Основным предметом в начальной школе, способствующим формированию читательской грамотности, является литературное чтение. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, сделать учащихся вдумчивыми читателями - одна из важных задач данных уроков. Для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие - отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе - организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения.
В своей педагогической практике я часто организую анализ художественного произведения с использованием технологии «Читательская пирамида», предложенной американским психологом методов обучения Бенджамином Блумом.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". В методике Блума используется кубик, 6 граней которого названы в соответствии с решаемой когнитивной задачей.
В нашем педагогическом опыте я использую прием «Читательской пирамиды», когда для каждого этапа урока применяется отдельный кубик (6 штук). Кубики ставятся друг на друга, образуя пирамиду. Это позволяет обучающимся наглядно увидеть, что их деятельность носит системный характер.
- Кубик «Знакомство» - назови, опиши, перечисли. Предполагает воспроизведение знаний.
- Кубик «Понимание» (объясни, скажи почему) блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи.
- Кубик «Сравнение» (сравни, сделай вывод) – позволяет сравнивать, сопоставлять, что важно для глубины анализа произведения.
- Кубик «Оценка» (оцени, докажи) - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
- Кубик «Применение» (подумай, обобщи). Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
- Кубик «Создание» (создай, предложи, составь, нарисуй) – предполагает творчество учащихся.
Проиллюстрируем на примере практическую возможность использования приема «Читательская пирамида» на примере урока литературного чтения по произведению В.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Тема урока: «Школа жизни стрижонка Скрипа»
Перечень формируемых компетенций:
- Умение найти и извлечь актуальную информацию, необходимую для дальнейшего анализа произведения;
- Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
- Умение применить действия сравнения, соотнесения, сопоставления полученной в ходе анализа информации, использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
- Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы;
- Умение выделять главную мысль всего текста или его частей;
- Умение установить причинно-следственные связи.
Технологическая карта урока
Тема: «Школа жизни стрижонка Скрипа (по рассказу В.Астафьева)».
Цель: формирование читательской грамотности, умения анализировать текст художественного произведения с использованием технологии «Читательская пирамида».
Задачи:
- Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
- Формирование умения выборочного чтения, умения оценивать поступки героев, сострадать героям, обобщать и называть уроки жизни героев;
- Создание условий для формирование читательской грамотности младших школьников;
- Создание условий для принятия гуманного отношения человека к природе.
Этап урока |
Содержание этапов |
Примечания |
Мотивационный этап |
У.: Приветствует детей: |
|
Постановка темы урока, целеполагание, планирование учебной деятельности на уроке |
У.: - Как вы думаете, почему урок наш я начала с разговора о птицах?
|
|
Реализация плана урока |
У.: - Чтобы познакомиться с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева, я предлагаю вам прочитать отрывок из письма автора своим читателям. |
|
Кубик «Знакомство». Тест на проверку знания содержания текста |
У.: - Ребята, с рассказом «Стрижонок Скрип» вы знакомились дома. Давайте проверим, насколько внимательными читателями вы были.
Д.: Выполняют задание, закрашивают на карточках выбранные ответы (Рисунок 1) ![]() У.: Проверьте свои ответы на слайде. |
Кубик «Знакомство» позволяет воспроизвести актуальную информацию, необходимую для дальнейшего анализа произведения
Прием «Пятерка» |
|
||
Кубик «Понимание» (объясни, скажи почему) |
У.: - Итак, в нашей пирамиде появился новый кубик – «Понимание». |
Кубик «Понимание» позволяет установить причинно-следственные связи |
Кубик «Сравнение» (сравни, сделай вывод) |
У.: - Для того, чтобы наше понимание текста было полным воспользуемся следующим кубиком «Сравнение». |
Кубик «Сравнение» позволяет применить действия сравнения, соотнесения, сопоставления полученной в ходе анализа информации, что важно для глубины анализа произведения |
Кубик «Оценка» (оцени, докажи) |
У.: - Добавим к ней пирамиде кубик «Оценка». |
Кубик «Оценка», вопросы этого блока учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. |
Кубик «Применение» (подумай, обобщи) |
У.: - Наша пирамида практически сложена, добавим к ней кубик «Применение».
|
Кубик способствует применению полученной информации для формулировки актуальных для себя выводов, включение ее в собственный опыт. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. |
Кубик «Создание» (создай, предложи, составь, нарисуй) |
У.: - Последний кубик в нашей пирамиде «Создание». |
Кубик «Создание» предполагает творчество учащихся. |
Рефлексия |
У.: - Давайте поделимся вашими мнениями, о том, как прошел наш урок. |
|
Список используемой литературы
- Ковалева Г.С. Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. - Просвещение. - 2024 г.
- Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности. - https//infourok.ru
- Нищеретная Е.В. Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
