Формирование у младших школьников читательской грамотности с применением «Читательской пирамиды»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: В.П.Астафьев, читательская грамотность, В.Астафьев «Стрижонок Скрип», Читательская пирамида


Основным предметом в начальной школе, способствующим формированию читательской грамотности, является литературное чтение. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, сделать учащихся вдумчивыми читателями - одна из важных задач данных уроков. Для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие - отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе - организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения.

В своей педагогической практике я часто организую анализ художественного произведения с использованием технологии «Читательская пирамида», предложенной американским психологом методов обучения Бенджамином Блумом.

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". В методике Блума используется кубик, 6 граней которого названы в соответствии с решаемой когнитивной задачей.

В нашем педагогическом опыте я использую прием «Читательской пирамиды», когда для каждого этапа урока применяется отдельный кубик (6 штук). Кубики ставятся друг на друга, образуя пирамиду. Это позволяет обучающимся наглядно увидеть, что их деятельность носит системный характер.

  • Кубик «Знакомство» - назови, опиши, перечисли.  Предполагает воспроизведение знаний.
  • Кубик «Понимание» (объясни, скажи почему) блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи.
  • Кубик «Сравнение» (сравни, сделай вывод) – позволяет сравнивать, сопоставлять, что важно для глубины анализа произведения.
  • Кубик «Оценка» (оцени, докажи) - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
  • Кубик «Применение» (подумай, обобщи). Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
  • Кубик «Создание» (создай, предложи, составь, нарисуй) – предполагает творчество учащихся.

Проиллюстрируем на примере практическую возможность использования приема «Читательская пирамида» на примере урока литературного чтения по произведению В.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Тема урока: «Школа жизни стрижонка Скрипа»

Перечень формируемых компетенций:

  • Умение найти и извлечь актуальную информацию, необходимую для дальнейшего анализа произведения;
  • Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  • Умение применить действия сравнения, соотнесения, сопоставления полученной в ходе анализа информации, использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
  • Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы;
  • Умение выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • Умение установить причинно-следственные связи.

Технологическая карта урока

Тема: «Школа жизни стрижонка Скрипа (по рассказу В.Астафьева)».

Цель: формирование читательской грамотности, умения анализировать текст художественного произведения с использованием технологии «Читательская пирамида».

Задачи:

  • Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • Формирование умения выборочного чтения, умения оценивать поступки героев, сострадать героям, обобщать и называть уроки жизни героев;
  • Создание условий для формирование читательской грамотности младших школьников;
  • Создание условий для принятия гуманного отношения человека к природе.

Этап урока

Содержание этапов

Примечания

Мотивационный этап

У.: Приветствует детей:
- Ребята, мы начинаем урок внеклассного чтения. Приближается наступление весны, поэтому, готовясь к уроку я украсила окна нашего класса цветами и изображениями птиц. Как вы думаете, почему?
Д.: - Птицы – вестники весны
Прослушивание фрагмента «Весеннее пение птиц»

 

Постановка темы урока, целеполагание, планирование учебной деятельности на уроке

У.: - Как вы думаете, почему урок наш я начала с разговора о птицах?
Д.: - Потому, что мы сегодня будем вести разговор о рассказе В.Астафьева «Стрижонок Скрип».
У.: - Рассказ вы читали дома, а сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться анализировать содержание литературного произведения с применением нашей читательской пирамиды.
- Давайте сформулируем учебные задачи для нашего урока.
Д.: (Выбирают и озвучивают учебные задачи из предложенного списка)

  • Познакомиться с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева;
  • Учиться анализировать литературное произведение;
  • Учиться выделять уроки жизни героев;
  • Учиться моделировать обложку для литературного произведения.

 

Реализация плана урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева

У.: - Чтобы познакомиться с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева, я предлагаю вам прочитать отрывок из письма автора своим читателям.
Д.: (Читают содержание письма)
«Всегда неповторима, всегда прекрасна пора детства. Мое детство было далеко не безоблачным. Больше, наверное, от того, что рано познанные лишения, сиротство дали возможность острее чувствовать горе и человеческую доброту. К тому же детство мое прошло в деревушке, приткнувшейся к берегу самой красивой в мире, на мой взгляд, реки – Енисею. О деревне, родных местах, великих тружениках и добрых людях я писал свои рассказы. Брался за очередной рассказ, когда память грустью подступала к сердцу и до мельчайших подробностей восстанавливала какой-нибудь кусочек из детства».
У.: - Что вы узнали о жизни писателя из этого отрывка?
Д.: участвуют в беседе, слушают учителя, рассматривают слайды.
У.: (продолжает рассказ, сопровождая показом слайдов)
- Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка недалеко от Красноярска. Мать Виктора погибла, когда мальчику было 7 лет, а будучи учеником 5 класса писатель потерял и отца. Детство мальчика прошло в родных краях, воспитывался Виктор в детском доме. Большинство его рассказов – автобиографичные, т.е. повествуют о реальных событиях из жизни автора.
На слайде:
«Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы»
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев ушел добровольцем на фронт. На войне Виктор сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом.
Писать Астафьев начал в послевоенные годы.
В 1970 году семья Астафьевых переехали в Вологду. В то время там жили известные советские писатели — Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Астафьев познакомился и быстро подружился с ними. В Вологде он продолжал заниматься творчеством.
На слайде:
«Один мудрый человек советовал каждому найти свою поляну. Я ее нашел в Вологде. Вообще Русский Север, когда я приехал туда, покорил сразу. Поразили своею красотой северные пейзажи. Ничего подобного ни в Сибири, ни на Урале не видел. В дружеском кругу я многому научился, многое понял. И главное — что надо быть с Родиной, — понял именно в Вологде»
На склоне лет Виктор Астафьев вернулся в родную деревню Овсянка, в 2001 году писателя не стало. Он умер в возрасте 77 лет, оставив в русской литературе богатое наследие, свои художественные произведения.

 

Кубик «Знакомство». Тест на проверку знания содержания текста

У.: - Ребята, с рассказом «Стрижонок Скрип» вы знакомились дома. Давайте проверим, насколько внимательными читателями вы были.
Перед вами зашумленная таблица. Найдите и закрасьте в ней ячейки, в которых есть ответы на мои вопросы.

  • Как звали главного героя рассказа?
  • Где жили стрижи?
  • Как иначе называют стрижей?
  • Чем питаются стрижи?
  • Клич стрижей, предвещающий об опасности?
  • Врач стрижей, с которым сражалась мама-стрижиха?
  • Какой предмет послужил причиной гибели папы-стрижа?
  • Как звали вожака стрижей?
  • От чьих рук чуть не пострадал Скрип?
  • Где строят норки стрижи?
  • Что приносят на своих крыльях стрижи, возвращаясь в родные края?

Д.: Выполняют задание, закрашивают на карточках выбранные ответы (Рисунок 1)

У.: Проверьте свои ответы на слайде.
Д.: Проверяют ответы на слайде.
У.: Стрижи – ласточки – береговушки. Живут в норках в глиняном берегу рек. Глубина норка около 60 см. пьют и едят на лету. Развивают скорость около 100 км/ч. В сутки летают 16017 часов. Стрижи улетают и уносят с собой лето. Прилетают и приносят лето.
- Чтобы нам поставить следующий кубик в нашей пирамиде, давайте восстановим последовательность событий в рассказе. Воспользуемся картинным планом.
Д.: Пользуясь картинным планом, восстанавливают последовательность событий в тексте:
1). Первый день стрижей
2). Строгая мама
3). Гибель мамы
4). Забота о сиротах
5). Скрип учится летать
6). Взрослая жизнь
7). Пора в дорогу

Кубик «Знакомство» позволяет воспроизвести актуальную информацию, необходимую для дальнейшего анализа произведения

 

 

 

 

 

 

Прием «Пятерка»

 

Кубик «Понимание» (объясни, скажи почему)

У.: - Итак, в нашей пирамиде появился новый кубик – «Понимание».
Ответьте на вопросы:
- Кто является первым учителем для стрижат?
- Почему мама воспитывает птенцов одна?
- Почему мама воспитывает детей в строгости?
- Почему Скрип хотел выползти из норки? О каких его качествах говорит этот поступок?
- Почему автор называет стрижат «дружным народом»?
- Почему стрижата осиротели?
- Почему Скрипу пришлось сменить место жительства?
Д.: Участвуют в беседе

Кубик «Понимание» позволяет установить причинно-следственные связи

Кубик «Сравнение» (сравни, сделай вывод)

У.: - Для того, чтобы наше понимание текста было полным воспользуемся следующим кубиком «Сравнение».
- Скажите, какие чувства возникали у вас при чтении рассказа? Сравним их. (радость, грусть, страх и т.д.)
Д.: Участвуют в беседе
У.: - Найдите и прочитайте самый трагический эпизод рассказа «Гибель мамы-стрихижи».
Д.: Читают эпизод из произведения.
У.: - Стрижата рано осиротели. Их мама погибла. Почему птенцам удалось выжить? Какие чувства пробудила в вас эта история?
- Давайте сравним законы природы у животных и законы жизни людей. Что происходит в обществе людей, когда кто-то из детей становится сиротой?
Д.: Рассматривая иллюстрации приходят к выводу, что у многих видов птиц и млекопитающих принято вскармливать осиротевших детенышей. Если мама-зайчиха случайно наткнется на чужого зайчонка, она обязательно покормит молоком. Потому что она знает: другая зайчиха с ее крохами поступит так же. Пингвины устраивают общие ясли для детёнышей.

Кубик «Сравнение» позволяет применить действия сравнения, соотнесения, сопоставления полученной в ходе анализа информации, что важно для глубины анализа произведения

Кубик «Оценка» (оцени, докажи)

У.: - Добавим к ней пирамиде кубик «Оценка».
- Оцените, как, сложилась взрослая жизнь Скрипа? Какие черты характера помогли Скрипу выжить?
- Почему стрижонок чуть было не погиб?
- Давайте прочитаем эпизод с мальчиками.
- Какое чувство испытал Скрип? Почему?
- Оцените поступок мальчиков?
Д.: Участвуют в беседе
У.: - С каким литературным произведением можно сравнить этот эпизод?
Мы совсем недавно работали с этим стихотворением, может кто-то прочтет наизусть?
- О какой проблеме взаимоотношения человека и природы говорит писатель в этом эпизоде?
Д.: Читают эпизод из произведения.
- Стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка».
Читают стихотворение наизусть.
Формулируют проблему «Вмешательство человека в природу губительно»

Кубик «Оценка», вопросы этого блока учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Кубик «Применение» (подумай, обобщи)

У.: - Наша пирамида практически сложена, добавим к ней кубик «Применение».
- Подумайте и скажите, кому и за что вы бы сказали слова благодарности от имени стрижонка Скрипа? Какие уроки жизни усвоил стрижонок?
Какие уроки жизни актуальны и для вас, юных читателей?
Д.: Формулируют «уроки жизни» героя произведения:

  • Нельзя отнимать еду у других стрижат.
  • Опасно вылезать из норки
  • У маленьких птиц есть враги
  • С врагом нужно бороться сообща
  • Без мамы холодно
  • Хорошо, когда умеешь летать!
  • Необходимо трудиться, чтобы быть сытым и в безопасности.

Кубик способствует применению полученной информации для формулировки актуальных для себя выводов, включение ее в собственный опыт. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Кубик «Создание» (создай, предложи, составь, нарисуй)

У.: - Последний кубик в нашей пирамиде «Создание».
Я предлагаю вам создать, используя текстовый редактор, модель обложки для нашего произведения.
Д.: Работают в парах в текстовом редакторе на компьютерах.

Кубик «Создание» предполагает творчество учащихся.

Рефлексия

У.: - Давайте поделимся вашими мнениями, о том, как прошел наш урок.
- План нашего урока реализован полностью. Я благодарю ребят за активную работу.
Д.: Рефлексия цветными карандашами:
Зеленый – я доволен своей работой на уроке
Желтый – на уроке я работал неплохо
Красный – на уроке мне было трудно, неинтересно.

 

Список используемой литературы

  1. Ковалева Г.С. Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. - Просвещение. - 2024 г.
  2. Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности. - https//infourok.ru
  3. Нищеретная Е.В. Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf