Природные ресурсы и рациональное природопользование

Разделы: Экология, Человек и природа: конфликт или гармония?

Класс: 11

Ключевые слова: природные ресурсы


Цель: закрепить полученные знания о видах природных ресурсов; определить основные направления природопользования; изучить новые понятия «ресурсы», уметь приводить примеры рационального и нерационального природопользования, проводить аналитическое исследование на основе данных по использованию ресурсов.

Оборудование: рабочие тетради по дисциплине «Экологические основы природопользования», учебник для колледжей и СПО. Экологические основы природопользования./ Т.П.Трушина, 2020, презентация по теме.

Форма занятия: урок изучения нового материала с элементами поисково-аналитической деятельности.

1. Изучение нового материала

Дайте пояснение своими словами нового термина:

Ресурсы – это _______________________________________

Какие ресурсы Вам известны? _________________________

Человечество всегда в той или иной мере использовало природные богатства. Но постепенно размеры изымаемых природных ресурсов увеличивались, становились все более весомыми и ощутимыми, а запасы их вообще не возобновлялись.

Ресурсы, которыми располагает наша планета, принято делить на 2 основных типа: исчерпаемые и неисчерпаемые (возобновимые и невозобновимые).

Пользование ресурсами (природопользование) бывает рациональным и нерациональным.

Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем. 

Рациональное природопользование означает комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Задание № 1. Используя материал учебника Т.П.Трушиной «Экологические основы природопользования» стр. 271, приведите примеры основных направлений рационального природопользования:

  • системный подход:__________________________________________
  • оптимизация природопользования _____________________________
  • опережение темпов __________________________________________
  • гармонизация отношений природы и производства _______________
  • комплексное использование ________________________

Задание № 2. Пользуясь дополнительной литературой, заполните таблицу:

Лекарственные ресурсы (растения)

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеет ли значение место сбора лекарственных растений:

1) в черте города;
2) вдоль автомобильных дорог;
3) в поле;
4) в лесу и почему ______________________________________________

Задание № 3. Пользуясь Памяткой для студентов «Мероприятия по повышению эффективности использования природных ресурсов», приведите примеры рационального и нерационального природопользования (по 2 примера). Задание можно выполнить в виде таблицы.

Природные ресурсы

Рациональное природопользование

Нерациональное природопользование

Водные

 

 

Земельные

 

 

Минеральные

 

 

Органические

 

 

Задание 4. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

Обеспеченность ресурсами

Регионы

Баллы

1. Наиболее обеспечены

ю-з Восточной Сибири

70-100

2. Наименее обеспечены

Север Д. В.

 

Карта №1.

Задание 5. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов. Результаты оформите в виде таблицы.

Интенсивность использования ресурсов

Регионы

Баллы

1. Наибольшая интенсивность

 

 

2. Наименьшая интенсивность

 

 

Карта №2.

Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях __________________________________

2. Закрепление новой темы

Мини-дискуссия (студенты обосновывают свою точку зрения)

  1. Почему некоторые возобновляемые ресурсы невозможно восстановить?
  2. Какую роль играет лес в жизни человека?
  3. Страны какого климатического пояса наиболее обеспечены водными ресурсами?