Предмет: Информатика.
Класс: 9.
Тип: комбинированный урок.
Цель урока: познакомить обучающихся со способами применения ссылок при решении практических задач.
Задачи урока:
- Повторить основные понятия и определения в электронных таблицах.
- Отработать практические навыки работы с формулами в Microsoft Excel и форматом ячеек.
- Обучить обучающихся созданию и копированию относительных и абсолютных ссылок.
- Закрепить теоретический и практический материал.
- Выявить уровень усвоения знаний учащимися.
- Подвести итоги урока.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
- метапредметные — общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
- личностные — представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека
Решаемые учебные задачи:
- понимание сущности относительных, абсолютных и относительных ссылок;
- рассмотрение приемов организации вычислений с использованием ссылок.
Формы деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
УМК: Босова Л.Л. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. Учебник «Информатика» для 9 класса.
План урока
1. Мотивирование на учебную деятельность.
- Эвристическая беседа о практической значимость табличного процессора.
2. Актуализация опорных знаний.
- Анализ тестовых заданий по теме Основные понятия об электронных таблицах и типах данных.
- На экране интерактивные упражнения на освоение терминов и понятий.
- В формате фронтальной беседы повторение видов ссылок в электронных таблицах. Особое внимание уделяется вопросам как происходит копирование в другие ячейки каждого вида ссылок.
3. Изучение нового материала.
- Организация выполнения обучающей практической работы «Типы данных и ввод формул».
4. Применение изученного материала. Развитие функциональной грамотности.
- Организация самостоятельной деятельности обучающихся по выполнению одной из практических работ: «Оплата электроэнергии за год», «Подписка», «Заработная плата», «Стоимость технических устройств»
5. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
Технологическая карта урока (Приложение 1)
Сценарий урока
1. Мотивирование на учебную деятельность
- Познакомившись с основными возможностями электронных таблиц, определите, в чем практическая значимость табличного процессора?
Варианты ответа:
| Сфера деятельности | Применение |
Образование |
|
Здравоохранение |
|
Экономика |
|
Право |
|
… |
|
- Запишите домашнее задание: § 3.2.13-3.2.2, стр. 119 № 15.
2. Актуализация опорных знаний
На прошлом занятии вы выполняли тест по теме «Основные понятия об электронных таблицах и типах данных». Большинство ошибок было допущено при определении типа данных в ячейках электронной таблицы, а также в заданиях на применение формул для организации вычислений в электронных таблицах.
Повторим основные типы данных, выполнив интерактивное упражнение «установите соответствие между названием формата данных и отображением данных в выделенных ячейках» (https://learningapps.org/view11623692)
Повторим правило ввода формул и вычисление по формулам в среде табличного процессора: фрагмент электронной таблицы содержит числа и формулы. Какое значение будет в ячейке С4, если в нее ввели следующую формулу?
|
А |
В |
С |
1 |
7 |
2 |
=А1-В1 |
2 |
5,5 |
4 |
=А2*В2 |
3 |
6 |
8 |
=А3*В3 |
4 |
|
|
|
А) =(С1+С2+С3)/3
Б) =А1+В1+А2+В2
В) =В2+В3/4
Г) =(а1+С2)/2
Дома вы самостоятельно познакомились с понятием и видами ссылок в электронных таблицах. Учебник: § 3.2 (п.3.2.1)
Продолжите предложения:
- Ссылка в электронных таблицах – это …
- Относительная ссылка – это … Например:…
- Абсолютная ссылка – это … Например:…
- Смешанная ссылка – это … Например:….
- При копировании (изменении места расположения ссылки) относительная ссылка …, абсолютная ссылка …, смешанная ссылка …
Использование ссылок в электронных таблицах является самым значимым и важным для организации вычислений любого уровня сложности.
Как вы считаете, достаточно только знать о наличии ссылок в электронных таблицах?
Хотели бы вы на практике освоить приемы работы с ссылками?
Как бы вы определили цель и тему занятия сегодня?
Сегодня мы подробно рассмотрим работу с формулами и способы применения ссылок при решении практических задач.
3. Изучение нового материала
Тема учебного занятия: «Относительная, абсолютная и смешанная адресация в электронных таблицах».
Мы повторили 3 различных типа ссылок на ячейки электронной таблицы (3 способа адресации): относительная, абсолютная и смешанная. Выполним интерактивное упражнение «Типы ссылок» (https://learningapps.org/view6827800).
Электронная таблица позволяет копировать формулы в соседние ячейки. Но есть определенные правила копирования, которые следует учитывать при выполнении практических работ. Учебник: § 3.2 (п.3.2.1)
(Демонстрация учителем в среде табличного процессора правил ввода и копирования формул, в которых используется относительная, абсолютная и смешанная адресация на примере практических задач: Население, Вклад, Сумма). Приложение 2
Компьютерный практикум.
Практическая работа «Доходы и расходы». При выполнении работы используется только относительная адресация. Приложение 3
4. Применение изученного материала. Развитие функциональной грамотности
Самостоятельно выполните следующие практические задачи (Приложение 4):
- Практическая работа № 1 «Оплата электроэнергии за год».
- Практическая работа № 2 «Подписка»
- Практическая работа № 3 «Заработная плата»
- Практическая работа № 4 «Стоимость технических устройств» (перевод)
При выполнении работы используется относительная и абсолютная адресация.
Составьте вопросы, которые у вас возникли при выполнении практических работ, обсудите в парах.
5. Рефлексия
Продолжите любые 2-3 предложения:
- Сегодня я узнал…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Мне было непонятно…
- Теперь я знаю, что…
- Меня удивило…
- Я бы хотел узнать, почему…
- Своей работой я доволен/не доволен потому что…
- За урок я бы поставил себе, потому что…
- Материал урока я освоил…
- Мое настроение после занятия…
Подведение итогов урока
Мы повторили основные понятия и правила работы с электронными таблицами, получили практические навыки использования в формулах относительной, абсолютной и смешанной адресации.
Выполняя практические задания, вы на собственном опыте убедились в том, что применение электронных таблиц при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.
В течение занятия вы отвечали на вопросы, активно участвовали в обсуждении и выполнении практических работ.
Выставление оценок.