
Всем известно, что данная педагогическая технология не является инновационной для современного дошкольного образования, так как педагоги-практики уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Разработанная Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной система, сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка. Идея Бориса Павловича, подразумевающая, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей с самого раннего возраста, легла в основу создания развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных учреждений.
Современные дети растут и развиваются в эпоху цифровизации, компьютеризации и информационных технологий, и поэтому их развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: писать, считать и читать. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания.
Как известно, развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. В.А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий». Дошкольник, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями.
Однако, сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о технологии развивающих игр - специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
В рамках такого развивающего обучения в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. При этом для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но и реализовать себя в познавательной деятельности.
Использование развивающих игр Никитина в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогам лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Главное отличие игр Никитина — это их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они интересны детям разного возраста и даже взрослым. Игры учат детей переходя, от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.
В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта». Полностью исключается подсказка взрослого ребенку. Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков и т.д. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх, удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для развития конструктивной деятельности и интеллектуально-творческих способностей можно использовать развивающие игры серии «Кубики Никитина». В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики» и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы, например, «Уникуб».
Эти уникальные игры существенно облегчают подготовку к школе, помогают укрепить в малышах творческое начало, дают мощный импульс к активному познанию себя и окружающего мира. Развивающие игры Никитиных фактически не имеют возрастных ограничений. Начинать заниматься можно с 1–2 лет, а многие задания оценят и взрослые любители головоломок. Игры помогают легко освоить многие учебные темы до школы, успешно применяются на школьных уроках, а также в работе с детьми с особенностями развития.
Проанализировав особенности технологии развивающих игр Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных, можно сказать, что она в полной мере актуальна в системе образования современного общества.
Современное общество требует от человека быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П.Никитина, позволяет приобрести необходимые качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, выходить за пределы чувственного опыта и путём рассуждений дать возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения.
Рекомендуемая литература
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990. —160 с.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр, и доп. Обнинск, “Световид”, 2009. – 216 с.