Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика: от игры к знаниям»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с


Уровень: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 4-6 лет.

Срок реализации: 1 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес дошкольников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Педагогическая целесообразность Программы

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов основ элементарной математики. Они содействуют развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики и правильному применению математической терминологии.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к обучению математике, развития интеллектуальных возможностей обучающихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Осуществляется учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяется познавательный интерес обучающихся к проблемам данной науки, расширяется кругозор, углубляются знания.

Новизна Программы

Новизна Программы заключается в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В структуру Программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность. В процессе выполнения заданий дети научатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить ответ.

При обучении по Программе учитываются возрастные особенности дошкольников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Во время занятий поддерживается прямое общение между обучающимися (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания имеют форму состязаний, соревнований между командами.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления и математической речи.

Задачи Программы

Обучающие:

  • обучать основным приемам решения математических задач;
  • обучать алгоритмам арифметических действий для вычислений;
  • обучать правильному применению математической терминологии;
  • обучать умению делать выводы и обобщения, обосновывать собственное мнение;
  • повышать мотивацию и формировать устойчивый интерес к изучению математики;
  • обучать основам геометрии.

Развивающие:

  • развивать речь, применять терминологию для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
  • развивать потребность узнавать новое, проявлять интерес к занятиям математикой, учиться пользоваться математическими знаниями и в повседневной жизни;
  • развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и обогащать математический опыт.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 4 – 6 лет, желающих заниматься математикой.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 8 месяцев, включает в себя 64 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – до 15 человек.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника,
  • обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Курс занимательной математики дает возможность заниматься формированием метапредметных результатов, таких как:

  • анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
  • конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового
  • характера;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения к известным понятиям.

Предметные результаты:

  • знать состав чисел в пределах десятка;
  • рассуждать логически;
  • анализировать текст задачи, выделять условие и вопрос;
  • выделение существенных признаков предметов;
  • сравнение между собой предметов, явлений;
  • определение последовательности событий;
  • выявление закономерностей и проведение аналогий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный-тематический план

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

1

Математика – это интересно

1

1

0

 

1.1

Вводное занятие

1

1

0

Беседа, наблюдение

2.

Удивительный мир чисел

16

5

11

 

2.1.

Количество и счет

10

3

7

Наблюдение, решение практических задач

2.2.

Величина

6

2

4

Наблюдение, математическая игра, решение практических задач

3.

Геометрическая мозаика

20

4

16

 

3.1.

Простейшие геометрические представления

5

2

3

Наблюдение, математическая игра

3.2.

Геометрические фигуры

11

1

10

Решение практических задач, наблюдение

3.3.

Графические работы

4

1

3

Наблюдение, решение практических задач

4.

Пространственно-временные представления в математике

12

4

8

 

4.1.

Ориентировка во времени

6

3

3

Беседа, наблюдение

4.2.

Ориентировка в пространстве

6

1

5

Наблюдение, решение практических задач

5.

Мир занимательных задач

15

2

13

 

5.1.

Конструирование и моделирование

7

1

6

Наблюдение. решение практических задач

5.2.

Логические задачи

8

1

7

Решение практических задач, викторина

 

Итого

64

16

48

 

См. продолжение Программы