Наставничество в пространстве детства

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Ключевые слова: наставничество


Наставничество "ребенок-ребенок" - это форма наставничества, где более опытные дети (наставники) помогают младшим (подопечным) в разных сферах, будь то учеба, социализация или помощь с домашними делами. Оно предполагает, что старшие ученики, обладающие хорошими знаниями и опытом, становятся наставниками для своих младших одноклассников, оказывая им поддержку и помощь.

Такое взаимодействие может быть полезным и интересным для обеих сторон.

Работа по направлению наставничества «ребенок-ребенок» важна по нескольким причинам. Так, например, в процессе взаимодействия под руководством наставника младшие дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и чувства, а также развивают навыки эмпатии и сотрудничества. Также старший ребёнок может стать примером для младшего, поддержать его в трудные моменты и мотивировать на достижение целей. Это способствует формированию у детей позитивного отношения к обучению и развитию. В рамках наставничества старшие дети могут развивать лидерские навыки, учась организовывать взаимодействие и помогать другим, учатся брать на себя ответственность, помогать другим. В некоторых случаях дети могут чувствовать себя изолированными или одинокими. Наставничество «ребенок-ребенок» помогает создать поддерживающую среду, где дети могут делиться опытом и помогать друг другу. Через взаимодействие с наставником младшие дети могут усвоить важные ценности и нормы поведения, которые будут способствовать их успешной социализации. Совместная работа и общение с наставником помогают младшим ученикам лучше адаптироваться в коллективе, развивают умение сотрудничать и решать проблемы.

Наставник может помочь младшему разобраться в учебном материале, что может улучшить результаты в учебе и способствовать созданию позитивной учебной среды. Наставляемый чувствует себя увереннее в учебе. Наставничество помогает детям научиться строить здоровые и конструктивные отношения, что важно для их общего социального и эмоционального благополучия.

Из опыта работы можно утверждать, что наиболее удачными примерами наставничества "ребенок-ребенок" является помощь наставляемому с домашним заданием. Также наставники могут вместе с подопечными выполнять проекты, развивая свои навыки сотрудничества и коллективной работы. Наставники могут помочь младшим ученикам адаптироваться к новой школе, классу. Также могут помогать младшим развивать свои способности (в творчестве, спорте и т.д.).

Для успешной реализации наставничества "ребенок-ребенок" важно правильно подобрать наставников и наставляемых. Наставники должны обладать хорошими знаниями, лидерскими качествами и умением общаться. Выберите детей, которые хотят быть наставниками и наставниками. Объясните им, что такое наставничество и как оно может быть полезно для обеих сторон.

Подопечные должны быть заинтересованы в помощи и готовы к сотрудничеству. Также важно четко определить цели и задачи наставничества, разработать план встреч и занятий, поддерживать наставников и подопечных, мотивировать их и контролировать результаты.

Рекомендации для педагогов. Разработайте план наставничества. Решите, как часто будут проходить встречи, какие темы будут обсуждаться и какие задания будут даваться младшему ребёнку. Создайте комфортную обстановку. Обеспечьте детям удобное место для встреч, где они смогут спокойно общаться и заниматься заданиями. Поощряйте взаимодействие. Поощряйте детей задавать вопросы, делиться опытом и помогать друг другу. Поддерживайте мотивацию. Поощряйте детей за успехи и достижения, чтобы поддерживать их интерес к наставничеству. Анализируйте результаты. Обсуждайте с детьми, что они узнали в процессе наставничества и как это может пригодиться им в будущем. Расширяйте круг общения.

Если наставничество оказалось успешным, можно привлечь других детей, которые также хотят помогать младшим или учиться у старших. Важно помнить, что наставничество «ребёнок — ребёнок» должно быть добровольным и основываться на взаимном интересе и уважении. Оно может помочь детям развить навыки общения, ответственности и взаимопомощи.

Литература

  1. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
  2. Методические рекомендации по организации наставничества среди обучающихся организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
  3. 3.Анализ лучших мировых практик наставничества. Исследование оп вопросам наставничества обучающихся. Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори».
  4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Удмуртский университет, 2001.
  5. Головицина Ю. Клуб «Профессиональный дуэт» как одна из форм работы с молодыми специалистами // Методист. – 2016. - №7. – С.17-22.
  6. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе.
  7. Лизинский В. Внутришкольное повышение квалификации педагогов – главное условие повышения качества учебно-воспитательного процесса // Завуч. – 2016. - №1. - С.106-121. №2. - С.106-121,№3, №4.
  8. Макарова Т.Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя// Завуч. – 2007. - №6. - С.54-73.