Слайд 1.
В соответствии с требованиями, указанными во ФГОС ДО и ФОП ДО, к завершению дошкольного образования у ребенка должны быть развиты воображение, инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности. Также важно, чтобы дети активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками. Эти качества особенно эффективно развиваются в рамках театрализованной деятельности.
Театрализованные игры помогают детям лучше понять окружающий мир. Каждый ребенок может стать участником событий из жизни людей, животных и природы, что способствует развитию познавательных способностей и творческого потенциала, а также формированию личности.
Слайд 2.
Источником развития познавательной активности дошкольников, как доказывают в своих исследованиях В.В.Давыдов и Н.Е.Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
В театральной культурной практике в образовательной деятельности ДОУ позволяет ребенку быть субъектом деятельности. В результате чего у детей повышается положительная самооценка, формируется устойчивая позиция по отношению к себе и к другим.
Слайд 3.
Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы воспитателя заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Слайд 4.
В повседневной жизни детского сада, педагоги часто используют различные виды театров, такие как бибабо, пальчиковые, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), театр масок и др. К сожалению, нечасто используется теневой театр, а ведь это и игра, и всестороннее развитие, и способ общения. Таким образом, родилась идея реализовать проект «Театр теней - глазами ребенка».
Слайд 5.
Цель проекта: создание условий для познавательного и творческого развития детей через знакомство с теневым театром.
Задачи:
- познакомить детей с устройством теневого театра;
- развивать познавательный интерес к изготовлению атрибутов, декораций, теневых фигур для сказки;
- воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности через постановку теневого сказочного спектакля.
Слайд 6.
На первом подготовительном этапе работы для меня стояла задача изучить методическую литературу, опыт коллег, чтобы заинтересовать и в увлекательной форме продолжить знакомить детей с театром теней.
Мы познакомились со следующими видами теневого театра:
Слайд 7.
Ручной - когда персонажи сказки или истории изображаются с помощью изгиба и движению рук. Здесь дети придумывали и воспроизводили своих героев.
Слайд 8.
Ростовой - настоящий теневой спектакль, который смело можно назвать видом драматического искусства. Просмотрели в презентации на экране и попробовали в группе, когда солнце хорошо освещало всю игровую комнату.
И остановились мы с ребятами на настольном - самом простом варианте, который доступен и для коллективной игры и домашнего досуга. Замотивировала детей: «Хотели бы они своими руками сделать театр теней?»
Вместе с детьми решали и обсуждали по какой сказке изготовим теневой театр и в результате выбрали сказку «Петушок золотой гребешок».
На основном этапе реализации проекта старалась включить методы и приёмы, которые бы стимулировали познавательное развитие детей:
Слайд 9.
- знакомила детей с необходимым оборудованием для теневого театра: через рассматривание иллюстраций, показ видеороликов об устройстве теневого театра;
- рассматривали с детьми тени на прогулке, играя в игры «Сравни тени», «Измерь тень»;
Слайд 10.
- в группе проигрывали с детьми дидактические игры: «Отгадай, чья это тень?», «Найди ошибку», «Кто лучше покажет»;
Слайд 11.
- проводили экспериментальные игры: «Как появляется тень?», «Предметы и их тени»;
Слайд 12.
- читали русскую народную сказку «Петушок золотой гребешок» и беседовали по её содержанию с обсуждением характеристик каждого персонажа;
- рассматривали с детьми иллюстрации к сказке, рисовали сказку, просматривали одноименный мультфильм.
Слайд 13.
Далее с детьми приступили к изготовлению необходимых атрибутов, декораций для постановки, а также привлекли пап к изготовлению экрана для теневого театра своими руками. Родителям было предложено проигрывать с детьми сказку по ролям в домашних условиях, играть в игры-драматизации.
Слайд 14.
Знакомясь с теневыми фигурками, опытным путем выявили с ребятами, что при показе нужно использовать не белую, а черную фигурку, так как на экране её лучше видно.
Слайд 15.
Очень увлекательно проходило обучение передвижению детьми теневых фигурок по экрану, дети были в восторге от данного процесса, с удовольствием репетировали, учились правильно передвигать фигурки, подсказывали друг другу, определяли, как должен падать свет, с какой стороны лучше, с большим желанием разучивали роли.
Слайд 16.
На заключительном этапе состоялся показ спектакля «Петушок золотой гребешок» для детей своей группы, а затем детям других групп. Массу положительных впечатлений получили и актеры, и зрители!
В результате реализации проекта удалось достичь поставленной цели, дети узнали об устройстве теневого театра, с интересом изготавливали атрибуты и декорации к сказке, с удовольствием принимали участие в театрально–игровой деятельности.
Слайд 17.
Работа в данном направлении, помогла моим воспитанникам проявить в дальнейшем свою творческую активность и театральные навыки и в других значимых мероприятиях: выступление с концертом в клубе «Ветераночка» ко Дню пожилого человека», выступление в финале городского конкурса «Воспитатель года-2024».
Слайд 18.
Участие в сценках ко Дню матери и 8 Марта, обыгрывание ролей на Новогоднем празднике, инсценировки с родителями и роли на выпускном из детского сада.
Слайд 19.
По итогам проведенной работы, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является богатой платформой для развития познавательной и творческой активности детей. Дошкольников театр привлекает своей необычностью, доставляет большое удовольствие и много радости.
Уверена, что интерес к театрализованной деятельности станет ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.