Формирование навыков функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе. Часть 1

Разделы: Иностранные языки

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык, Функциональная грамотность


Введение

Термин «функциональная грамотность» был впервые введен в обиход в 1957 году, когда ЮНЕСКО ввела в употребление такие понятия, как «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность». Функциональная грамотность представляла собой на тот момент совокупность навыков чтения и письма, необходимых для применения в повседневной жизни и решения ежедневных проблем.

Наш отечественный филолог, психолог и педагог А.А.Леонтьев функционально грамотным считает человека, который может не только правильно говорить и писать, но и эффективно слушать, читать и воспринимать речь других людей, то есть такого человека, который умеет использовать язык в разных ситуациях общения с представителями различных возрастов и культур, адаптироваться к разным коммуникативным ситуациям.

Сегодня под функциональной грамотностью принято понимать умение анализировать полученную информацию, принимать соответствующие решения, решать проблемы, общаться с разными людьми, использовать различные технологии и инструменты, а также знания и навыки для решения задач в различных жизненных ситуациях – как в учебе, так и в повседневной жизни. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и знание норм и правил поведения в данной культурной среде, а также умение адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, способность обучаться и развиваться. Поэтому функциональная грамотность является основой для достижения успеха и самореализации в различных сферах жизни, в том числе в образовании.

Формирование навыков функциональной грамотности школьников происходит на разных уроках, в том числе на уроках английского языка в начальной школе. Изучение иностранных языков является одним из важных аспектов жизни современного человека. Иностранный язык дает возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует развитию критического мышления, воображения, памяти и внимания, а также способствует закреплению таких навыков, как анализ и синтез. Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения (что включает овладение грамотной устной и письменной речью) и применения знаний на практике, что напрямую связано с формированием навыков функциональной грамотности. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одним из главных условий этого является заинтересованность обучающихся происходящим на уроке и желание продолжать изучение языка дома.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;
  • читательская грамотность.

В первой части статьи будут рассмотрены первые три направления: математическая, финансовая и естественнонаучная грамотность.

Проанализировав темы, а также предложенные к ним тексты и упражнения из учебников «Английский в фокусе» («Spotlight») 2–4 классов, можно найти немало примеров заданий, способствующих формированию всех направлений функциональной грамотности на уроках английского языка.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – это способность применять математические знания и умения для решения реальных жизненных задач в различных областях. Изучение математики развивает мышление и учит обобщать и выделять важное, анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы. Эти же навыки необходимы на уроке английского языка.

Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается с первых дней изучения языка, с изучения даты и числительных (во 2 классе от 1 до 12, в 3 классе от 13 до 20, в 4 классе от 21 до 100), а также темы «День рождения» (обучающиеся отвечают на вопросы типа: How old are you?, How old is your mother? или производят простые подсчеты для отработки простого будущего времени: I am 10. In two years I will be 12.), «Множественное число существительных» (How many chairs are there?), «Который час» (What time is it now? What time will it be in 25 minutes?), «Покупки» (How much is a kilo of potatoes? / How much are two kilograms of potatoes?).

На формирование математической грамотности на уроках английского языка направлены разные типы заданий.

Примерами заданий с числами являются задания на соотнесение количества предметов с числом, подсчета разных предметов и проч.

Примеры таких заданий из УМК «Spotlight» для 2–4 классов.

2. Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – это серия навыков, которые позволяют людям эффективно распоряжаться деньгами, принимать обоснованные финансовые решения и планировать свое финансовое будущее. И уроки английского языка могут внести свой существенный вклад в развитие финансовой грамотности обучающихся.

Так, на уроках английского языка в 4 классе обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как деньги, национальная валюта, покупки в магазине и учатся составлять соответствующие диалоги «At the shop» с произведением подсчета сделанных покупок. При составлении диалогов можно дать обучающимся задания, которые соотносятся с заданиями на проверку финансовой грамотности в 5 классе: «выдать» обучающимся определенную сумму денег и попросить их сделать покупку на эту сумму денег; попросить обучающихся высчитать сдачу после совершения покупки; попросить купить определенное количество продуктов и подсчитать расходы и т.д. Как показывает практика, обучающиеся, хотя и не без трудностей, с удовольствием выполняют такого рода задания. Кроме того, обучающиеся интересуются вопросом о том, а сколько это будет в рублях и производят на уроках соответствующие подсчеты.

(Учебник для 4 класса, стр. 46)

3. Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность связана со способностью применять научные знания и методы для объяснения природных явлений, принятия обоснованных решений и активного участия в жизни общества. Естественнонаучно грамотный человек может объяснить, почему происходят те или иные события, какие процессы за ними стоят, и как они взаимосвязаны. При формировании естественнонаучной грамотности следует учитывать три уровня ситуации:

  1. личностный (связан с самим обучающимся, его семьей, друзьями);
  2. местный/национальный (связан с проблемами региона его проживания или страны);
  3. глобальный (связан с явлениями, происходящими в разных странах).

В рамках изучения английского языка в начальной школе выделяют следующие темы, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда и другие.

Так, на уроках английского языка во 2–4 классах обучающиеся знакомятся с названиями разных животных, их повадками, средой их обитания. Во 2 классе обучающиеся изучают тему «Животные» в тесной связи с модальным глаголом can/can´t и выполняют ряд соответствующих упражнений. Без владения естественнонаучными знаниями эти задания выполнить бывает сложно. У ребят часто возникают размышления по поводу того, умеет ли собака плавать, а слон бегать.

В 3 классе обучающиеся закрепляют понятия «млекопитающие» и «рептилии», а в 4 классе – понятия «травоядные», «плотоядные», «всеядные», с которыми они познакомились на уроках окружающего мира. При этом ребята знакомятся с соответствующими английскими словами и выполняют задания на распределение животных по группам, при выполнении которых им необходимо применить навыки естественнонаучной грамотности. Например:

Отработка навыков естественнонаучной грамотности происходит также в 4 классе при отработке темы «Степени сравнения прилагательных». В рамках этой темы обучающимся предлагается сравнить между собой разных животных, например:

При выполнении данного рода заданий обучающиеся нередко задаются вопросом о том, кто умнее – мартышка или страус эму, а кто толще – бегемот или тюлень.

Примерами заданий на формирование естественнонаучной грамотности являются также тексты, при чтении которых обучающиеся получают некоторые сведения об окружающем их мире, например:

Заключение

Функциональная грамотность обучающегося – это цель и результат образования. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации обучающихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира и мультикультурные различия. Формирование функциональной грамотности – непременное требование, предъявляемое сегодня к работе любого учителя. При этом такая работа должна быть тщательно спланирована, вестись системно с постоянной оценкой качества владения обучающимися разными видами грамотности.

(Во 2-й части статьи будут рассмотрены глобальные компетенции, креативное мышление и читательская грамотность.)

Список литературы

  1. Антропова Т.Ю., Развитие функциональной грамотности (компонент «Глобальные компетенции») на уроках английского языка. // https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-komponent-globalnye-kompetencii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-zadaniya-po-formiro-6578108.html
  2. Миюсов В.А., Креативное мышление в современной школе // https://spbschool21.ru/default/moddocument/1443/7551c28db6664935030a12372f8c303a6976539d.pdf
  3. Мухина Т.П., Обучение финансовой грамотности учащихся на уроках английского языка // https://infourok.ru/obuchenie-finansovoj-gramotnosti-uchashihsya-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6782160.html
  4. Мясищева О.Н., Развитие математической грамотности на уроках английского языка // https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2025/01/05/razvitie-matematicheskoy-gramotnosti
  5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч.ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский доа РАО, 2003. – с. 35. – 368 с.
  6. Тайлашева Л.А. Практика формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, – https://rco-seversk.ru/upload/files/ObcheeObrazovanie/GMO/Tailasheva.pdf
  7. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать?. Московский центр качества образования (ответ от 2 декабря 2021).