Викторина предназначена для систематизации и закрепления знаний учащихся, полученных на уроках музыки в начальной и основной школе при освоении тем модуля «Духовная музыка». Содержание построено на базовых представлениях о православной духовной культуре России. Викторина может быть проведена на уроке музыки или как внеклассное мероприятие по предмету.
Проведение викторины даёт возможность учителю выявить степень достижения учащимися следующих планируемых результатов:
- проявлять «готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
- различать и характеризовать жанры и произведения русской духовной музыки;
- приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора» [1].
Для проведения викторины создана интерактивная презентация. Инструкция к ней и правила игры находятся в Приложении 1. Список вопросов и ответов для учителя, ведущего викторину, представлен в Приложении 2.
Оборудование:
- компьютер;
- проекционная система;
- звуковоспроизводящая аппаратура.
Ход викторины
В викторине «Небесное и земное в звуках и красках» разыгрываются 33 вопроса, разделённых на три раунда и финал. Каждый раунд включает две номинации по пять вопросов. В финале учащиеся выбирают один из трёх вопросов и отвечают на него.
Название номинации |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
|
Первый раунд |
||
Песнопения |
Демонстрировать представление об основных жанрах церковных песнопений:
Отличать их друг от друга. |
|
Христианские праздники |
Демонстрировать представление о христианских праздниках:
Исполнять песню А.Гречанинова «Вербочки». |
|
Второй раунд |
||
Духовная музыка композиторов |
Определять на слух изученные произведения русских композиторов, иметь представление об особенностях их построения и образов:
|
|
Иконы |
Узнавать по изображению канонические образы икон:
|
|
Третий раунд |
||
Колокольные звоны |
Иметь представление о видах колокольных звонов, об особенностях их звучания и предназначении:
|
|
Святые земли русской |
Демонстрировать представление о жизни и нравственном подвиге святых земли русской:
|
|
Финал |
||
Застывшая музыка |
Осознавать единство музыки со словом, живописью, архитектурой как сочетание разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. |
|
Поющие под окнами |
Знать название одного из жанров песен, исполняемых во время празднования Воскрешения Господня, иметь представление об обычаях и традициях русского народа. |
|
Древнейшая песнь материнства |
Знать названия икон с изображением Богоматери:
|
Литература
- Федеральная рабочая программа основного общего образования «Музыка» (для 5-8 классов образовательных организаций). – М.: Институт стратегии развития образования. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.
Интернет-ресурсы
- Ссылки на Интернет-ресурсы находятся в Приложении 3.