Цель урока: актуализация понятия пересказа как метапредметного умения через закрепление известных и применение новых приемов.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить с новыми приемами пересказа
- Развивающая: развивать познавательный интерес к известному умению; развивать стремление к расширению кругозора через постижение чужого текста; усовершенствовать навыки работы с текстом и коммуникативные навыки; отточить навыки самоконтроля; продолжить развивать образное и логическое мышление; продолжить формировать правильную грамотную монологическую речь и богатый словарный запас.
- Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность, самокритичность; ответственность за результаты своей деятельности; уважительное отношение к друг к другу; культуру общения; чувство гордости за успехи Родины;
Тип урока: урок общеметодологиеской направленности.
Формы работы: коллективная и индивидуальная.
Обеспечение: смарт-доска для иллюстративного материала, раздаточный материал по теме (таблица критериально-уровневого оценивания пересказа, тексты для пересказа, графические шаблоны приемов), рефлексивная закладка-помощник по пересказу.
Формируемые УУД на определённых этапах урока
Этап урока ОМН |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
I Актуализация |
Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II Мотивация |
Познавательные: |
III Включение нового материала в систему знаний |
Познавательные: |
V Закрепление и Реализация пополненных знаний |
Коммуникативные: |
IX Рефлексия учебной деятельности |
Познавательные: |
Ход урока
Организационный этап |
|||||
Учитель |
Организация начала урока. |
||||
Этап Актуализации – где нужен пересказ? |
|||||
Учитель и учащиеся |
Учитель: Представьте себе, что вы молодой журналист, который присутствует на выступлении главы дипломатической миссии чужой страны. Но так как вы молоды и еще неопытны, вы забыли качественный диктофон, или техника в последний момент вам отказала (это главный минус техники). А это выступление для вас очень важно. Основные его постулаты вы должны донести до своего редактора, и на их основе он решит выбивать вам аккредитацию как журналиста этой стране или нет. Что вы сделаете, чтобы зафиксировать услышанное? Ученики: воспользуемся записью услышанного, пересказом. Главным будет: темы, микротемы, из них – план, опорные слова, тезисы. Учитель: Где ещё будет важен Пересказ? Ученики: В деловом мире. Пересказ помогает структурировать мысли, что повышает эффективность коммуникации в рабочей среде. В личной жизни. Пересказ помогает лучше выражать свои мысли и чувства, а также понимать точку зрения других людей. Это помогает улучшить коммуникацию и избегать конфликтов. В обучении. Пересказ используется в процессе изучения иностранного языка, где он помогает развивать и совершенствовать языковые навыки речи, а также формировать навыки построения дискурса. На доске и в тетрадях появляется слово "Пересказ" и две графы
|
||||
Этап Мотивации- зачем он нужен нам на данном этапе? Критерии? |
|||||
Учитель и ученики |
Учитель: давайте попробуем сузить коридор значимости пересказа до ваших школьных образовательных целей. Где встречается эта форма в ваших экзаменационных испытаниях? |
||||
Этап включения нового материала знакомую тему – новые приемы работы с пересказом |
|||||
Учитель и ученики |
Учитель: Конечно, мы с вами тренируемся над пересказом долго, и ключевыми классическими приемами будут те, которые мы записали в самом начале урока. Но мне хотелось бы вам предложить на рассмотрение еще 3 нетрудных, но действенных приема. Чтобы вы их запомнили, я даже попыталась воплотить их названия в игрушки: паук, рыба и гамбургер. Давайте подумаем, как эти предметы (своеобразные органайзеры) нам помогут. ГАМБУРГЕР
Голова: проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
|
||||
|
Этап закрепления и реализации пополненных знаний |
||||
Учитель и ученики |
Учитель предлагает вместе поработать над небольшим текстом, проиллюстрировав работу понятий-органайзеров (текст на слайде) Текст
Учащиеся: отвечают и оценивают пересказ одноклассника по критериям |
||||
Этап рефлексии |
|||||
|
Учитель: если бы вам нужно было сделать закладку-помощницу по пересказу ( вспомните закладку-помощницу по анализу лирического текста) |
||||
ДЗ |
|