«Небесное и земное в звуках и красках». Викторина по музыке для учащихся 6-го класса

Разделы: Музыка, Презентация к уроку

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


Викторина предназначена для систематизации и закрепления знаний учащихся, полученных на уроках музыки в начальной и основной школе при освоении тем модуля «Духовная музыка». Содержание построено на базовых представлениях о православной духовной культуре России. Викторина может быть проведена на уроке музыки или как внеклассное мероприятие по предмету.

Проведение викторины даёт возможность учителю выявить степень достижения учащимися следующих планируемых результатов:

  • проявлять «готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
  • сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
  • различать и характеризовать жанры и произведения русской духовной музыки;
  • приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора» [1].

Для проведения викторины создана интерактивная презентация. Инструкция к ней и правила игры находятся в Приложении 1. Список вопросов и ответов для учителя, ведущего викторину, представлен в Приложении 2.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проекционная система;
  • звуковоспроизводящая аппаратура.

Ход викторины

В викторине «Небесное и земное в звуках и красках» разыгрываются 33 вопроса, разделённых на три раунда и финал. Каждый раунд включает две номинации по пять вопросов. В финале учащиеся выбирают один из трёх вопросов и отвечают на него.

Название номинации

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Первый раунд

Песнопения

Демонстрировать представление об основных жанрах церковных песнопений:

  • молитва,
  • величание,
  • стихира,
  • тропарь,
  • знаменный распев.

Отличать их друг от друга.

Христианские праздники

Демонстрировать представление о христианских праздниках:

  • Рождество,
  • Крещение,
  • Вербное воскресенье,
  • Пасха,
  • Троица.

Исполнять песню А.Гречанинова «Вербочки».

Второй раунд

Духовная музыка композиторов

Определять на слух изученные произведения русских композиторов, иметь представление об особенностях их построения и образов:

  • С.В.Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 1, 4 часть «Светлый праздник»;
  • П.И.Чайковский. «В церкви» из цикла пьес для фортепиано «Детский альбом»;
  • С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские»;
  • В.А.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении В.Шукшина»), «Молитва»;
  • М.С.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости», 1 часть.

Иконы

Узнавать по изображению канонические образы икон:

  • «Троица»,
  • «Богоматерь Владимирская»,
  • «Вход Господень в Иерусалим»,
  • «Воскресение»,
  • «Всех Святых».

Третий раунд

Колокольные звоны

Иметь представление о видах колокольных звонов, об особенностях их звучания и предназначении:

  • благовест
  • набат,
  • перезвон,
  • трезвон.

Святые земли русской

Демонстрировать представление о жизни и нравственном подвиге святых земли русской:

  • Александр Невский,
  • Сергий Радонежский,
  • Князь Владимир,
  • Княгиня Ольга,
  • Кирилл и Мефодий.

Финал

Застывшая музыка

Осознавать единство музыки со словом, живописью, архитектурой как сочетание разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.

Поющие под окнами

Знать название одного из жанров песен, исполняемых во время празднования Воскрешения Господня, иметь представление об обычаях и традициях русского народа.

Древнейшая песнь материнства

Знать названия икон с изображением Богоматери:

  • «Утоли мои печали»,
  • «Неувядаемый цвет»,
  • «Умиление»,
  • «Милостивая».

Литература

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Музыка» (для 5-8 классов образовательных организаций). – М.: Институт стратегии развития образования. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.

Интернет-ресурсы

  1. Ссылки на Интернет-ресурсы находятся в Приложении 3.