Рабочая программа по организации внеурочной деятельности учащихся. Кружок Эрудит

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Актуальность программы

Для начальной школы приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной работе.

Одной из форм, способствующей повышению интереса к знаниям, развития индивидуальных способностей детей, является кружок.

Предлагаемый кружок «Эрудит» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Эрудит» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, умения проявлять творческие способности при выполнении заданий.

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе проведения коллективной познавательной деятельности.

Задачи:

  • развитие познавательной деятельности учащихся;
  • формирование творческих способностей учащихся;
  • развитие математических способностей школьников;
  • формирование устойчивого интереса к математике;
  • углубление и расширение знаний по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;
  • усиление прикладной направленности обучения;
  • психологическая комфортность.

Направление: интеллектуальное.

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Срок реализации программы.

  • Программа рассчитана на 4 года обучения детей младшего школьного возраста 7-10 лет.
  • Программой предусматривается проведение занятий 1 раз в неделю. (В 1 классе - со второго полугодия).

Формы и методы работы:

  • 1 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, экскурсии
  • 2 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки.
  • 3 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки, экскурсии, короткие сообщения членов кружка.
  • 4 класс: беседы, практические упражнения, сравнение, наблюдение, игры, викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, инсценировки, экскурсии, короткие сообщения членов кружка, интеллектуальный марафон, выпуск стенной газеты.

Технологии, используемые при изучении материала на занятиях математического кружка: игровая, ИКТ, здоровье – сберегающая.

1 класс

Цель: заинтересовать учащихся математикой, содействовать развитию познавательной деятельности.

Задачи:

  • закреплять приёмы сложения и вычитания, тренировать в счёте;
  • развивать логическое мышление; умения решать ребусы, кроссворды, нестандартные задачи;
  • воспитывать интерес к предмету математики.

Основное содержание программы

Тема

Количество часов

1.

Числа в пределах 10.

4ч.

2.

Числа в пределах 20, 100

8ч.

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

4ч.

4.

Олимпиада.

1ч.

 

Всего

17ч.

Тематическое планирование кружка

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Числа в предела 10.

1.

Вводная беседа. Игра «Весёлый счёт». Числа и цифры.

Игра «Поспевай - не зевай». Установление закономерности в числовой последовательности.

2.

Игра «Поспевай - не зевай». Задачи на логическое мышление. Игра с числами.

Игра «Математическая рыбалка». Установление закономерности в числовой последовательности

3.

Задачи в стихах. Решение логических задач. Игра «Самый быстрый почтальон!»

Решение задач. Игры.

4.

Занимательные задачи. Логические задачи.

Планирование решения задач. Анализ способа кода рассуждения при решении задач.

Числа в пределах 20, 100.

1.

Решение задач. «Игра Продолжи узор».

Игра «Задумай число. Планирование решения задач.

2.

Задачи-шутки. Ребусы. Задачи, связанные с величинами.

Отгадывание ребусов. Исследование ситуаций, требующие сравнения величин.

3.

Логические задачи. Занимательный квадрат.

Игра «Узнай, на каком столе фонарик». Сравнение разных способов решения задач.

4-5.

Задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи.

Использование геометрических образов при решении задач.

6.

Комбинаторные задачи. Математические фокусы.

Игра «Лучший космонавт». Решение задач перебором.

7.

Экскурсия в магазин.

Наблюдения за особенностью работы продавцов. работой

8.

Весёлый счёт. Математический квадрат.

Игра «Хлопки». Игра «Найди себе пару».

Задачи с геометрическим содержанием.

1-4

Задачи с геометрическим содержанием.

Конструирование геометрических фигур(из спичек, палочек, проволоки)

Олимпиада.

5.

Олимпиада.

Реализация математических знаний.

Требования к математической кружковой подготовке к концу первого года обучения

Личностные.

  • положительное отношение к школе;
  • чувство необходимости учения;
  • развитие навыков диалогического общения;
  • познавательный интерес к математике.

Метапредметные.

  • планировать решение задачи;
  • устанавливать закономерности в числовой последовательности;
  • группировать числа по заданному ими установленному правилу;
  • овладеть основами логического мышления.

Предметные.

  • читать и записывать числа в пределах 20, 100;
  • использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.

2 класс

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к математике.

Задачи:

  • продолжить изучение натуральных чисел в пределах 100;
  • познакомить с интересными приёмами заучивания табличного умножения;
  • продолжить обучать решению нестандартных задач.

Основное содержание программы

Тема

Количество часов

1.

Числа в пределах100.

4ч.

2.

Задачи с величинами.

3ч.

3.

Логические задачи.

7ч.

4.

Задачи геометрического содержания.

8ч.

5.

Задачи, решаемые с помощью графов.

2ч.

6.

Решение разных задач.

8ч.

7.

Олимпиады.

2ч.

 

Всего

34ч.

Тематическое планирование кружка

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Числа в пределах 100.

1.

Чудесный квадрат. Игра на внимание.

Сравнение. Развитие внимания.

2.

Задача- шутка. Цифровая акробатика. Инсценировка «Спор цифр».

Закрепление вычислительных навыков.

3.

Историческая страничка. Игра «Арифметическая эстафета»

Знакомство с историей чисел.

4.

Составим поезд. Решение задач.

Игра «Забей гол в числовые ворота». Решение задач.

Задачи с величинами.

1.

Математическая эстафета. Задачи, связанные с величинами.

Игра «Мгновенный подсчёт». Сравнение задач по разным признакам.

2.

Задачи, связанные с величинами Рещение кроссвордов.

Сравнение предметов по разным признакам: вместимости, времени, стоимости.

3.

Задачи, связанные с величинами. Головоломки.

Логические задачи.

1.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. Головоломки.

Планирование кода решения задачи разными способами.

2.

Олимпиада.

Реализация математических знаний.

3-4.

Игра в логическое домино. Решение логических задач.

Использование геометрических образов для решения задач.

5-6.

Логические вопросы.

Игра «Сложить и вычесть». Решение задач разными способами.

7.

Задачи в стихах. Решение круговых примеров. Математический лабиринт.

Составление примеров в пределах 100.

Задачи геометрического содержания.

1.

Историческая страничка. Игра «Путешествие по городам»

Беседа «Как возникла геометрия».Узнавание на чертеже разных геометрических фигур.

2.

Задачи геометрического содержания. Задания на тренировку памяти. Игра «Путешествие по городам»

Развитие памяти. Классификация геометрических фигур.

3.

Задачи геометрического содержания. Математические истории.

Игра «Ступеньки».Сравнение геометрических фигур по форме.

4.

Задачи геометрического содержания.

Узнавание на чертеже геометрических фигур разных по форме.

5.

Решение математических кроссвордов. Игра в логическое домино.

Развитие мышления.

6.

Задачи геометрического содержания. Задания на тренировку памяти.

Конструирование геометрических фигур из палочек.

7.

Задачи геометрического содержания. Игра «Ступеньки».

Использование геометрических фигур при решении задач.

8.

Задачи геометрического содержания.

Конструирование геометрических фигур из палочек.

Задачи, решаемые с помощью графов.

1.

Задачи, решаемые с помощью графов. Игра «Определи своё число»

Использование геометрических фигур при решении задач. Штриховка.

2.

Задачи, решаемые с помощью графов. Головоломка «Книги соседа»

Использование геометрических фигур при решении задач. Математические фокусы.

Решение разных задач.

1.

Решение комбинаторных задач. Головоломка «размен монет»

Решение задач перебором.

2-4.

Логические задачи. Игра в логическое домино.

Анализ способов решения задач. Игры.

5.

Задачи- шутки. Игра в логическое домино.

6-7.

Задачи на упорядочивание множеств. Инсценирование сказки «Родственники».

Анализ разных способов решения задач. Отгадывание ребусов.

8.

Задачи, связанные с величинами. Игра «Волшебница- таблица»

Сравнение предметов по разным признакам.

 

Олимпиады

Реализация изученных знаний.

Требования к уровню математической кружковой подготовки к концу второго года обучения

Личностные.

  • сформированность социальных мотивов, учебных и познавательных;
  • готовность использовать знания в учении и в повседневной жизни;
  • познавательный интерес к математике;
  • иметь навыки диалогического общения;
  • овладеть основами логического общения.

Метапредметные.

  • Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим;
  • Использовать геометрические образы для решения задачи;
  • Определять логику решения практических и учебных задач;
  • Контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Предметные.

  • читать и записывать числа в пределах 1000;
  • использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.

См. продолжение Программы