставничества среди обучающихся организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
- 3.Анализ лучших мировых практик наставничества. Исследование оп вопросам наставничества обучающихся. Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори».
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Удмуртский университет, 2001.
- Головицина Ю. Клуб «Профессиональный дуэт» как одна из форм работы с молодыми специалистами // Методист. – 2016. - №7. – С.17-22.
- Круглова, И.В. Организация наставничества в школе.
- Лизинский В. Внутришкольное повышение квалификации педагогов – главное условие повышения качества учебно-воспитательного процесса // Завуч. – 2016. - №1. - С.106-121. №2. - С.106-121,№3, №4.
- Макарова Т.Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя// Завуч. – 2007. - №6. - С.54-73.