Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с РАС

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Введенный в действие в 2014 году Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) впервые предоставил возможность обучения для всех детей с РАС, независимо от выраженности нарушения развития в образовательной организации. Следствием этого стало то, что в настоящее время значительно увеличилось количество детей с РАС, поступающих в школы, в том числе общеобразовательные. Согласно мониторингу, проведенному Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом, количество таких учащихся увеличивается с каждым годом. При этом значительный рост числа школьников с РАС не сопровождается увеличением количества специалистов сопровождения, поэтому так важно, чтобы все сотрудники школ, в которых обучаются дети с аутизмом, понимали какими должны быть специальные образовательные условия для эффективного обучения данной категории обучающихся.

Большинство специалистов и ученых сходятся в определении ключевых элементов оказания коррекционной помощи детям с аутизмом. Этими ключевыми элементами являются:

  • индивидуальная поддержка и услуги для учащихся и семей,
  • систематическое обучение,
  • понятная/структурированная среда обучения,
  • специализированное содержание учебной программы,
  • функциональный подход к проблемному поведению,
  • вовлечение семьи.

1. Особенности обучения детей с РАС (методы, методики и приёмы)

Для эффективного обучения детей с аутизмом необходимо учитывать особую организацию познавательных процессов у детей и уникальные проблемы в обучении, с которыми сталкиваются учащиеся с РАС. Правильное понимание сильных и слабых сторон школьников с РАС, дает не только возможность реализации индивидуальной адаптированной программы обучения, но и подбора средств и методов обучения, подходящих конкретному ребенку.

У детей с РАС наблюдаются проблемы организации внимания: сложность произвольного удержания внимания и связанная с этим повышенная истощаемость, сложности распределения и переключения внимания. Одной из наиболее сложных и часто встречающихся проблем, связанных с трудностями организации обучения детей с РАС в школе, является проблемное поведение. Проблемное поведение чаще всего мешает школьнику с аутизмом выстраивать социальные отношения «ученик-учитель» или «ученик-ученик», на которых основано школьное обучение. Также некоторые формы проблемного поведения (самоагрессия и физическая агрессия, истерики) могут представлять реальную опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. Формы проявления проблемного поведения могут быть крайне разнообразными.

Первым шагом в решении проблем поведения должно быть определение причин данного поведения. Почему он кричит, встаёт с места, ходит по кабинету, стучит, проявляет самоагрессию (осуществляет сенсорный поиск), почему хочет выйти из кабинета и т.д.

Поведение ребёнка может быть «стрессовым» - то есть реакцией на сильный стресс, который ребенок не может самостоятельно преодолеть, или «плохим» - то есть поведением, которое ребенок может контролировать и которое он осуществляет для достижения определенных целей.

Если поведение аутичного ребенка является «стрессовым», то прежде всего необходим поиск способов правильной организации среды, которая позволит минимизировать стрессовое воздействие на ребенка.

Более сложной является ситуация, когда мы наблюдаем у ребенка аффективную вспышку (эмоциональный срыв). Такое поведение может проявляться в том, что ребенок бьет педагога или других детей, кидает предметы и расшвыривает игрушки, двигательно расторможен и не может остановиться, падает на пол и кричит. Иногда в этой ситуации у ребенка появляется самоагрессия: он кусает себе руки, бьется головой и т.п. Такому ребёнку нужно время, чтобы успокоиться.

Поведение во время эмоционального стресса ребенком не контролируется. Поэтому и задача взрослого в этот момент обеспечить безопасность как самого ребенка, так и окружающих людей, и не стараться регулировать поведение ребенка, так как это увеличит стресс. Мы можем попытаться вывести ребенка из травмирующей ситуации, использовать прием «тайм-ин» (интенсивное индивидуальное сопровождение ребенка), при необходимости – физически удерживать ребенка. В любом случае важно затем проанализировать инцидент и принять меры для снижения стрессогенности среды.

Такими мерами может быть:

  • уменьшение времени занятия или времени присутствия на уроке,
  • снижение требований или уменьшение сложности заданий,
  • снижение интенсивности сенсорных стимулов,
  • введение поддерживающей визуализации и др.

Но очень похожее поведение мы можем увидеть, если поведение ребенка является не «стрессовым», а «плохим». В этой ситуации мы будем говорить не об «эмоциональном срыве», а о «гневной вспышке».

В ситуации «гневной вспышки» задача обеспечения безопасности также остается основной задачей. Но наши действия должны быть четко выверены. Например, если мы решим вывести ребенка из класса, когда он кричит, то подкрепим это поведение и окажемся в аналогичной ситуации некоторое время спустя. То же самое касается и игрушки, которую отдали ребенку, потому что он отбирал ее силой у другого ребенка. Длительный крик ребенка в классе становится травмирующим для его одноклассников. Все эти ситуации потребуют очень тщательного анализа, выстраивания плана коррекции поведения и кропотливой работы по его осуществлению. Поэтому практически всегда для решения проблем поведения требуется согласованное решение команды специалистов и родителей. В некоторых случаях также может потребоваться консультация с врачом-неврологом или детским психиатром.

Цель обучения аутичного школьника должна быть направлена на получение ребенком именно образования в широком смысле слова. Оно включает в себя не только академическое обучение, но и социализацию, адаптивные навыки, общение, улучшение поведения.

Для правильной реализации таких условий необходим подбор специально разработанных методов, методик и приемов, специфичных для детей с аутистическими нарушениями.

Важным условием для успешного обучения детей с РАС является:

  • Наличие необходимых наглядных материалов.
  • Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна система оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка
  • Хвалите ребенка, хвалите сразу и конкретно! Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из списка те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родителями каждого ребенка.
  • Индивидуализация темпа — необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
  • Введение расписания. Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность ученику с расстройством аутистического спектра. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь определённую последовательность и повторяемость. Ввиду того, что детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформировано понимание речи, необходимо, чтобы расписание было визуальным. Это могут быть карточки с названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. Такие карточки могут сопровождаться символами.
  • В учебной ситуации ребенок испытывает множество трудностей. В этом случае на первых порах такой ребенок обязательно должен сопровождаться специалистом тьютором. Именно этот человек, не «приклеиваясь» к ребенку и не заменяя собой учителя помогает ребенку сориентироваться и в пространстве тетради, и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагога, снимая, тем самым трудности восприятия фронтальных заданий. Тьютор становится на первых этапах своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогая в организации учебного поведения.
  • Деятельность психолога. Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адаптирован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия.
  • Деятельность логопеда.

2. Особенности коррекционно-развивающей работы

В ФГОС для детей с ОВЗ (Умственная отсталость) в п 8.4.4. в отношении обучающихся с РАС и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)и в п. 87.16. в отношении обучающихся с РАС и с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прописано, что особые образовательные потребности дополняются потребностями в:

а) обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды, отвечающей характеристикам: постоянство и предсказуемость, четкая пространственно-временная организация учебного процесса, минимизация стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

б) специальном индивидуальном педагогическом сопровождении и (или) технической помощи в урочной и внеурочной деятельности, основанном на психолого-педагогических технологиях поддержки обучающегося с расстройством аутистического спектра в сложной и новой ситуации (в том числе коммуникативной);

в) наличии отдельного помещения для психологической разгрузки.

Рассматривая эффективные методы и технологии, можно выделить следующие:

Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.

Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.

Визуализация режима дня. Это могут быть карточки с названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. Для учеников школы такие карточки должны сопровождаться подписями.

Визуализация плана урока предполагает необходимость четкого планирования деятельности ученика с РАС в течение урока. Введение подобного расписания поможет учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку от доски. Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с символами и подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий.

Наглядное подкрепление учебной информации предполагает, что весь учебный материал подкрепляется визуальным рядом, а также выполнением практических заданий. Применение наглядности оправдано при преподнесении любого учебного материала.

Наглядное подкрепление инструкций. Использование визуального алгоритма выполнения заданий, предполагает научение ребенка выполнять задания, ориентируясь на стандартный алгоритм, что обеспечит ему возможность самостоятельного выполнения работы.

Использование образцов выполнения предполагает, что процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата.

Визуализация правил поведения на уроке для более успешной адаптации к школьным правилам. Необходимо ввести общие правила для всего класса. По прошествии некоторого адаптационного периода, когда основные нормы поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила, которые можно расположить на парте ученика.

Социальные истории. Учеников с расстройством аутистического спектра необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции, нормы поведения в общественных местах и т.д. Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации и самих себя. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому история должна сопровождаться рисунками и фотографиями.

Одной из эффективных обучающих методик служит методика Кэрол Грей, цель которой – помочь развить социальные навыки детям и подросткам с РАС. Кэрол Грей работала учительницей с детьми с РАС, написала множество статей о травле в школе и вопросах социального обучения детей с аутизмом. Методика содержит 185 примеров историй и дают возможность читателям самостоятельно научиться писать свои социальные истории. Данная методика используется во всём мире.

Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС

Индивидуальная корректировка объема задания. Во время предъявления задания необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости можно использовать таймер.

Помощь в переходах от одной деятельности к другой. Как пример, можно использовать для всего класса какую-либо стандартную «переходную деятельность» перед сменой занятия – движение, считалку, стихотворение и т.п.

Побуждение к самостоятельному поиску информации. Здесь можно использовать компьютерные программы для развития языковой грамотности.

Обучение работе в паре, в группе. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.

Адаптация устной речи. Говорите ровным тоном; - не говорите слишком быстро.

Обучение выполнению инструкций. Называть ребёнка по имени, использовать несложные инструкции и объяснения, сократив их до ключевых слов. Если ребенок умеет читать, можно написать инструкцию на листе.

Работа над обогащением словаря. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.

Обучение ответам на вопросы. Ребёнку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни.

Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.

Методы представляют собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. Например:

Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Сказкотерапия. Из наблюдений за аутичными детьми было замечено, что аутичный ребенок не идет на контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, т.е. через сказочный персонаж.

Так же широко применяется музыкотерапия и песочная терапия, зоотерапия.

Сенсорная интеграция. Данный метод представляет собою комплексную программу, состоящую из специальных упражнений, мероприятий, игр, занятий, призванных наполнить чувственный мир ребенка новыми образами. При регулярных занятиях мозг учится воспринимать новые сигналы, обрабатывать их и использовать в повседневной жизни. Например:

При проблемах с вестибулярной системой хорошо себя зарекомендовали следующие методы.

При низкой сенсорной чувствительности использовать

  • качалки, кресла-качалки, качели, лошади-качалки, лечебная верховая езда.
  • При высокой - нужно планировать занятия с ребенком с поэтапным прохождением каждого шага, полезно использовать различные визуальные подсказки для четкого обозначения финиша (применение цветного скотча), рекомендуются поощрения.

Для сенсорного развития обонятельной системы рекомендуется

  • При низкой сенсорной чувствительности: в качестве награды или поощрения применение веществ с резким и сильным запахом; использование аромотерапии.
  • При высокой сенсорной чувствительности: стараться избавить окружающую ребенка среду обитания от неприятных для него запахов; применение в быту шампуней, чистящих средств без запаха; категорический отказ от использования духов, туалетной воды.

Применение информационных технологий и технических средств обучения детьми с РАС.

Аутичные дети с нарушением интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью. Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с помощью программы Word. Здесь ребенок учится печатать, проверять орфографические ошибки.

Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System)

PECS или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в 1985 году в США под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря слиянию словесного и визуального стимула в процессе обмена. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков. Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику.

В рамках PECS ребенка учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие.

Дети, использующие PECS, сначала учатся общаться с помощью отдельных картинок, но позже овладевают навыком комбинирования карточек, создавая таким образом более сложные высказывания.

Использование специальных дидактических материалов и средств для обучения детей с РАС.

  • Дидактические обучающие плакаты
  • Дидактические игры
  • Учебно-методические пособия - специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающим особым образовательным потребностям детей в соответствии с индивидуальной программой обучения.
  • Оборудование для детей с РАС. Реабилитационное оборудование, сенсорные игрушки и тренажёры, наборы для сенсоматорных навыков, тактильные дорожки, тренажёры для письма, шумопоглощающие наушники для тишины, темные очки или кепка (бейсболка) с козырьком и т.п.

3. Особенности организации поддерживающей образовательной среды

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

- «Дорожная карта» сопровождения ребёнка с РАС в образовательном учреждении;

- Постепенное и дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в классе на начальном этапе обучения;

- Наличие структурированной пространственно-временной среды (наличие комнаты отдыха, обеспечивающей возможность вывода ребенка с РАС из напряженной ситуации, постоянное место в классной комнате);

- Дозированная поддержка организации пребывания ребенка в школе тьютором;

- Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков, связанная с трудностями в переодевании, посещении столовой, туалета;

- Специальная организация перемены с созданием условий для отдыха ребенка с РАС и постепенным вовлечением в общение с одноклассниками;

- Создание зонированного пространства – учебная зона, зона отдыха, сенсорная зона, место уединения;

- Создание комфортных эмоциональных условий обучения: ровный тон учителя на уроке, без перепадов и резкой смены настроения, предсказуемость и упорядоченность;

- Многие дети с аутизмом имеют проблемы с восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве и испытывают потребность в глубоком давлении на кожу. Специально разработанные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить проявления нежелательного поведения ребёнка;

- Если обучающемуся с РАС необходимо вставать и двигаться несколько раз за урок, то можно предусмотреть короткие физкультминутки для всего класса или не обращать внимания на его движения, в том числе стереотипные.

- Наличие ресурсного класса - пространственной зоны, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации и инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.

4. Особенности организации работы с родителями РАС

При организации обучения детей с РАС необходимо постоянное взаимодействие специалистов и родителей, для того чтобы выработать общую систему требований и правил дома и в школе. Цель работы с родителями — повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Для семей, воспитывающих аутичного ребёнка, организуются:

  • Правовое сопровождение. Получение информации по правовым вопросам;
  • Психолого-педагогическое сопровождение. Консультация родителей по вопросам психофизического развития ребёнка, развивающие занятия для ребёнка со специалистами, помощь в адаптации детей в образовательно учреждении;
  • Индивидуальные и групповые консультации специалистов – выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии ребёнка;
  • Информационно-просветительская работа – особенности развития, способы взаимодействия с ребёнком, способы организации работы с ребёнком в домашних условиях, развития социально-бытовых навыков;
  • Тесное взаимодействие с школьным фельдшером;
  • Участие в разработке СИПР;
  • Регулярные контакты родителей со специалистами, администрацией школы;
  • Привлечение в участии интеграционных мероприятий (спортивных, творческих, праздничных)
  • Вовлечение родителей в процесс обучения и коррекционно-развивающей работы.