Методические приемы развития познавательных УУД на уроках музыки

Разделы: Музыка

Класс: 6


Как сделать на уроке сложное простым и интересным? Как подать информацию? Каждый учитель стремится найти для этого свои авторские приемы. У меня они тоже есть.

6 класс. Модуль «Европейская классическая музыка»

Тема урока: «И.С.Бах – художник и мыслитель полифонии»

Узнали? Да, это великий Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. Однажды он сказал, что Вселенная – это слоеный пирог, где в каждом слое свое собственное время и консистенция (т.е. плотность, структура, формы движения и существования).

При всем уважении к гениальнейшему ученому не могу не отметить, что Эйнштейн всего-навсего дал характеристику одной из высших форм полифонической музыки – ФУГИ.

Представляете?! За 300 лет до рождения великого ученого в музыке уже интуитивно раскрывались тайны Вселенной. ФУГА – не только творческое открытие человечества, но и одна из уникальных догадок о многоголосии Вселенной.

Кто же был тем музыкальным гением? Музыкальный гений какого композитора можно назвать улавливателем космических импульсов?

Вот так я «вхожу» в эту сложную форму полифонической музыки в 6 классе. Этот интересный прием я взяла из книги М.Казиника «Погружение в музыку»

У нас целый цикл уроков об И.С.Бахе. Этот урок - 2 встреча с ним, поэтому далее будет очень целесообразен прием «отгадывания» композитора по подсказкам.

Кто же был тем музыкальным гением? Музыкальный гений какого композитора можно назвать улавливателем космических импульсов?

Назовите имя композитора по предлагаемым подсказкам.

Он представитель эпохи барокко.
Его родина – Германия.
Он прекрасно играл на органе.
Огромный пласт его творчества – духовная музыка.
Он всю свою жизнь работал церковным музыкантом.

Обычно дети называют без затруднения композитора. Я добавляю последнюю подсказку.

Он художник и мыслитель полифонии.

Какой вопрос мне хотите задать?

Конечно, дети спрашивают: «Что такое полифония?»

Полифония – многоголосие, где все голоса равны!

Есть у К.Бальмонта такие строчки:

Миры поют,
Я – голос в этом хоре.

Чувствуете, это словно звучит музыка Космоса.

Такой прием ассоциативных связей помогает пониманию сложной терминологии.

Самая простая форма полифонической музыки – канон.

Можно спеть простенький канон с классом. Всего одну фразу. Для практического закрепления понятия.

Самый сложный жанр полифонической музыки и ее высшая форма – ФУГА.

Помните слова Эйнштейна о строении Вселенной в образе слоеного пирога?

Фуга – это звуковой образ этого слоеного пирога, звуковая модель Вселенной.

Такие образные сравнения хорошо запоминаются и усваиваются.

Далее я рассказываю про «устройство» фуги. Текст рассказа простой, связан с жизненной ситуацией.

Сам И.С.Бах называл фугу «беседой друзей».

Представьте: собрались для беседы друзья, не какие-нибудь случайные люди, а самые настоящие друзья. Про таких говорят: с полуслова друг друга понимают.

Произнес один фразу – словно мячик в игру кинул. А другой его подхватил. И третий, если друзей трое. И четвертый, если их четверо. Течет беседа, летает фраза-мячик, на разные лады повторяется. В музыке такая перекличка голосов называется имитация. Имитация, в переводе с латыни – подражание.

Беседуют друзья, фразой-мячиком перебрасываются: каждый в разговоре свою линию ведет, а при этом у всех вместе созвучно получается.

Вы скажете: такого не бывает. Нельзя об одном говорить всем вместе, ничего, кроме неразберихи, не выйдет. Да, словами нельзя, а музыкальными звуками можно.

Сейчас мы в этом убедимся. Это увлекательная головоломная игра. Но мы к ней сначала подготовимся.

Я играю тему органной фуги соль минор. Можно первую фразу пропеть с классом, это поможет более вдумчивому и осознанному вслушиванию в музыкальную ткань произведения. Перед слушанием прошу детей вступление каждой темы отмечать поднятием руки, сама тоже это делаю во время звучания (помогаю ученикам слушать и слышать).

Прислушайтесь к искусному плетению голосов в фуге. Это увлекательная головоломная игра.

Слушаем фугу соль минор И.С.Баха.

Конечно, после прослушивания мы делаем небольшой анализ произведения.

Вырастая из одноголосного запева, движение фуги растет и ширится. Словно вбирает в себя новые силы, новые краски, и, наконец, достигает вершины – заключительного мощного мажорного аккорда.

Обращаю внимание, что все произведение звучит в миноре, а заканчивается мажорным аккордом. Это характерная особенность музыкального почерка И.С.Баха. Кстати, многие рок-музыканты позаимствовали эту «фишку» у великого композитора.

Мы должны понимать, что композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам, чтобы многоголосие звучало благозвучно.

Таким образом, полифония – это не только красота благозвучия, но и красота умного точного математического расчета.

Вот бы в жизни всегда было так, как в полифонии. Умение выслушать друг друга, уважать мнение друг друга, приходить к согласию и пониманию друг друга.

Такое заключение – важный воспитательный момент на уроке.