Цель: закрепить полученные знания о видах природных ресурсов; определить основные направления природопользования; изучить новые понятия «ресурсы», уметь приводить примеры рационального и нерационального природопользования, проводить аналитическое исследование на основе данных по использованию ресурсов.
Оборудование: рабочие тетради по дисциплине «Экологические основы природопользования», учебник для колледжей и СПО. Экологические основы природопользования./ Т.П.Трушина, 2020, презентация по теме.
Форма занятия: урок изучения нового материала с элементами поисково-аналитической деятельности.
1. Изучение нового материала
Дайте пояснение своими словами нового термина:
Ресурсы – это _______________________________________
Какие ресурсы Вам известны? _________________________
Человечество всегда в той или иной мере использовало природные богатства. Но постепенно размеры изымаемых природных ресурсов увеличивались, становились все более весомыми и ощутимыми, а запасы их вообще не возобновлялись.
Ресурсы, которыми располагает наша планета, принято делить на 2 основных типа: исчерпаемые и неисчерпаемые (возобновимые и невозобновимые).
Пользование ресурсами (природопользование) бывает рациональным и нерациональным.
Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.
Рациональное природопользование означает комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.
Задание № 1. Используя материал учебника Т.П.Трушиной «Экологические основы природопользования» стр. 271, приведите примеры основных направлений рационального природопользования:
- системный подход:__________________________________________
- оптимизация природопользования _____________________________
- опережение темпов __________________________________________
- гармонизация отношений природы и производства _______________
- комплексное использование ________________________
Задание № 2. Пользуясь дополнительной литературой, заполните таблицу:
Лекарственные ресурсы (растения) | Значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет ли значение место сбора лекарственных растений:
1) в черте города;
2) вдоль автомобильных дорог;
3) в поле;
4) в лесу и почему ______________________________________________
Задание № 3. Пользуясь Памяткой для студентов «Мероприятия по повышению эффективности использования природных ресурсов», приведите примеры рационального и нерационального природопользования (по 2 примера). Задание можно выполнить в виде таблицы.
Природные ресурсы | Рациональное природопользование |
Нерациональное природопользование |
Водные |
|
|
Земельные |
|
|
Минеральные |
|
|
Органические |
|
|
Задание 4. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.
Обеспеченность ресурсами | Регионы |
Баллы |
1. Наиболее обеспечены |
ю-з Восточной Сибири |
70-100 |
2. Наименее обеспечены |
Север Д. В. |
|
Карта №1.

Задание 5. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов. Результаты оформите в виде таблицы.
Интенсивность использования ресурсов | Регионы |
Баллы |
1. Наибольшая интенсивность |
|
|
2. Наименьшая интенсивность |
|
|
Карта №2.

Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях __________________________________
2. Закрепление новой темы
Мини-дискуссия (студенты обосновывают свою точку зрения)
- Почему некоторые возобновляемые ресурсы невозможно восстановить?
- Какую роль играет лес в жизни человека?
- Страны какого климатического пояса наиболее обеспечены водными ресурсами?