Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь, тренирует внимание, память, учит логике. Математика не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, алгоритмические навыки и творческие способности.
Ребёнок в раннем возрасте познает мир посредством осязания, обоняния, зрения, слуха, действий. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).
Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети накапливают ещё в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Я считаю, что формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
На четвертом году жизни дети начинают выделять формы как существенные признаки предметов. Они узнают предметы по форме (выделяют форму как существенный признак), знакомятся с эталонами (распознают геометрические фигуры и некоторые их свойства). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы.
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод. Новое знание не даётся детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками и т.д. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.
Больше внимания уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Я считаю, что в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии ребенка. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Сначала дети учатся различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре, необходимо включение различных анализаторов (осязательный, зрительный, двигательный).
Создается ситуация, когда дети сталкиваются в рамках их игровой деятельности с затруднением, связанным с незнанием названия формы предмета. Они могут сначала попробовать применить способ преодоления затруднения «придумаю сам». Если правильных версий не появится, то дети могут применить другой способ: «спросить у того, кто знает». Таким образом, они открывают для себя название предмета.
Для включения нового знания в систему знаний детям предлагаются различные дидактические игры.
При исследовании форм фигур используют следующие приемы: взаимное наложение или приложение фигур (этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, их сходство и различие, выделить их элементы); обследование фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры (дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру); организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); группировка фигур по размеру, цвету.
Знакомство с объёмными формами и моделями объемных геометрических фигур происходит в процессе игр со строительным и другим материалом. С объемными геометрическими фигурами необходимо знакомить на основе сравнения их между собой.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает под руководством взрослого в процессе разнообразной деятельности. Я считаю, что создание развивающей среды в дошкольном учреждении является важным компонентом проектирования воспитательно-образовательного процесса. Образовательная развивающая среда, представляя «жизненное» пространство ребенка в детском саду, должна стимулировать его познавательную, моторную и сенсорную активность, способствовать развитию речи, воображения, творческих способностей.
Предметно-пространственная среда должна постоянно обновляться ассортиментом игр, дидактических материалов. Представленный материал располагается в доступном для детей месте, имеется возможность для комфортного взаимодействия с ним. Для профилактики перенасыщенности центра оборудованием материалы должны быть многофункциональными.
Моделированию с помощью геометрических фигур, развитию пространственных представлений способствуют счётные палочки, геометрическая мозаика, фабричные и самодельные игры типа «Танграм» и т.д.
Формирование и развитие геометрических понятий у детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем математического развития. Геометрические фигуры обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни. По-моему мнению, работа с геометрическими предметами важна и для психического развития дошкольников.
Большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приёмы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно, развивает память, мышление, речь, воображение. В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми.