Образовательные программы начального общего образования разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов начального общего образования.
Математика как учебный предмет играет одну из важнейших роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий̆ мир, решать жизненно важные проблемы. Она открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе математика способствует развитию у учащихся познавательных действий в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности [1].
Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания не только этого предмета, но и других. Полученные знания применяются и в основной школе, а также широко используются в дальнейшей жизни.
Для того чтобы выявить возможности учебников по математике в начальной школе для применения технологии коллективного способа обучения проведем сравнительный анализ.
Таблица 1. Сравнительный анализ учебников по математике
|
Математика М.И.Моро, С.В.Степановой, С.И.Волковой, (УМК «Школа России»). |
Математика Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой, (УМК «Перспектива») |
Цели и задачи учебного пособия |
Цели: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Задачи: |
Цели: Задачи: |
Структура учебного пособия |
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». |
Содержание обучения в программе предоставлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Тестовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры». |
Способы раскрытия тем в материале учебника |
Для развития познавательных способностей каждого ребенка обновлена тематика задач, введён разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логические мышление и воображение детей. |
Важное значение уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие образного и логического мышления, пространственного восприятия, воображения, интуиции. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющие применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира. Учебники содержат задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс. |
Методический |
В учебниках математики предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка». |
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разно уровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий |
Преимущества и недостатки (достоинства и упущения) того или иного учебника |
Наиболее распространенный комплект для начальной школы и постоянно обновляющийся современной комплект. Программа «Школы России» всегда ориентирована на главный принцип обучения - доступность содержания учебного материала. |
Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. |
Таким образом, в курсе «Математика» авторы, М.И.Моро, С.В.Степанова, С.И.Волкова, особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации [3].
Ведущая идея линии УМК по математике Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой «Обучение не только математике, но и математикой», - направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение [3].
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г.Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3. – С. 61–84.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1-4 кл. Примерные рабочие программы. /Дорофеев УМК «Перспектива» (ФГОС). - М.: «Просвещение», - 2019. – С. 13-88.
- Моро, М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М.: «Просвещение», - 2019. – С. 18–33.