Анализ практического опыта развития монологической речи младших школьников

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: монологическая речь, младшие школьники


Особое значение в развитии монологической речи младших школьников имеет работа по обучению их пересказу текста. В этом отношении у педагогов имеется положительный опыт.

Анализ статей в журналах «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После» позволил выделить различные направления, формы и методы работы педагогов в этом направлении.

С.В.Щупова делится опытом проведения уроков развития речи в 3 классах. На уроках учащиеся анализируют текст, учатся работать с различными словарями, ведут дискуссии. Особенность уроков педагога – активная речевая деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с кратким пересказом и выборочным пересказом по вопросу или заданию. Например, учащимся предлагается пересказать один пункт плана, описать характер, описать картину природы и др. В обучении детей пересказу помогают такие творческие задания:

  1. подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
  2. определить, на сколько частей можно разделить текст
  3. сказать, о чем будет говориться в каждой части;
  4. озаглавить каждую часть;
  5. обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

В обучении письменного пересказа в форме изложения учитель выделяет следующие этапы:

  1. Чтение текста учащимся не более двух раз. Это требуется для того, чтобы учащиеся запомнили содержание текста, но не заучили его наизусть.
  2. Беседа с учащимися по тексту. Цель беседы – выявить, все ли учащиеся правильно поняли содержание текста, добиться полного осознания прочитанного, причинно-следственных связи.
  3. Составление плана.
  4. Словарная работа. На данном этапе работы с текстом осуществляется анализ значения слов и их написания, обращается внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка. Могут быть составлены отдельные предложения и даже фрагменты текста.
  5. Самостоятельное написание учащимися текста изложения. Учитель на данном этапе может оказывать детям необходимую помощь индивидуально.
  6. Самопроверка и совершенствование текста.

Когда обсуждаются итоги работы, учитель сравнивает написанные учащимися тексты с первоначальным, образцовым текстом: это помогает выявить недочеты в содержании и языке изложений учащихся. При проверке учитель обращает внимание не только на соответствие работы теме, полноту ее раскрытия, но и на проявление творчества учащихся.

Учитель Т.Мартынова предлагает свою технологию обучения пересказу, согласно которой необходимо учитывать закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений. Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

  1. чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты;
  2. осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2-3 вопроса учителя);
  3. запись на доске 5-7 ключевых слов;
  4. образцовый пересказ и прослушивание его классом;
  5. жужжащий пересказ в парах;
  6. пересказ текста слабым учеником.

Работа на уроке над текстом начинается с того, что каждый ученик в своем темпе прочитывает текст (по теме урока), затем учитель задает 2-3 вопроса по тексту для того, чтобы обратить внимание учащихся на последовательность событий (что было сначала, потом, под конец), причину событий, их связь. Учитель предлагает учащимся выделить ключевые слова в тексте и записывает их на доске, потом учащиеся по этим ключевым словам пересказывают текст друг другу, затем текст пересказывает слабый ученик и, наконец, сильный.

Учитель использует дидактические игры «Маленькие сочинители» - на развитие умения придумывать связные, последовательные рассказы, используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки; «Салат из сказок» - на обучение связного, последовательного рассказывания путем совмещения героев и событий разных сказок, проявления творчества.

Особое значение в развитии монологической речи младших школьников имеют творческие работы, способствуя развитию логичности, последовательности, связности письменной монологической речи.

Учитель Г.А.Бакулина делится опытом обучения младших школьников написанию изложения. Автор отмечает необходимость проведение специальной подготовки к изложению, используя следующие этапы работы:

  • 1 этап. Вступительная беседа. Ознакомление учащихся с методом работы, темой текста.
  • 2 этап. Словарная работа.
  • 3 этап. Чтение текста (при чтении учащиеся рисуют свои рисунки по содержанию текста)
  • 4 этап. Беседа по тексту с помощью рисунка.
  • 5 этап. Повторное чтение.

Особое внимание автор уделяет этапу редактирования. Основные направления работы по исправлению речевых ошибок – их предотвращение в процессе выполнения лексических и грамматических упражнений, заданий на развитие словаря, редакций трансформированного текста, словоизменение и словообразование, а также в процессе подготовительной работы к выполнению творческих заданий (изложение, сочинение), их объяснения и исправления в период работы над текстом (работа над ошибками).

Как отмечает автор, такая работа способствует обогащению словаря, грамматических средств языка, обучению жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому.

Ценность данного опыта состоит в том, что учитель осуществляет большую подготовительную работу, направленную на развитие умений монологической речи.

В.П. Лозовская на примере работы над сочинением по картине рассматривает такие различные направления развития речи младших школьников, как работа над звуковой стороной речи, обогащение, уточнение и активизации словарного запаса, работа над предложениями и словосочетаниями. Характеризуя этапы работы над сочинением, автор обращает внимание на то, что они могут осуществляться по-разному, в зависимости от возраста, от уровня развития у художественного восприятия детей. Первый и второй класс, по мнению автора, являются подготовительными этапами в обучении сочинению по картине. В 1-м классе дети могут только созерцать и выражать свои впечатления и чувства, во 2-м классе возможна беседа по картине, а в 3-м - переходят непосредственно к сочинению.

Ценность данного опыта состоит в том, что здесь дается система работы над сочинением на каждом ее этапе, особенно на этапе анализа и редактирования сочинений, предлагаются достаточно нестандартные методы и приемы обучения: сопоставление личных наблюдений детей и эмоционального восприятия картины, психологический тренинг, работа над словарем настроения.

Список литературы

1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью [Текст] / А.А.Алхазишвили. — М.: Просвещение, 2001. — с.334.

2. Бакулина, Г.А. О работе над изложением на уроках русского языка [Текст] / Г.А.Бакулина // Начальная школа. – 2011. – №6.

3. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности/ А.А.Леонтьев. - М., 1974.

4. Лозовская, В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школе/ В.П.Лозовская// Начальная школа: плюс-минус. – 2009. – № 9.

5. Мартынова, Т. Самарский метод обучения пересказу /Т.Мартынова [Электронный ресурс].

6. С.В.Щупова. Урок риторики в 3 классе/ Щупова С.В.// Начальная школа. - 2014. - №5.