Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой требования к планируемым результатам обучения в виде личностных, метапредметных и предметных, т.е. универсальных учебных действий (УУД). Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
Для достижения результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), мы изучили современные технологии, которые помогут организовать образовательный процесс в начальной школе так, чтобы достичь планируемых результатов.
Актуальной становиться проблема поиска таких педагогических технологий, которые смогли бы помочь учителям формировать и развивать умения учащихся добывать знания самостоятельно и уметь применять их в жизненных ситуациях. На фоне большого перечня педагогических технологий в образовательном процессе нельзя не выделить технологию коллективного способа обучения.
Технология коллективного способа обучения – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является работа в парах сменного состава, когда один ученик выступает в роли учителя, а второй – ученика и наоборот.
Анализ литературы показывает, что в педагогике практически непрерывно ведутся поиски путей повышения активности обучаемых в учебно-воспитательном процессе. Принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении одним из первых был предложен в работах известного советского дидакта М.Н.Скаткина. Позже он получил развитие в исследованиях М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой, Н.А.Половниковой, Д В.Вилькеева, П.И.Пидкасистого, И.Я.Лернера и др. Отметим, что вплоть до 80-х годов прошлого столетия исследования данного направления велись в рамках практически одной формы организации обучения - урока. Разрабатывались и обосновывались различные приемы активизации учения школьников на различных этапах урока, способы отбора и структурирования содержания обучения, направленного на повышение интереса учащихся к познавательной деятельности, дидактические средства и условия индивидуализации и дифференциации обучения и др.
В отечественной педагогике появилось новое направление исследований, связанное с педагогическими технологиями. Начало этому направлению было заложено работой В.П.Беспалько и впоследствии оно получило развитие во многих исследованиях (В.В.Гузеев, В.К.Дьяченко, М.В.Кларин, М.А.Чошано в, М.И.Махмутов, В.М.Монахов, Г.И.Ибрагимов, В.И.Боголюбов, Ж.А.Хайдаров, М.Ж.Арстанов, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская и др.) В рамках этого направления стали интенсивно разрабатываться разные инновационные технологии обучения, среди которых и технология коллективного способа обучения (КСО). Однако в отличие от таких технологий, как технология модульного обучения, проектного, контекстного, игрового обучения и т.д., технология коллективного способа обучения выросла из соответствующей формы организации обучения. В отечественной педагогике эта технология связана с именем В. К. Дьяченко, который обосновал на общедидактическом уровне цели, содержание, сущность этой формы. Его исследования и работы последователей Красноярской школы.
В настоящее время в педагогике появилось и закрепилось понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Б.Т.Лихачев пишет, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
- В.П.Беспалько, считает педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса.
- Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
- Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
- Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
- Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, которая включает в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом, т.е, с деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения;
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс;
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
- диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
- Концептуальность.
Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность.
Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью
- Управляемость предполагает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность.
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Отметим, что в настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм.
Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.
Между ними есть еще один опосредующий компонент, важнейшее дидактическое средство, школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства.
О коллективном способе обучения стало известно ещё в 1918 году. Педагог А.Г.Ривин провёл на хуторе Корнин под Киевом небольшой педагогический эксперимент. В течение года он вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях учителю и друг другу. Традиционного расписания в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3–4-летнего образования. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже нередко неплохие педагогические способности.
Ривин Александр Григорьевич (1877–1944) – советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава. А.Г.Ривин сделал педагогическое открытие – самообучение в парах сменного состава (ПСС). В основе теории А.Г.Ривина лежат «три кита»:
- Общение. Человеку свойственно общаться. Более того, человеческое общество существует благодаря общению.
- Человеку, как виду, присущ полиморфизм. Значит, человеку должна быть предоставлена возможность обогащать других своей уникальностью, только ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми.
- Единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является «катализатором» для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо способностью к разумному общению.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
Метод А.Г.Ривина – это не возрождение белл-ланкастерской и это не бригадная форма организации учебной работы. То, что вводил А.Г.Ривин для школьной практики и для педагогической теории, было явлением принципиально новым.
У А.Г.Ривина было много учеников и последователей (М.Д.Брейтерман, А.Г.Вишнепольская, А.С.Соколов, и др.), у которых были попытки применить в средних школах оргдиалог с учениками, но модернизировать эту замечательную систему обучения и сделать ее доступной преподавателям и учителям взялся известный педагог Виталий Кузьмич Дьяченко. Дьяченко В.К. (1923–2008) – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).
Обобщая практический опыт использования механизма диалогового общения в учебном процессе, исследуя организационную структуру учебного процесса, В.К.Дьяченко создал теорию коллективного способа обучения (КСО) [3]. Он предложил определить обучение «как специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передает свой опыт общественно-исторической и практической деятельности».
Современные технологии определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Технология коллективного способа обучения является частью педагогического процесса в контексте деятельностного подхода, потому что системно – деятельностный подход является основой ФГОС и обусловливает изменение общей парадигмы образования. В основе стандартов второго поколения этот подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт направлен на обеспечение демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; формирования критериальной оценки результатов освоения.
В рамках КСО у учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
КСО – это технология демократического способа обучения по способностям, потому что при таком обучении происходит деловое сотрудничество между педагогами и обучающимися и между обучающимися, когда в процессе учебной задачи развёртывается диалог. В ходе диалога учащиеся осознают свою значимость, ощущают принятие их способа мышления, способа видения мира.
Отметим, что целью современного образования является усвоение закономерностей, явлений и процессов, многих способов самостоятельного приобретения знаний, способность самостоятельного приобретения знаний, способность к познавательной деятельности лежит в основе творческих процессов самообучения, которое является начальным этапом самообразования.
При формировании и развитии навыков самообучения можно использовать самые различные формы и методы работы: работа с текстом, справочными материалами, использовать методику коллективного взаимообучения.
КСО включает парную и групповую работу. Обучающиеся учатся задавать вопросы друг другу, они приучаются к плюрализму мнений.
КСО всеми своими методиками «превращают» каждого обучающегося и весь коллектив в целом в субъект самообучения.
Сущность коллективного обучения заключается в том, что все обучают каждого, и каждый обучает всех, т.е. действует самообучающийся и самообразовательный коллектив, под руководством профессионального педагога [8]. Коллективная форма работы, то есть учебные занятия в парах сменного состава направлена на выработку таких важных умений, как:
- самостоятельно изучать литературу;
- мыслить творчески, анализировать и делать выводы;
- излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);
- слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);
- коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. Для каждого из которых в теории коллективного способа обучения разработаны алгоритмы (методики) работы.
Как отмечалось, работа на коллективных занятиях происходит как общение в парах сменного состава. Это связано с тем, что минимальное число людей, между которыми может происходить общение, - два человека, пара; при этом имеет место взаимно однозначное соответствие между одновременно говорящими и одновременно слушающими. Если участников общения становится больше, то структура общения изменяется, так как исчезает объективное равенство условий взаимодействия. С увеличением численности группы меняется соотношение между говорящими и слушающими: один говорит – остальные слушают.
В жизни человек чаще вступает в общение с другими людьми, обращаясь не к группе, а к отдельным людям. При этом для общения характерны не замкнутость в одной и той же паре, состоящей из двух постоянных собеседников, и сменяемость состава пар, вступающих во взаимодействие. В силу такого динамизма общение между людьми приобретает характер диалогических сочетаний (ДС), то есть характер множества диалогов каждого человека с различными людьми [23].
Общение, протекающее в форме диалогических сочетаний, характеризуется, во-первых, единством речевой и мыслительной деятельности; во-вторых, наличием у каждого человека возможности обогащать других своей уникальностью и при этом обогащаться самому в процессе взаимодействия с ними.
Коллективные учебные занятия - это такая учебно-образовательная работа, в основе которой лежит механизм диалогических сочетаний (ДС). ДС - это и есть поочередная работа каждого с каждым. В самом общем виде это означает, что один член образовательного коллектива по очереди учит всех других, а последние по очереди учат его, то есть, имеют место последовательные взаимодействия всех со всеми. В процессе такого обучения ученики систематически играют две роли: роль ученика и роль учителя [23].
Привлечение учащихся к делу преподавания является очень важной мерой в познавательном отношении. Еще великий чешский педагог Я. А. Коменский писал, что положение: «Тот, кто учит других, учится сам», - является чрезвычайно правильным, потому что обучающий получает возможность глубже проникать в сущность изучаемых вещей.
Каким образом осуществляется учебная деятельность в парах сменного состава (ПСС)?
Обучающиеся распределяются по парам в замкнутых группах (4–6 человек). Каждый член пары имеет у себя учебный текст и средства для письма. Сначала один из пары читает вслух небольшой кусочек текста (обычно от 5 до 11 строк), заключающий в себе более или менее законченное целое. Затем происходит совместное обсуждение прочитанной информации, и партнер заносит существенные ее элементы в тетрадь “докладчика”. После этого аналогичным образом проводится работа с частью текста второго члена пары. Проделав все это, партнеры расходятся, первоначальные пары распадаются. Каждый член распавшейся пары находит среди окончивших работу школьников своей группы нового партнера для дальнейшей работы. Таким образом, каждый ученик замкнутой группы вступает в новые парные комбинации.
В последующих встречах (парах) каждый из партнеров вкратце рассказывает материал, освоенный в предыдущих встречах, а затем происходит дальнейшее изучение их текстов. Опыт показывает, что такая работа дает возможность ученику самостоятельно изучить свой материал и помочь своему партнеру сделать то же самое.Приведенное описание процесса обучения раскрывает суть диалогического общения по актуальной проблеме при работе в ПСС.
Итак, имея в виду основные черты, сущность коллективной формы организации учебной деятельности (работы в ПСС, проходящей по принципу ДС), можно обозначить существенные положения коллективной формы обучения (КФ):
- КФ является активной формой организации учебного процесса; учащийся, работающий в рамках этой формы, становится субъектом обучения;
- КФ дает возможность обучающимся реализовывать ведущую социально-психологическую функцию - общение;
- формирование знаний и умений связано с выполнением определенных действий, которыми должны владеть учащиеся. В условиях КФ появляется возможность в процессе формирования таких действий выделить внешнеречевой этап (в соответствии с теорией П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий).
Преимущества коллективных занятий:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- каждый работает в индивидуальном темпе;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, следовательно, обеспечивает более полное усвоение.
Коллективная форма определенным образом организует общение учеников. Общение же всегда содержательно. Поэтому конкретная реализация коллективной формы зависит от того содержания, которое изучается с использованием этой формы. Именно содержанием определяется выбор той или иной методики (технологии), применяемой в рамках КФ.Приведем примеры некоторых методик организации обучения.
Описанную выше технологию взаимодействия учащихся в парах называют Методикой Ривина (МР). Она предполагает:
- до начала работы ученики не владеют информацией, которую им предстоит изучать;
- каждый ученик изучает свой материал.
Приведем алгоритм работы обучающихся по методике Ривина:
Алгоритм работы по методике Ривина (МР)
- Получите текст и цветовой сигнал.
- Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.
- Прочитайте партнеру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделен.
- Прочитайте партнеру один абзац.
- Партнер задает вопросы для того, чтобы вы поняли (если необходимо, выпишите в тетрадь) значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца.
- Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.
- Запишите заглавие в тетрадь.
- Приступайте к работе над темой партнера (в последовательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).
- Поблагодарите друг друга за совместную работу (и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите нового партнера, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).
- Второму партнеру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.
- Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).
- По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению на малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.
- После выступления на малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учета.
- Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.
Как уже было сказано выше, существуют и другие методики работы в парах сменного состава:
- Алгоритм работы по мурманской методике (ММ)
- Алгоритм работы по методике Ривина-Баженова (МРБ)
- Алгоритм работы по обратной методике Ривина (ОМР)
- Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем (МВТ)
- Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
В таблице 1 дана краткая сравнительная характеристика методик КСО.
Таблица 1. Характеристики основных методик коллективного способа обучения
| Тип урока | Особенности методики |
Отличие от МР |
Методика Ривина (МР) |
||
Изучение нового. Изучение нового и первичное закрепление |
Применима для любой возрастной группы учащихся. Применима от 20 минут до двух уроков. Требует умений читать, выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог |
- |
Мурманская методика (ММ) |
||
Систематизация и обобщение. Комплексное применение знаний |
Применима для всех возрастных групп учащихся. Применима от 20-40 минут до двух уроков. Лучше – для начальных классов. Методика устная |
Проводятся самостоятельные работы с самооценкой. Отработка, обобщение и систематизация знаний |
Методика взаимопередачи тем (МВТ) |
||
Изучение нового |
Применима для всех возрастных групп, не имеющих навыков работы с литературой. Применима от 45 до 90 минут |
Даются задания трех уровней сложности. Проводится индивидуальный учет знаний в малых группах с обязательной оценкой. Возможен взаимоконтроль |
Методика взаимообмена заданиями (МВЗ) |
||
Изучение нового. Систематизация и обобщение. Контроль |
Применима для всех возрастных групп. Требует развитых общих умений. Применима от 45 минут |
Рассчитана на систематическое и комплексное применение знаний в малых группах учащихся одного уровня |
Методика Ривина-Баженова (МРБ) |
||
Систематизация, обобщение, комплексное применение знаний. Контроль и коррекция |
Требует от 45 до 90 минут. Одинаковых карточек нет. Посадка свободная. Учет знаний индивидуальный. Взаимоконтроль |
Рассчитана на систематический контроль |
Обратная методика Ривина (ОМР) |
||
Изучение нового. Систематизация и обобщение. |
Требует от 45 до 90 минут. Лучше в старших классах (гуманитарный цикл). Требует устойчивых навыков работы с любой литературой |
Посадка по Ривину. Используется учет в индивидуальной и малой группе. Защита в малой группе |
Таким образом, можно утверждать, что существующий спектр методик работы в парах сменного состава существенно расширяет дидактические возможности образовательного процесса.
Для того чтобы работа в парах была возможна, учащимся необходимо дать опору, используя которую они будут обучать друг друга. Такой опорой может быть карточка с заданием, вопросник, памятка и т.д.. Структура карточек предполагает, как минимум, две части: первая содержит информацию для изучения, вторая - для закрепления.
В первой части как дополнение могут быть предложены некоторые теоретические факты: формулы, правила, определения и т.д. Вторая часть предназначена для самостоятельного выполнения учеником, а затем его партнером. Кроме того, иногда в карточке представлена третья часть, где предлагаются задания повышенного уровня сложности.
Задания в первой части карточек, используемых в технологиях «ВЗ» и «ВТ», должны быть очень хорошо предварительно усвоены учениками, так как они в дальнейшем будут обучать этому материалу своих партнеров. Поэтому необходимо осуществить так называемый ввод, или запуск, заданий. Этот запуск может произвести учитель индивидуально с каждым учеником или с группами учащихся, имеющих одинаковое задание в первой части. Учителю могут помочь консультанты-учителя, студенты, старшеклассники или ассистенты из числа наиболее подготовленных учеников того же класса.
Кроме карточек с заданиями можно использовать различные инструкции, памятки, вопросники. Их составляет учитель (например, по результатам фронтальной беседы с классом по определенной теме) или пользуется уже готовыми вариантами.
Для эффективного использования на уроках коллективной формы обучения необходимо предварительно провести подготовительную работу, которую следует рассматривать с двух сторон: организационной и содержательной.
Для того чтобы работа в сменных парах проходила успешно, школьники должны научиться объяснять, задавать вопросы и отвечать на них, соотносить свой темп работы с темпом работы товарища, регулировать громкость своего голоса, находить комфортную для себя и других посадку и т.д. Обучение этим и другим действиям следует начинать в постоянных парах в процессе осуществления учащимися знакомых видов деятельности и на знакомом школьникам материале (проверка правил, взаимные диктанты, устные и письменные комментарии к ним, составление заданий для партнера с последующей проверкой их выполнения и др.).
Вопрос о целесообразности и месте содержательной подготовки к изучению определенного материала в парах сменного состава решается в зависимости от цели работы в парах, особенностей учебного материала и от уровня подготовки учащихся. Она может проходить во фронтальной, групповой и индивидуальной формах. Содержание подготовительной работы определяется конкретным материалом, предназначенным для изучения.
Г.К.Селевко считает, что коллективный способ обучения как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, которые помогут активизировать учебно-познавательные процессы;
- коммуникацию и общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание в группе;
- рефлексию, через которую ученик понимает, что и для чего он делает, а значит и обеспечивается адекватная коррекция ошибок, возникающих в ходе работы.
Коллективная технология развивает коммуникабельность, общительность, терпимость друг к другу, а это немаловажные качества в человеке, которые пригодятся в современном мире. Систематическое применение данной технологии на уроках, помогает в последующем слаженной работе группы и класса в целом, дети лучше понимают новый материал, становятся уверенными, учатся нести ответственности за принятые решения.
Список литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- https://slovar.cc: сайт. Лексикографический интернет-портал: онлайн-словарь русского языка Ефремовой Т.Ф., 2012 -. – URL: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/366567.html (дата обращения: 17.11.2020). - Текст: электронный.
- Бантова, М.А, Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.,1984. – C. 237
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, - 1989. – С. 194.
- Брейтерман, М. Оргдиалог А.Ривина //Частная школа. Текст: непосредственный, — 1995. — № 6. — С. 54—59.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я.Гальперин. — М., 1985. – С. 3–9.
- Казько, Е.С. обучение учащихся составлению плана решения сюжетных математических задач в условиях КСО (Методические рекомендации) - П.: - 2007. – С. 17.
- Дьяченко, В.К. Новая педагогическая технология в действии /Начальная школа. -1994.—№ 4. – С. 54–61.
- Дьяченко, В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения (КСО). Усть-Каменогорск: МП «Просвещенец», - 1992. - С. 10–20.
- Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ. - М.: Изд.центр «Академия», - 2009. – С. 88
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. - 2006. – С.816
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – С.13-14, С. 16–17.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - С. 350.
- Скокова, О.Г. Коллективный способ обучения на уроках математики// Математика в начальной школе. - 2008. - №6. - С.47-48.
- Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, В.П.Киширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С.480.