Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Авторы:

Иванова М.С.,
студентка

Глобина О.А.,
преподаватель профессионального цикла
ГБПОУ РО «ЗернПК»

Процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку в этот период начинают закладываться основы всех духовно-нравственных, психических процессов ребенка. В дошкольном возрасте формирование этого представления начинается с формирования первичного представления о Родине, приобщение к истории, обычаям и традициям своего народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечены требования к содержанию воспитания детей дошкольного возраста. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В образовательной области «социально-коммуникативное развитие» говорится о формировании у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом. [6, с.15]

В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа. Именно поэтому необходимо с дошкольного возраста воспитывать чувство патриотизма.

Наряду с пониманием этого вопроса можно выделить противоречия в его решении. Воспитатели в ДОО видят и осознают необходимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но недостаточно полно владеют приёмами, средствами организации соответствующих педагогических условий осуществления данного процесса.

В законе «Об образование в Российской Федерации» воспитание определяется как - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. [7, с.4]

Светлана Акимовна Козлова в учебнике «Дошкольная педагогика» даёт определение понятию патриотическое воспитание. «Патриотическое воспитание» - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [2, с. 144]

По мнению Натальи Викторовны Микляевой. Воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни. [4, с. 22]

Светлана Акимовна Козлова , считает, что Патриотизм – это любовь к Родине-сложное, многогранное чувство, которое складывается постепенно, начиная с раннего и дошкольного возраста. [2, с.141]

Для патриотического воспитания детей дошкольного возраста, важно учитывать задачи программного содержания Федеральной образовательной программы Дошкольного образования. [5, с.25]

С.А.Козлова утверждает, что в педагогической деятельности воспитателю необходимо знать этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Этап (3-4 года) – формирование бережного отношения к объектам окружающего мира, желания и готовности трудиться и действовать на благо всей группы
  2. Этап (4-5 лет) – формирование представлений о ближайшем окружении: семье, детском саду, улице, городе, стране.
  3. Этап (5-7 лет) – знакомство с содержанием традициями и обычаями русского народа, расширение представлений об искусстве и Отечестве. [2]

Мы рассмотрели средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. По мнению Марины Борисовны Казачковой, Квест – это игровая форма воспитания, направленная на последовательное решение разнообразных заданий и творческих задач (ребусов, кроссвордов, головоломок). В квесте для детей объединяются разнообразные виды деятельности: игровые, познавательно-исследовательские, коммуникативные.

Квест способствует «командообразованию», повышению уровня взаимодействия в команде сверстников, проявлению индивидуальных способностей, качеств, достижений. И тем самым решению такой важной проблемы современного ребёнка, как обогащение его социального опыта. [3, с.25]

Любовь Николаевна Волошина и Лидия Викторовна Шинкарева выделили этапы проведения квест-игры: подготовительный, организационный, игровой, рефлексивно-оценочный. [1, с.50]

Нас заинтересовали опыты педагогов-практиков по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Эльвира Шастудинова Хайруллинова предложила итоговое мероприятие «квест-игру» по формированию любви к малой Родине. Цель которой является формирование интереса к родной деревне. В своей работе Автор использовала квест-игру по станциям. На каждом этапе педагог направляла детей на правильное решение квеста. На рефлексии педагог проводит дружескую беседу, воспитанники делятся впечатлениями. [9, с. 36]

Следующий опыт, который был изучен нами, принадлежит Наталье Витальевной Хряпиной (воспитатель) и Марине Сергеевне Таяковой. Они представили материал по теме «Семейные акции Воспитатели обратили наше внимание на то, что в календаре много праздников и памятных дат, посвященных семье. Все они свидетельствуют о том, что семья остается главной человеческой ценностью. [8, с. 43]

Из праздничного календаря педагоги-практики выделили десять значимых праздников, посвященных семье.

Дата

Праздник

1 июня

День защиты детей

1 октября

День пожилого человека

15 октября

День отца в России

28 октября

День бабушек и дедушек

26 ноября

День матери

21 декабря

День многодетной семьи в России

23 февраля

День защитника Отечества

8 марта

Международный женский день

10 апреля

Всемирный праздник День братьев и сестер

8 июля

День семьи, любви и верности

На каждый праздник Н.В.Хряпина, М.С.Таякова разработали семейные акции, где принимает участие вся семья.

Дата

Праздник

Акция

1 июня

День защиты детей

«Давайте детский мир оберегать»

1 октября

День пожилого человека

«Позвони бабушке и дедушке»

15 октября

День отца в России

«Папа в деле»

28 октября

День бабушек и дедушек

«Бабушкины сказки», «Активные выходные с бабушкой и дедушкой»

26 ноября

День матери

«Мамины уроки»

21 декабря

День многодетной семьи в России

«Всей семьей»

23 февраля

День защитника Отечества

«На зарядку вместе с папой»

8 марта

Международный женский день

«Для вас, родные и любимые»

10 апреля

Всемирный праздник День братьев и сестер

«Как я рад, как я рад – у меня сестра и брат!»

8 июля

День семьи, любви и верности

«Сундучок семейных игр»

Педагоги-практики, используя разнообразные средства, создают условия для всестороннего развития детей и повышают их заинтересованность в познании окружающего мира. В своей дальнейшей работе мы будем опираться на опыт этих педагогов-практиков.

Наша опытно-педагогическая деятельность состояла из 3-х этапов.

На первом этапе мы выявили уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Комплексная диагностика, включавшая разнообразные материалы и методы позволила нам понять, что дети уже знают и чувствуют о своей Родине и на что нам нужно обратить особое внимание в дальнейшей работе.

На втором этапе нашей опытно-педагогической работы с целью повышения уровня патриотического воспитания детей 5-6 лет мы внедрили в практику систему утренних кругов и квест-игр, направленных на воспитание уважения к родному городу, культуре и традициям своего народа.

Нами будыло разработано 3 утренних круга, было разработано и проведено 3 квест-игры. Подробнее мы рассмотрим утренний круг по теме «Мой любимый Зерноград».

Утренний круг проводили по понедельникам. Структура утреннего круга по теме «Мой любимый Зерноград» состояла из: организационно-мотивационного этапа, беседы о Зернограде и его достопримечательностях, рефлексии, дидактической игры. Интересным для детей было узнать о достопримечательностях своего города, изучить историю происхождения города и сыграть в дидактическую игру. Использование красочных иллюстраций, увлекательных игр и интерактивных заданий во время утреннего круга помогало нам развить у детей любовь и интерес к родному городу Зернограду, расширить знания о его истории и достопримечательностях, сформировать навыки общения, умение выражать свои мысли и чувства, а также создать позитивный эмоциональный настрой на весь день.

В  конце каждого утреннего круга мы вместе с детьми составляли план работы по теме утреннего круга.

Квест- игры мы проводили во второй половине дня в игровой зоне, в холе детского сада, в музыкальном зале, в групповой комнате, в раздевальной комнате, на улице, на площадке детского сада. Квест-игра всегда проходила в последний день недели перед выходными в пятницу.

Так, например, квест-игра которая называется «Достопримечательности г.Зернограда» способствует формированию представлений о достопримечательностях родного города. В данной квест-игре детям необходимо было пройти все станции, выполняя правильно задания. Двигались дети от станции к станции используя «Клубочек Патриота». В квест-игре были активны такие станции как: «Символическая», «Городская», «Отгадайка», «Спортивная»,«Художественная», на которых были выполнены ряд заданий. Детиотгадывали загадки, определяли символику своего города, нарисовали улицу будущего. Эта квест-игра стала увлекательным и познавательным путешествием по родному городу для детей, помогла им узнать много нового о Зернограде, полюбить его и почувствовать себя настоящими патриотами!

Нами было разработано и проведено несколько консультаций для родителей, на которых мы раскрыли связь патриотического воспитания с формированием семейных ценностей, и показали, как укрепление связей между поколениями способствует воспитанию настоящих патриотов своей страны.

На третьем этапе мы повторно провели диагностику и посмотрели на уровень развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. На основе этого мы сделали вывод, что выбранные средства патриотического воспитания были самыми эффективными.

Список литературы

  1. Волошина, Л.Н. Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного образования дошкольников / Л.Н.Волошина, Л.В.Шинкарева// Начальная школа. - 2019-№12. с. 50-54. - Текст: непосредственный.
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М: Издательский центр «Академия», 2012 – 416с. – Текст: непосредственный.
  3. Казачкова, М.Б. Образовательный квест-эффективный способ вовлечения учащихся в процесс обучения/ М.Б.Казачкова, Т.С.Дорохова// Начальная школа. – 2019 - №5. - с.25-27. - Текст: непосредственный.
  4. Микляева, Н.В. Теоретические основы дошкольного образования/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Н.А.Виноградова. - М: Издательство Юрайт, 2024-496 с. - Текст: непосредственный.
  5. ФОП ДО, Федеральная образовательная программа дошкольного образования/ Федеральная образовательная программа дошкольного образования ФОП ДО. – М: УЦ Перспектива, 2023. – 235с. – Текст: непосредственный.
  6. ФГОС ДО, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с. – Текст: непосредственный.
  7. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»/ Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации». - М: Издательство «Эксмо», 2012-241с. – Текст: непосредственный.
  8. Хряпина, Н.В. Патриотическое воспитание малышей/ Н.В.Хряпина, М.С.Таякова// Дошкольное воспитание. - 2024 - №8 – с. 43-45. – Текст: непосредственный.
  9. Хайрулинова, Э.Ш. Квест-игра / Э.Ш.Хайрулинова// Дошкольное воспитание. – 2024 - № 8 – с. 36-38. – Текст: Непосредственный.