Широкое использование сокращений во всех сферах общественной жизни присуще большинству языков мира. В качестве причин и предпосылок возникновения и широкого распространения аббревиации на современном этапе развития общества исследователи наряду с экстралингвистическими факторами (научно-технический прогресс, социальные преобразования, развитие межнациональных культурно-экономических связей и др.) называют и закон экономии языковых средств и речевых усилий.
Тенденция к экономии языковых средств является универсальной и обусловлена потребностями человеческого мышления и общения, а именно, наиболее экономно с помощью семантически ёмких, но меньших по форме (размеру) знаков выразить многообразие объективного мира с его сложными связями и отношениями между предметами и явлениями.
Языковая экономия, проявляющаяся на различных уровнях, включает в себя качественно разнообразные явления и процессы, ведущие в конечном счете к сжатию, компрессии способов выражения замысла высказывания, в результате чего происходит устранение информационно избыточных элементов. Экономия формальных языковых средств тесно связана с повышением информационной плотности высказывания.
Тенденция к повышению коммуникативной ценности языковых единиц является при этом одной из основных причин развития языка как средства общения в условиях наличия различных средств коммуникации и при возросшем объеме информации. Аббревиация сокращает материальную оболочку коммуникативных единиц, увеличивая тем самым скорость поступления информации от пишущего (говорящего) к читающему (слушающему). Помимо средства экономии времени, речевых усилий говорящего, аббревиатура является и средством концентрации информации. Известно, что и полная, и аббревиатурная запись передают одну и ту же информацию.
В этих условиях особенно важным становится умение верно сокращать слова и выявлять из аббревиатур первоначальный смысл. Дело это достаточно кропотливое и требует специальных знаний.
Актуальность данной темы в том, что процесс компрессии слов сегодня приобретает столь грандиозный размах, что возникает необходимость обучать школьников правильному сокращению слов. И делать это целесообразно уже в начальной школе, когда ребенок только усваивает представления о словах, их структуре. Но современные школьные программы не отвечают этому социальному запросу.
Таким образом, актуальность обучения сокращению слов определена, с одной стороны, практической значимостью современной школы, получившей социальный заказ социума, а с другой стороны, отсутствие методического базиса для решения вопроса на практической основе.
В УМК не выявлено заданий, направленных на ознакомление школьников с принципами сокращения слов, что обедняет лингвистические возможности младших школьников. А ведь только языковых понятий лингвистической терминологии, используемой в начальной школе насчитывается более 120: общеязыковые и речеведческие, фонетические, грамматические, понятия морфемики и словообразования, лексические. Уже в первом классе школьник не только знакомится с фонетическими понятиями, но и использует их в письменной речи при выполнении звуко-буквенного разбора, во 2-4 классе использует в письменной речи грамматические понятия при морфологическом разборе слова, обозначении частей речи в предложениях, при выполнении синтаксического разбора предложения.
Необходимость данных упражнений также вызвана практическим использованием сокращений слов на уроках: счётно-арифметических наименований на уроках математики, сокращением слов при выполнении любых видов разборов, при сокращении географических объектов, наименований школьных предметов и формы записи домашних заданий; работа с энциклопедическими и филологическими словарями во время поиска информации. Возникает необходимость владения умением сокращать слова во время работы над проектами, исследовательскими мероприятиями, где важно быстро и полно записать необходимую, важную для тебя информацию.
В начальной школе дети начинают приобретать начальные навыки сокращения слов. Но эти навыки минимальны. Они обусловлены больше тем, что так принято.
Тем не менее, младшим школьникам можно предлагать задания, которые бы формировали начальный навык сокращения слов.
Возникает проблема, как обеспечить освоение навыка сокращения слов младшими школьниками при отсутствии методической базы по применению сокращения слов на практической основе в начальной школе?
Предположив, что при условии соблюдения методических рекомендаций и выполнения комплекса упражнений и заданий, направленных на формирование навыка сокращения слов, лингвистические возможности младших школьников позволяют формировать начальные навыки сокращения слов, был разработан соответствующий комплекс правил и упражнений.
Комплекс правил
- Сокращению подлежат слова (в том числе термины) различных частей речи.
- При сокращении слова применяют метод усечения, причем должно оставаться не менее 2-х букв, сокращение заканчивается на согласный.
- Сокращать слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых часто используемых сокращений.
- Сокращение обозначается точкой.
- Сложносокращённые названия, образованные из начальных букв, пишутся прописными буквами.
- Сокращенное слово должно быть понятно всем и пониматься однозначно.
Виды упражнений
На этапе словарной работы на уроке (1-4 класс)
Цели: сформировать навык сокращения слова.
Упр. 1. Запишите слова в сокращённой форме.
Работа в тетрадях сопровождается работой на скрытой доске, затем сверяется.
Слова: цветы, карандаши, рисунок, ягода, птицы, машина, шарик, мяч, яблоко, груша.
Упр. 2. Составьте словарик слов на школьную тематику и запишите их в сокращенном виде – 5 слов.
Упр. 3. Запишите 10 словарных слов в сокращённой форме.
Работа в парах: один ученик записывает слова сокращённо, второй – записывает слово полностью.
«Части речи» (2-4 класс)
Цели: сформировать навык сокращения слова
Упр. 1. Запишите в сокращённой форме прилагательные, указав род, число, падеж: красивый, зелёный, московский, интересный, воздушный, школьный.
Работа в парах: один ученик записывает слово в сокращённой форме, второй – записывает слово полностью, учитывая заданные грамматические формы, чтобы оценить доходчивость сокращения.
Упр. 2. Запишите в сокращённой форме глагол, указать число и время глагола.
Работа в парах: один ученик записывает слово в сокращённой форме, второй – записывает слово полностью, учитывая заданные грамматические формы, чтобы оценить доходчивость сокращения.
«Сложные слова» (3-4 класс)
Цели: формирование умения сокращать названия по первым буквам слова, образовать аббревиатуру или прочитать её полностью; формировать умение образовывать сложносокращённое слово.
Упр. 1. Скажите полностью (расшифруйте) данные аббревиатуры: РФ, ЕГЭ, МЧС, ВУЗ, СВАО, ЦАО, ДЮСШ, КВН.
Упр. 2. Составьте из предложенных словосочетаний аббревиатуры: юные любители математики, дом детского творчества, образовательное учреждение, центральный детский мир.
Упр. 3. Запиши слова в сокращённой форме: заведующий учебной частью, заведующий хозяйством, заместитель директора, городской совет, детский сад, воинская часть, государственная награда.
Вывод: комплекс правил и комплекс упражнений направлен на формирование навыка сокращения слова, и как фактора развития лингвистического мышления, и способствует развитию активного использования младшим школьником сокращений лингвистической терминологии в письменной речи.