Возможности учебников по математике в начальной школе для применения технологии коллективного способа обучения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Образовательные программы начального общего образования разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов начального общего образования.

Математика как учебный предмет играет одну из важнейших роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий̆ мир, решать жизненно важные проблемы. Она открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе математика способствует развитию у учащихся познавательных действий в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности [1].

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания не только этого предмета, но и других. Полученные знания применяются и в основной школе, а также широко используются в дальнейшей жизни.

Для того чтобы выявить возможности учебников по математике в начальной школе для применения технологии коллективного способа обучения проведем сравнительный анализ.

Таблица 1. Сравнительный анализ учебников по математике

Математика М.И.Моро, С.В.Степановой, С.И.Волковой, (УМК «Школа России»).

Математика Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой, (УМК «Перспектива»)

Цели и задачи учебного пособия

Цели: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Цели:
— развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
— освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
— воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:
1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т.д.);
2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Структура учебного пособия

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Содержание обучения в программе предоставлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Тестовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры».
«геометрические величины», «Работа с информацией». Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала вариантную части Каждый раздел учебника завершается проверочной работой тестовыми заданиями и проектной деятельностью. Такая структура учебника и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению

Способы раскрытия тем в материале учебника

Для развития познавательных способностей каждого ребенка обновлена тематика задач, введён разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логические мышление и воображение детей.
Содержание предметного материала предусмотрено выстроить так, что начиная с первого класса, школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это будет способствовать формированию умения решать задачи творческого и поискового характера.

Важное значение уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие образного и логического мышления, пространственного восприятия, воображения, интуиции. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющие применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира. Учебники содержат задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс.

Методический
аппарат
учебника
(оформление,
дидактические
средства,
иллюстрации,
задания для
учащихся)

В учебниках математики предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
В конце каждого урока предусмотрены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках будет заканчиваться рубриками: «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения»

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разно уровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий

Преимущества и недостатки (достоинства и упущения) того или иного учебника

Наиболее распространенный комплект для начальной школы и постоянно обновляющийся современной комплект. Программа «Школы России» всегда ориентирована на главный принцип обучения - доступность содержания учебного материала.
К недостаткам можно отнести простоту, репродуктивный характер заданий (повтори, спиши), минимум логических заданий развивающих кругозор детей, малое количество заданий на отработку нового материала, простота заданий для работы в паре;

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.
Обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения.
К недостаткам и одновременно преимуществам можно отнести: нестандартная подача информации,
нет преемственности (УМК разработан только для начальной школы, после четырёх лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки), ставка на самостоятельность (программа не даёт готовых алгоритмов и учит создавать свои).

Таким образом, в курсе «Математика» авторы, М.И.Моро, С.В.Степанова, С.И.Волкова, особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации [3].

Ведущая идея линии УМК по математике Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой «Обучение не только математике, но и математикой», - направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение [3].

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г.Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3. – С. 61–84.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1-4 кл. Примерные рабочие программы. /Дорофеев УМК «Перспектива» (ФГОС). - М.: «Просвещение», - 2019. – С. 13-88.
  3. Моро, М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М.: «Просвещение», - 2019. – С. 18–33.