Цель: Формирование эмпатии (принятия, понимания, сопереживания) в процессе восприятия классических музыкальных произведений с позиции элементарного музицирования орфовской педагогики, через реализацию творческих музыкально-театрализованных проектов, поисковую, экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение чувствовать и вычленять элементарные выразительные средства музыки, посредством поисковой, экспериментальной, игровой деятельности.
- Формировать умение создавать авторские песенные, двигательные, инструментальные импровизации.
Воспитательная:
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к произведениям классической музыки, своим и чужим творческим сочинениям.
Развивающая:
- Развивать координацию музыки (метрической пульсации) с речью и движением; коммуникативные навыки при ориентации в пространстве; песенное творчество воспитанников.
Предполагаемый результат:
- Дети научатся вычленять элементарные выразительные средства музыки и на их основе создавать авторские песенные, двигательные, инструментальные импровизации.
- У детей появится уважительное и бережное отношение к произведениям классической музыки, своим и чужим творческим сочинениям.
- Дети получат удовольствие от игры с элементарными средствами выразительности произведений, создания собственно-сочинённых музыкальных театрализованных мини-спектаклей.
Создавая условия для импровизаций, игр с музыкой, организуя сочинение песен детьми мы пришли к созданию музыкальной студии по экспериментированию и элементарному музицированию «МуzЭксп», которая существует уже 7 лет.
Для повышения эффективности данного направления работы, я посетила семинары-практикумы ведущих специалистов Росси по Орф-педагогике. Я увидела, как из маленьких импровизаций, четверостиший, музыкальных тем можно составить целый мини-спектакль и как дети с ОВЗ(ТНР) в процессе «постановки» учатся договариваться, принимать роль, брать ответственность, проявлять инициативу, ну и, конечно, развивают навыки вербального и невербального общения. Здесь все интуитивно, мгновенно, сакрально, музыкально и необычно.
Универсальность Орфовского подхода состоит в синтезе идей, подсказанных генезисом развития детей и мировой историей развития музыкального мышления. Музыка – как важнейшее стремление к эмоционально-двигательному самовыражению, реализация ИДЕИ посредством звуков. Музыка выступает как величайший опыт человечества, развитие эмоционального интеллекта ребёнка.
1 этап:
Почти вся творческая работа детей организуется в подгруппах. Это могут быть как одновременные танцевальные, инструментальные импровизации на какого-нибудь героя сказки, или сочинение парафразов на стихи или музыку. Дети сами договариваются, выбирают роли, инструменты. Конечно, педагог в роли партнёра, советчика и полноправного участника помогает договориться, навести детей на ИДЕЮ, помочь составить сюжетную линию.
Двигательные игры: «Сектора», «Стой-Иди» с заданиями на двигательную импровизацию, компьютерные игры «Угадай, кому подходит», «Ассоциации» с открытыми задачами, способствую развитию аналитического мышления, вычленению того элементарного в выразительном языке музыки на основе которого, можно отнести предложенную музыку, движения к характеристике определенного героя.
2 этап:
Обязательный «ПРОСМОТР» творческих продуктов каждой подгруппы и обмен мнениями, предложениями, конструктивная критика детей. В этой ситуации педагог либо не высказывает свое профессиональное мнение, либо высказывает его последним, подводя детей на возможный другой вариант интерпретации того же задания.
3 этап:
Обменяться заданиями. И при реализации ИДЕИ не повториться с предыдущей командой, создать новое, свое.
Итоговый этап:
После нескольких встреч-занятий (4-5), на которых дети имеют возможность проиграть, протанцевать, озвучить инструментами, фонемами, звучащими жестами музыку всех героев, и совместного выбора с детьми, наиболее понравившейся интерпретации, мы собираем отдельные уже проигранные, придуманные номера в единый мини-спектакль. На этом этапе ребёнок сам выбирает роль, которая ему больше всего понравилась, или совместно, мы с детьми решаем, у кого был самый интересный вариант исполнения и просим его взять эту роль на себя. На этом этапе педагог предлагает варианты переходов, соединений отдельных проигранных частей. Предложения детей также принимаются к реализации.
С начала введения технологий элементарного музицирования я начала отмечать стойкий рост мотивации детей к музыкальной деятельности, стремлению договариваться и уважительно относиться к любым творческим проявлениям других детей, а также общению с инструментами. Ежегодный мониторинг подтверждает рост певческих навыков, владения своим голосом, а также улучшение показателей по восприятию классической музыки. У каждого ребенка появились любимые, узнаваемые классические музыкальные произведения, что они и демонстрируют, играя в компьютерную игру «Угадай мелодию». Результатом такой работы можно также считать приобщение детьми своих родителей к музицированию как в ДОУ так и дома, общению с классической музыкой.
«Детский альбом для мамы», Муз.батл «Мажор–Минор», «День Музыки»(заключительная точка традиционного проекта в начале года «Звуки окружающего мира»), занятия в форме доски выбора по теме музыкальных проектов: «Карнавал» по произведениям «Карнавала животных» К.Сен-Санса, «Детский альбом» по произведениям П.И.Чайковского, «Инструменты симфонического оркестра» по произведениям С.Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», «Три чуда» по музыке Н.А. Римского-Корсакого, мини-спектакли на праздниках: «Звуки осени» с элементами бодиперкуссии, «Осенний лес» с звучанием фонем, инструментов на осеннем празднике, «Часы», «Зимняя сказка», «Саночки» на новогоднем празднике и т.д., публикация материалов с занятий, ссылок на произведения на страничке ДОУ в ВК.
В нашем ДОУ давно стало практикой сотворчество родителей с детьми на всех праздниках, развлечениях и организация дистанционно условий для совместного домашнего музицирования через страничку ДОУ в ВК, чаты групп. Родители быстро раскрепощаются и музицируют вместе с детьми, ведь своему ребёнку никто не может отказать.
«Битва» детского оркестра с оркестром родителей на осеннем празднике - «Симфония борща», «Ария капусты». Совместное исполнение «Солнечного, весеннего, зимнего рондо». А также, моделирование детьми движения мелодической линии для исполнения родителями новой авторской песни.
Уже на протяжении 17 лет мы являемся активными участниками городского фестиваля театрализованных представлений дошкольных образовательных учреждений «Калейдоскоп сказок» ЗАТО г.Железногорска. В 2024 учебном году мы с детьми впервые решили участвовать с нашими мини-спектаклями: «Петя и Волк» по музыке С.Прокофьева (старший возраст), «Три Чуда» по музыке Н.А.Римского-Корсакого (подготовительный к школе возраст).
Одним из организаторов городского фестиваля театрализованных представлений дошкольных образовательных учреждений «Калейдоскоп сказок» ЗАТО г.Железногорска является городское методическое объединение музыкальных руководителей, в рамках которого и был представлен в 2024г. музыкально-образовательный проект «Фантазируем, играем, импровизируем». Коллегам поэтапно была представлена работа над мини-спектаклями.
2024г. Проведение круглого стола на заседании творческой группы ГМО музыкальных руководителей по теме: «Система организации слушания музыки с учетом деятельностного подхода и поддержки инициативы детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, экспериментальной деятельности с классической музыкой».
2024г. на XII Педагогической конференции «Продуктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений, как необходимое условие реализации ФОП ДО» в городе Сосновоборске, я представила доклад: «Организация домашнего дистанционного участия, сотворчества детей и их родителей в музыкальном образовательном проекте «Детский альбом для мамы». В котором рассказала о создание условий для домашнего музицирования детей и родителей по музыке «Детского альбома» П.И.Чайковского и продвижении посредством совместной деятельности с детьми технологий орф-педагогики в музыке (импровизаций, моделирования, экспериментирования с музыкой) для родителей.
2023г. публикация материалов по проекту «Детский альбом для мамы», и занятия «Музыкальный батл» на сайте Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Участие в семинарах ведущих специалистов орфовского движения России в 2022-2024 гг., таких как Ирина Шестопалова г. Новосибирск и Натальи Вальченко г.Выборг дали огромный толчок для корректировки моей системы использования технологий музыкального музицирования как в кружковой деятельности, так и на занятиях.
Больше внимания стала уделять координации музыки, речи и движений.
Ранее, используя простые жесты бодиперкуссии, проходило только разучивание песен. Теперь я ещё подбираю четверостишия для мини-сценок, в которых игры с фонемами переходят в парафраз с инструментами и бодиперкуссию (исполнение двухголосия – метр и ритмический рисунок). Создание мини-спктакля «Петя и Волк» на музыку симфонической сказки С.Прокофьева является моей авторской разработкой.
Так как я работаю в ДОУ, который посещают дети с ОВЗ(ТНР), то этим обусловлена коррекционная направленность использования технологий элементарного музицирования.
Коррекционная составляющая:
Особое внимание уделяется координации музыки, речи, движения через разучивание ритмических разминок (читаем рэп). Разучивание песен всегда проходит с исполнением метра на клавесах, крышечках, щипках, звучащих жестов, на кинетических ковриках. Особенности координации движений воспитанников диктуют организацию взаимодействия с инструктором по физической культуре и проведение гимнастик под живое музыкальное сопровождение.
По составленным учителем-логопедом лексическим темам, на каждом занятии мы «сочиняем» песню. Дети предлагают, о чём мы поем (в рамках лексической темы), и мы вместе подбираем определения или составляем фразу - слова песни. Ребёнок-композитор моделирует на доске движение мелодической линии.
Эмоциональная составляющая.
У детей с ТНР страдает эмоционально-волевая сфера, совместно с педагогом-психологом проводится работа на раскрепощение, получение удовольствия от игры с музыкой, принятие правил, уважительного отношения к партнеру.
Признание заслуг:
- Почетная грамота Министерства образования и науки российской Федерации № 674/к-н от 24 июля 2015;
- Благодарственное письмо министерства образования и науки Красноярского края 2012г.;
- Свидетельство о занесении на Доску почёта ЗАТО Железногорск 2019г.;
- Благодарственное письмо МКУ «Управление образования» г.Железногорск 2023г.;
- Почётная грамота Администрации ЗАТО г.Железногорск, 2024г.