Методы и формы диагностики монологической речи у младших школьников

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: монологическая речь, младшие школьники


Виды речевой деятельности (ВРД) несут свою специфику в процедуры контроля на уроках иностранного языка. При этом надо учесть, что видов речевой деятельности четыре: говорение, аудирование, письмо и чтение. Каждый из них обладает очень большим значением при определении содержательной части контроля. Необходимо отметить, что под говорением понимается умение устно выражать свои мысли или излагать некую информацию.

Аудирование представляет собой умение воспринимать и понимать чужую речь на слух, уметь отразить ее содержание на уровне мышления. Писать – значит графически (грамматически, схематически) отображать свои мысли, чувства, а также объективную информацию. Читать, означает – воспринимать и ментально обрабатывать смысл, который передается графическими (буквенными) символами. В обучении начальных классов могут быть использованы опоры: иллюстративность, ситуация, текст, адаптированность к которым позволяет формировать высокий уровень владения монологической речью.

При обучении школьников младших классов особое внимание необходимо уделять говорению, как основе коммуникативной компетенции, т.к. именно в младших классах закладываются основные навыки и умения. Говорение представляет собой ВРД, который рассматривает язык в качестве средства общения. В этом и заключается тема исследования данной работы, но кроме того показывает значительность того факта, что современная обстановка в мире, потоки информации вовлекают специалистов в области науки и техники в ситуации общения и говорения. При этом надо учесть, что наиболее простой формой устной речи является диалог. Вторая разновидность устной речи – это монолог. Под монологом подразумевают устный текст, который обращен  к одному или нескольким лицам, которые его слушают. Монолог имеет сложную композицию, особое логическое построение и в обязательном порядке требует соблюдения грамматических правил. 

Организация контроля сформированности монологической речи у школьников младших классов должна проходить с учетом этих обстоятельств. Монологическая речь всегда направлена на то, чтобы оказать необходимое воздействие на слушателей. Монологическая речь может иметь вид ситуативного высказывания, в структуре которого ее можно рассматривать как микромонологи в диалоге. Здесь нужно помнить, что контроль должен быть обращен на непрерывность, которая обеспечивается стремлением изложить свою мысль достаточно полно и связно.

При организации контроля важно помнить о том, что его методическое обеспечение должно быть полновесным и всесторонним. Методика преподавания представляет собой особую науку, которая призвана сделать уроки иностранного языка эффективными, результативными и емкими в информационном отношении. Любая наука предполагает анализ практического применения своих методов, разные виды контроля за ходом реализации своих проектов и намеченного плана. Не являются исключением лингвистика и преподавание иностранного языка.

Повысить уровень ориентированности в материале урока, сделать планирование более адекватным и оптимальным помогает организация контроля усвоения лексических единиц, речевых форм, фонетических и монологических навыков. Учитель должен осознать, что контроль должен осуществляться систематически, ритмично и на высоком методическом уровне, который не появляется просто так, а выступает результатом отчетливого понимания его целей, задач, видов и функций. Владеть контролем для учителя означает на постоянной основе создавать ситуацию обратной связи, отклика со стороны учащихся, который может быть проанализирован и стать активизирующим компонентом в последующей деятельности.

Контроль представляет собой методы и приемы, позволяющие определить уровень владения материалом, преподнесенным на уроках в течение учебного года, как в отдаленной ретроспективе, так и совсем недавно. Он позволяет выяснить с достаточной мерой определенности уровень владения языковыми монологическими навыками учащимися, которого они достигли за некоторый промежуток времени, учтенный педагогом в соответствии с намеченной программой преподавания.

При этом надо помнить, что контроль является частью урока, в рамках которого педагог способен оценить, насколько глубоко и успешно учащиеся младших классов усвоили пройденный материал, особенно в практическом смысле: могут ли они приобретенные знания применять в различных языковых ситуациях. Можно остановиться на таком понимании сущности контроля: - «Контроль есть совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению достигнутого уровня владения языком». В течение проведения контрольных мероприятий преподаватель получает возможность для многоплановой оценки не только уровня владения языком учащихся, но и своей деятельности, ее эффективности и результативности.

Именно в этом смысле можно говорить о том, что в период контрольного отрезка времени урока, преподаватель и ученики совместно тестируют уровень своей работы, согласованности, слаженности и взаимопонимания. Операции контроля способны дать педагогу исчерпывающую информацию о том, насколько способности учащихся проявляются в группе и на индивидуальном уровне.

Надо особо отметить, что языковая подготовка во многом связана с дифференцированным подходом к способностям и уровню учащихся, что заставляет преподавателя учитывать эти факторы и приложить усилия для выравнивания успеваемости на основе усвоения дидактических единиц и компетенций. Можно с уверенностью сказать, что уровень освоения языка группой складывается из успеваемости каждого ученика в отдельности. Если учесть, что преподавание –это совокупность приемов обучения, то в процессе контроля педагог получает возможность полновесно оценить результаты своей работы и понять с полной ясностью, насколько методы и приемы обучения оказались удачными в работе, и ответить на вопрос: создают ли они повод для того, чтобы внести изменения в программу?

Итоги контроля в большинстве случаев выявляют различный уровень овладения языком обучающимися. Это становится основой для осмысления видов мотивации, которые можно применить в дальнейшем. Эти виды мотивации быть различными для учеников не только с разным уровнем владения языком и текущей программой, но и разных по характеру и пониманию того, зачем им нужен иностранный язык. Важнейшей составной учебного процесса является прилежание, без которого невозможно осуществлять учебную деятельность на высоком уровне и с достаточной степенью эффективности.

Отдельно нужно отметить объект контроля и его специфику в настоящее время. Сегодня становится очевидными итоги осмысления преподавания иностранного языка в прошедший исторический период. В этой связи надо отметить, что достаточно долгое время главным объектом осуществления контроля считалось не что иное, как владение учащимися системой языка в целом. Время внесло некоторые коррективы. Акцент переместился в языковой ситуации на разговорную речь и ее монологическую разновидность. Более динамичное развитие событий, характерное для современности, выдвигает на повестку дня совсем другие требования.

Способность к монологической речи необходимо взять за основу в осуществлении мероприятий контроля за успеваемостью и владением языком. Речевая деятельность входит в коммуникативную компетенцию в виде главной цели обучения иностранному языку, а, следовательно, и объектом контроля являются, прежде всего, речевые умения и навыки. Способность учащегося ориентироваться в возникающих лингвистических ситуациях, применять фонетические навыки в действии для того, чтобы уметь объясниться и сформулировать свое видение и намерения, стали на данный момент основными и показательными. Классическая постановка вопроса была связана с том, чтобы грамотно и максимально литературно выразить свою мысль на языке Байрона и Шекспира, Гофмана или Гёте. Ситуативность современных требований больше обязывает обучающегося к способности решить коммуникативную задачу, достигнуть цели взаимопонимания посредством монолога, а не просто избежать языковых ошибок.

Изложение своей мысли или намерения больше способствует употреблению монологической речи, чем стандартные фразы, которые частично проясняют, что требуется для субъекта речи в данной ситуации. Речь в этом смысле должна быть не абстрагирована от содержания сложившегося положения дел, а полностью ему соответствовать. Именно поэтому в данный момент объектами контроля должны стать умения адекватно и оптимально выражать свои мысли в заданной коммуникативной ситуации, а также не абсолютная, а относительная правильность использования средств языка при выражении своей мысли и построении высказывания в структуре монологической речи.

Именно поэтому среди других объектов контроля надо особо выделить речевые умения школьника, успешность реализации главной задачи курса иностранного языка как практического предмета обучения. Другими объектами контроля является, в свою очередь, такие направления обучения: навыки владения фонетическими, грамматическими и лексическими единицами, которые составляют языковую компетенцию для формирования монологической речи;

  • уровень  осведомленности в истории страны изучаемого языка, ее географических, политических, социальных особенностей, которые складываются в уникальный образ жизни и стиль; это можно отнести к социокультурной компетенции;
  • умения применять на практике речевые обороты и высказывания, пользоваться языком в разных коммуникативных ситуациях в качестве средства общения; это создает межкультурную коммуникативную компетенцию.

Данные объекты контроля влияют на специфику понимания языкового образования в настоящее время. В частности, речь идет о том, что в структуру контроля должна входить тематика определенного предмета изучения. Это наиболее актуально при профилировании образования в младших классах, когда в гимназиях и лицеях осуществляется разделение классов и групп учеников на гуманитарные и естественные, или более узко- по научной классификации. Контроль в таком случае должен быть направлен не только на сформированность навыков и умений, но и на приобретенные знания по своему предмету.

Формами контроля принято считать индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. При индивидуальном контроле каждый школьник в отдельности получает свое задание и, выполняя его, создает условия для проверки личных знаний и умений. Фронтальный контроль наиболее трудоемкий вид, поскольку он связан с проверкой всего учреждения по определенной дисциплине. В более частном порядке – проверку проходит весь класс. В процессе осуществления фронтального контроля задания позволяют выяснить уровень владения иностранным языком у всех учащихся. Групповой контроль состоит в том, что класс делится на группы, каждой из которых дается определенное задание с проверочной нагрузкой. Он применяется при повторении материала и обобщения данных об успеваемости школьников и владении ими навыками монологической речи.

Парная форма контроля проходит по заданиям, рассчитанным на двух человек и способен проверить их умение строить монологические и микромонологические высказывания по предмету или предложенной ситуации. Все формы осуществляются в разрезе применения речевой деятельности. Устная форма в анализе уровня владения монологической речью позволяет проявить такие качества, как речевые реакции, определенный автоматизм в применении тех или иных речевых конструкций, характер трудностей, которые вызываются незнакомым материалом, а также ситуативность речи. При всех формах контроля отработки навыков монологической речи школьникам предлагается выполнить различные задания, включающие рассказы о событиях и ситуациях, выражение мнения по определенной теме, ответы на стандартные и случайные вопросы по поводу тех или иных возникающих ситуаций. Здесь же можно применять с достаточной мерой успешности и эффективности воспроизведение рифмованных текстов и пересказ услышанного или прочитанного материала.

В функции контроля монологической речью на уроках иностранного языка входят следующие:

  • диагностическая, которая проясняет соответствие знаний программе преподавания; ее объектом служит умение построить монологическую речь с помощью заданных средств общения;
  • корректирующая, которая позволяет проявить в ходе контроля возможности для внесения изменений в программу обучения монологической речи;
  • управляющая, которая выявляет резервы для управления качеством владения монологической речью посредством методик и учебных материалов; · стимулирующая, позволяющая создать или упрочить положительную мотивацию для изучения как языка в целом, так и возможности построить высказывания в виде монологической речи;
  • оценочная, которая сосредоточена на формулировании результатов и суждений о характере и успешности деятельности, как педагога, так и школьника.

Целями контроля сформированности монологической речи у старшеклассников является:

  • осмысленность и правильность употребления грамматических структур и соответствующей лексики;
  • правильность употребления языковых средств в тех или иных ситуациях;
  • объем монологического высказывания, а также его полновесность при характеристике предмета или ситуации высказывания;
  • координация намерения высказывания и степени его реализации.

Итоговая проверка сформированности монологической речи в младших классах среди прочего должна показать следующее:

  • умение строить беседу в связи с увиденным или услышанным содержанием;
  • умение создавать сообщение на заданную тему;
  • умение составить рассказ с достаточными подробностями, исходя из увиденного, услышанного или прочитанного с учетом своего мнения;
  • умение реферировать прочитанный или услышанный текст.

Все перечисленные формы и функции контроля развития монологической речи имеют разные виды. Среди них нужно отметить:

  • предварительный контроль, заключающийся в определении уровня владения монологической речью до прохождения определенной программы обучения;
  • текущий контроль, представляющий собой самый распространенный вид работы со школьниками по систематическому и регулярному опросу и тестированию знаний по формированию монологической речи, выясняющий уровень знаний и владения материалом, пройденным на уроках;
  • контроль знания пройденных тем, соответствующий специфике преподавания иностранного языка по тематическому плану, умение высказаться и сформулировать мысль по заданной теме;
  • контроль, который проводится в определенный период, - четверть или полугодие, - призванный проследить динамику наращивания навыков построения монологической речи;
  • итоговый контроль, который главным образом касается результатов сформированности монологической речи.

Основной задачей работы педагога по формированию монологической речи у младших классов является формирование их умений мотивированно, логично, последовательно излагать свои мысли в устной форме. Контроль, представляя собой неотъемлемую часть урока, способствует организации обратной связи преподавателя и школьников.  

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
  2. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе, 1985. № 22.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
  4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. С. 56-71.
  5. С.В.Щупова Урок риторики в 3 классе // Начальная школа. 2014. № 5.
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов вузов и учителей. 4-е изд. М.: Просвещение, 2006. 239 с.