Пояснительная записка
Актуальность программы
Для начальной школы приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной работе.
Одной из форм, способствующей повышению интереса к знаниям, развития индивидуальных способностей детей, является кружок.
Предлагаемый кружок «Эрудит» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, умения проявлять творческие способности при выполнении заданий.
Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе проведения коллективной познавательной деятельности.
Задачи:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование творческих способностей учащихся;
- развитие математических способностей школьников;
- формирование устойчивого интереса к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Направление: интеллектуальное.
Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Срок реализации программы.
- Программа рассчитана на 4 года обучения детей младшего школьного возраста 7-10 лет.
- Программой предусматривается проведение занятий 1 раз в неделю. (В 1 классе - со второго полугодия).
Формы и методы работы:
- 1 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, экскурсии
- 2 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки.
- 3 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки, экскурсии, короткие сообщения членов кружка.
- 4 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки, экскурсии, короткие сообщения членов кружка, интеллектуальный марафон, выпуск стенной газеты.
Технологии, используемые при изучении материала на занятиях математического кружка: игровая, ИКТ, здоровье – сберегающая.
1 класс
Цель: заинтересовать учащихся математикой, содействовать развитию познавательной деятельности.
Задачи:
- закреплять приёмы сложения и вычитания, тренировать в счёте;
- развивать логическое мышление; умения решать ребусы, кроссворды, нестандартные задачи;
- воспитывать интерес к предмету математики.
Основное содержание программы
№ | Тема |
Количество часов |
1. |
Числа в пределах 10. |
4ч. |
2. |
Числа в пределах 20, 100 |
8ч. |
3. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
4ч. |
4. |
Олимпиада. |
1ч. |
|
Всего |
17ч. |
Тематическое планирование кружка
№ | Содержание занятия |
Деятельность учащихся |
Числа в предела 10. |
||
1. |
Вводная беседа. Игра «Весёлый счёт». Числа и цифры. |
Игра «Поспевай - не зевай». Установление закономерности в числовой последовательности. |
2. |
Игра «Поспевай - не зевай». Задачи на логическое мышление. Игра с числами. |
Игра «Математическая рыбалка». Установление закономерности в числовой последовательности |
3. |
Задачи в стихах. Решение логических задач. Игра «Самый быстрый почтальон!» |
Решение задач. Игры. |
4. |
Занимательные задачи. Логические задачи. |
Планирование решения задач. Анализ способа кода рассуждения при решении задач. |
Числа в пределах 20, 100. |
||
1. |
Решение задач. «Игра Продолжи узор». |
Игра «Задумай число. Планирование решения задач. |
2. |
Задачи-шутки. Ребусы. Задачи, связанные с величинами. |
Отгадывание ребусов. Исследование ситуаций, требующие сравнения величин. |
3. |
Логические задачи. Занимательный квадрат. |
Игра «Узнай, на каком столе фонарик». Сравнение разных способов решения задач. |
4-5. |
Задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи. |
Использование геометрических образов при решении задач. |
6. |
Комбинаторные задачи. Математические фокусы. |
Игра «Лучший космонавт». Решение задач перебором. |
7. |
Экскурсия в магазин. |
Наблюдения за особенностью работы продавцов. работой |
8. |
Весёлый счёт. Математический квадрат. |
Игра «Хлопки». Игра «Найди себе пару». |
Задачи с геометрическим содержанием. |
||
1-4 |
Задачи с геометрическим содержанием. |
Конструирование геометрических фигур(из спичек, палочек, проволоки) |
Олимпиада. |
||
5. |
Олимпиада. |
Реализация математических знаний. |
Требования к математической кружковой подготовке к концу первого года обучения
Личностные.
- положительное отношение к школе;
- чувство необходимости учения;
- развитие навыков диалогического общения;
- познавательный интерес к математике.
Метапредметные.
- планировать решение задачи;
- устанавливать закономерности в числовой последовательности;
- группировать числа по заданному ими установленному правилу;
- овладеть основами логического мышления.
Предметные.
- читать и записывать числа в пределах 20, 100;
- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.
2 класс
Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к математике.
Задачи:
- продолжить изучение натуральных чисел в пределах 100;
- познакомить с интересными приёмами заучивания табличного умножения;
- продолжить обучать решению нестандартных задач.
Основное содержание программы
№ | Тема |
Количество часов |
1. |
Числа в пределах100. |
4ч. |
2. |
Задачи с величинами. |
3ч. |
3. |
Логические задачи. |
7ч. |
4. |
Задачи геометрического содержания. |
8ч. |
5. |
Задачи, решаемые с помощью графов. |
2ч. |
6. |
Решение разных задач. |
8ч. |
7. |
Олимпиады. |
2ч. |
|
Всего |
34ч. |
Тематическое планирование кружка
№ | Содержание занятия |
Деятельность учащихся |
Числа в пределах 100. |
||
1. |
Чудесный квадрат. Игра на внимание. |
Сравнение. Развитие внимания. |
2. |
Задача- шутка. Цифровая акробатика. Инсценировка «Спор цифр». |
Закрепление вычислительных навыков. |
3. |
Историческая страничка. Игра «Арифметическая эстафета» |
Знакомство с историей чисел. |
4. |
Составим поезд. Решение задач. |
Игра «Забей гол в числовые ворота». Решение задач. |
Задачи с величинами. |
||
1. |
Математическая эстафета. Задачи, связанные с величинами. |
Игра «Мгновенный подсчёт». Сравнение задач по разным признакам. |
2. |
Задачи, связанные с величинами Рещение кроссвордов. |
Сравнение предметов по разным признакам: вместимости, времени, стоимости. |
3. |
Задачи, связанные с величинами. Головоломки. |
|
Логические задачи. |
||
1. |
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Головоломки. |
Планирование кода решения задачи разными способами. |
2. |
Олимпиада. |
Реализация математических знаний. |
3-4. |
Игра в логическое домино. Решение логических задач. |
Использование геометрических образов для решения задач. |
5-6. |
Логические вопросы. |
Игра «Сложить и вычесть». Решение задач разными способами. |
7. |
Задачи в стихах. Решение круговых примеров. Математический лабиринт. |
Составление примеров в пределах 100. |
Задачи геометрического содержания. |
||
1. |
Историческая страничка. Игра «Путешествие по городам» |
Беседа «Как возникла геометрия».Узнавание на чертеже разных геометрических фигур. |
2. |
Задачи геометрического содержания. Задания на тренировку памяти. Игра «Путешествие по городам» |
Развитие памяти. Классификация геометрических фигур. |
3. |
Задачи геометрического содержания. Математические истории. |
Игра «Ступеньки».Сравнение геометрических фигур по форме. |
4. |
Задачи геометрического содержания. |
Узнавание на чертеже геометрических фигур разных по форме. |
5. |
Решение математических кроссвордов. Игра в логическое домино. |
Развитие мышления. |
6. |
Задачи геометрического содержания. Задания на тренировку памяти. |
Конструирование геометрических фигур из палочек. |
7. |
Задачи геометрического содержания. Игра «Ступеньки». |
Использование геометрических фигур при решении задач. |
8. |
Задачи геометрического содержания. |
Конструирование геометрических фигур из палочек. |
Задачи, решаемые с помощью графов. |
||
1. |
Задачи, решаемые с помощью графов. Игра «Определи своё число» |
Использование геометрических фигур при решении задач. Штриховка. |
2. |
Задачи, решаемые с помощью графов. Головоломка «Книги соседа» |
Использование геометрических фигур при решении задач. Математические фокусы. |
Решение разных задач. |
||
1. |
Решение комбинаторных задач. Головоломка «размен монет» |
Решение задач перебором. |
2-4. |
Логические задачи. Игра в логическое домино. |
Анализ способов решения задач. Игры. |
5. |
Задачи- шутки. Игра в логическое домино. |
|
6-7. |
Задачи на упорядочивание множеств. Инсценирование сказки «Родственники». |
Анализ разных способов решения задач. Отгадывание ребусов. |
8. |
Задачи, связанные с величинами. Игра «Волшебница- таблица» |
Сравнение предметов по разным признакам. |
|
Олимпиады |
Реализация изученных знаний. |
Требования к уровню математической кружковой подготовки к концу второго года обучения
Личностные.
- сформированность социальных мотивов, учебных и познавательных;
- готовность использовать знания в учении и в повседневной жизни;
- познавательный интерес к математике;
- иметь навыки диалогического общения;
- овладеть основами логического общения.
Метапредметные.
- Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим;
- Использовать геометрические образы для решения задачи;
- Определять логику решения практических и учебных задач;
- Контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Предметные.
- читать и записывать числа в пределах 1000;
- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.