Авторы:
Иванова М.С.,
студентка
Глобина О.А.,
преподаватель профессионального цикла
ГБПОУ РО «ЗернПК»
Процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку в этот период начинают закладываться основы всех духовно-нравственных, психических процессов ребенка. В дошкольном возрасте формирование этого представления начинается с формирования первичного представления о Родине, приобщение к истории, обычаям и традициям своего народа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечены требования к содержанию воспитания детей дошкольного возраста. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В образовательной области «социально-коммуникативное развитие» говорится о формировании у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом. [6, с.15]
В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа. Именно поэтому необходимо с дошкольного возраста воспитывать чувство патриотизма.
Наряду с пониманием этого вопроса можно выделить противоречия в его решении. Воспитатели в ДОО видят и осознают необходимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но недостаточно полно владеют приёмами, средствами организации соответствующих педагогических условий осуществления данного процесса.
В законе «Об образование в Российской Федерации» воспитание определяется как - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. [7, с.4]
Светлана Акимовна Козлова в учебнике «Дошкольная педагогика» даёт определение понятию патриотическое воспитание. «Патриотическое воспитание» - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [2, с. 144]
По мнению Натальи Викторовны Микляевой. Воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни. [4, с. 22]
Светлана Акимовна Козлова , считает, что Патриотизм – это любовь к Родине-сложное, многогранное чувство, которое складывается постепенно, начиная с раннего и дошкольного возраста. [2, с.141]
Для патриотического воспитания детей дошкольного возраста, важно учитывать задачи программного содержания Федеральной образовательной программы Дошкольного образования. [5, с.25]
С.А.Козлова утверждает, что в педагогической деятельности воспитателю необходимо знать этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- Этап (3-4 года) – формирование бережного отношения к объектам окружающего мира, желания и готовности трудиться и действовать на благо всей группы
- Этап (4-5 лет) – формирование представлений о ближайшем окружении: семье, детском саду, улице, городе, стране.
- Этап (5-7 лет) – знакомство с содержанием традициями и обычаями русского народа, расширение представлений об искусстве и Отечестве. [2]
Мы рассмотрели средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. По мнению Марины Борисовны Казачковой, Квест – это игровая форма воспитания, направленная на последовательное решение разнообразных заданий и творческих задач (ребусов, кроссвордов, головоломок). В квесте для детей объединяются разнообразные виды деятельности: игровые, познавательно-исследовательские, коммуникативные.
Квест способствует «командообразованию», повышению уровня взаимодействия в команде сверстников, проявлению индивидуальных способностей, качеств, достижений. И тем самым решению такой важной проблемы современного ребёнка, как обогащение его социального опыта. [3, с.25]
Любовь Николаевна Волошина и Лидия Викторовна Шинкарева выделили этапы проведения квест-игры: подготовительный, организационный, игровой, рефлексивно-оценочный. [1, с.50]
Нас заинтересовали опыты педагогов-практиков по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Эльвира Шастудинова Хайруллинова предложила итоговое мероприятие «квест-игру» по формированию любви к малой Родине. Цель которой является формирование интереса к родной деревне. В своей работе Автор использовала квест-игру по станциям. На каждом этапе педагог направляла детей на правильное решение квеста. На рефлексии педагог проводит дружескую беседу, воспитанники делятся впечатлениями. [9, с. 36]
Следующий опыт, который был изучен нами, принадлежит Наталье Витальевной Хряпиной (воспитатель) и Марине Сергеевне Таяковой. Они представили материал по теме «Семейные акции Воспитатели обратили наше внимание на то, что в календаре много праздников и памятных дат, посвященных семье. Все они свидетельствуют о том, что семья остается главной человеческой ценностью. [8, с. 43]
Из праздничного календаря педагоги-практики выделили десять значимых праздников, посвященных семье.
Дата | Праздник |
1 июня |
День защиты детей |
1 октября |
День пожилого человека |
15 октября |
День отца в России |
28 октября |
День бабушек и дедушек |
26 ноября |
День матери |
21 декабря |
День многодетной семьи в России |
23 февраля |
День защитника Отечества |
8 марта |
Международный женский день |
10 апреля |
Всемирный праздник День братьев и сестер |
8 июля |
День семьи, любви и верности |
На каждый праздник Н.В.Хряпина, М.С.Таякова разработали семейные акции, где принимает участие вся семья.
Дата | Праздник |
Акция |
1 июня |
День защиты детей |
«Давайте детский мир оберегать» |
1 октября |
День пожилого человека |
«Позвони бабушке и дедушке» |
15 октября |
День отца в России |
«Папа в деле» |
28 октября |
День бабушек и дедушек |
«Бабушкины сказки», «Активные выходные с бабушкой и дедушкой» |
26 ноября |
День матери |
«Мамины уроки» |
21 декабря |
День многодетной семьи в России |
«Всей семьей» |
23 февраля |
День защитника Отечества |
«На зарядку вместе с папой» |
8 марта |
Международный женский день |
«Для вас, родные и любимые» |
10 апреля |
Всемирный праздник День братьев и сестер |
«Как я рад, как я рад – у меня сестра и брат!» |
8 июля |
День семьи, любви и верности |
«Сундучок семейных игр» |
Педагоги-практики, используя разнообразные средства, создают условия для всестороннего развития детей и повышают их заинтересованность в познании окружающего мира. В своей дальнейшей работе мы будем опираться на опыт этих педагогов-практиков.
Наша опытно-педагогическая деятельность состояла из 3-х этапов.
На первом этапе мы выявили уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Комплексная диагностика, включавшая разнообразные материалы и методы позволила нам понять, что дети уже знают и чувствуют о своей Родине и на что нам нужно обратить особое внимание в дальнейшей работе.
На втором этапе нашей опытно-педагогической работы с целью повышения уровня патриотического воспитания детей 5-6 лет мы внедрили в практику систему утренних кругов и квест-игр, направленных на воспитание уважения к родному городу, культуре и традициям своего народа.
Нами будыло разработано 3 утренних круга, было разработано и проведено 3 квест-игры. Подробнее мы рассмотрим утренний круг по теме «Мой любимый Зерноград».
Утренний круг проводили по понедельникам. Структура утреннего круга по теме «Мой любимый Зерноград» состояла из: организационно-мотивационного этапа, беседы о Зернограде и его достопримечательностях, рефлексии, дидактической игры. Интересным для детей было узнать о достопримечательностях своего города, изучить историю происхождения города и сыграть в дидактическую игру. Использование красочных иллюстраций, увлекательных игр и интерактивных заданий во время утреннего круга помогало нам развить у детей любовь и интерес к родному городу Зернограду, расширить знания о его истории и достопримечательностях, сформировать навыки общения, умение выражать свои мысли и чувства, а также создать позитивный эмоциональный настрой на весь день.
В конце каждого утреннего круга мы вместе с детьми составляли план работы по теме утреннего круга.
Квест- игры мы проводили во второй половине дня в игровой зоне, в холе детского сада, в музыкальном зале, в групповой комнате, в раздевальной комнате, на улице, на площадке детского сада. Квест-игра всегда проходила в последний день недели перед выходными в пятницу.
Так, например, квест-игра которая называется «Достопримечательности г.Зернограда» способствует формированию представлений о достопримечательностях родного города. В данной квест-игре детям необходимо было пройти все станции, выполняя правильно задания. Двигались дети от станции к станции используя «Клубочек Патриота». В квест-игре были активны такие станции как: «Символическая», «Городская», «Отгадайка», «Спортивная»,«Художественная», на которых были выполнены ряд заданий. Детиотгадывали загадки, определяли символику своего города, нарисовали улицу будущего. Эта квест-игра стала увлекательным и познавательным путешествием по родному городу для детей, помогла им узнать много нового о Зернограде, полюбить его и почувствовать себя настоящими патриотами!
Нами было разработано и проведено несколько консультаций для родителей, на которых мы раскрыли связь патриотического воспитания с формированием семейных ценностей, и показали, как укрепление связей между поколениями способствует воспитанию настоящих патриотов своей страны.
На третьем этапе мы повторно провели диагностику и посмотрели на уровень развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. На основе этого мы сделали вывод, что выбранные средства патриотического воспитания были самыми эффективными.
Список литературы
- Волошина, Л.Н. Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного образования дошкольников / Л.Н.Волошина, Л.В.Шинкарева// Начальная школа. - 2019-№12. с. 50-54. - Текст: непосредственный.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М: Издательский центр «Академия», 2012 – 416с. – Текст: непосредственный.
- Казачкова, М.Б. Образовательный квест-эффективный способ вовлечения учащихся в процесс обучения/ М.Б.Казачкова, Т.С.Дорохова// Начальная школа. – 2019 - №5. - с.25-27. - Текст: непосредственный.
- Микляева, Н.В. Теоретические основы дошкольного образования/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Н.А.Виноградова. - М: Издательство Юрайт, 2024-496 с. - Текст: непосредственный.
- ФОП ДО, Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ Федеральная образовательная программа дошкольного образования ФОП ДО. – М: УЦ Перспектива, 2023. – 235с. – Текст: непосредственный.
- ФГОС ДО, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с. – Текст: непосредственный.
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»/ Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации». - М: Издательство «Эксмо», 2012-241с. – Текст: непосредственный.
- Хряпина, Н.В. Патриотическое воспитание малышей/ Н.В.Хряпина, М.С.Таякова// Дошкольное воспитание. - 2024 - №8 – с. 43-45. – Текст: непосредственный.
- Хайрулинова, Э.Ш. Квест-игра / Э.Ш.Хайрулинова// Дошкольное воспитание. – 2024 - № 8 – с. 36-38. – Текст: Непосредственный.