Пересказ как метапредметное умение. Некоторые приемы обучению пересказу. 8-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Презентация к уроку

Класс: 8

Ключевые слова: пересказ, пересказ текста


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цель урока: актуализация понятия пересказа как метапредметного умения через закрепление известных и применение новых приемов.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с новыми приемами пересказа
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к известному умению; развивать стремление к расширению кругозора через постижение чужого текста; усовершенствовать навыки работы с текстом и коммуникативные навыки; отточить навыки самоконтроля; продолжить развивать образное и логическое мышление; продолжить формировать правильную грамотную монологическую речь и богатый словарный запас.
  • Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность, самокритичность; ответственность за результаты своей деятельности; уважительное отношение к друг к другу; культуру общения; чувство гордости за успехи Родины;

Тип урока: урок общеметодологиеской направленности.

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

Обеспечение: смарт-доска для иллюстративного материала, раздаточный материал по теме (таблица критериально-уровневого оценивания пересказа, тексты для пересказа, графические шаблоны приемов), рефлексивная закладка-помощник по пересказу.

Формируемые УУД на определённых этапах урока

Этап урока ОМН

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Актуализация

Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II Мотивация

Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Коммуникативные: обсуждение
Личностные: смыслообразование

III Включение нового материала в систему знаний

Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

V Закрепление и Реализация пополненных знаний

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в монологичном высказывании
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в форме пересказа
Личностные: здоровая критика, самокритика, самооанализ, оценивание

IX Рефлексия учебной деятельности

Познавательные:
умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Ход урока

Организационный этап

Учитель

Организация начала урока.
Приветствие учителя и учащихся

Этап Актуализации – где нужен пересказ?

Учитель и учащиеся

Учитель: Представьте себе, что вы молодой журналист, который присутствует на выступлении главы дипломатической миссии чужой страны. Но так как вы молоды и еще неопытны, вы забыли качественный диктофон, или техника в последний момент вам отказала (это главный минус техники). А это выступление для вас очень важно. Основные его постулаты вы должны донести до своего редактора, и на их основе он решит выбивать вам аккредитацию как журналиста этой стране или нет. Что вы сделаете, чтобы зафиксировать услышанное?

Ученики: воспользуемся записью услышанного, пересказом. Главным будет: темы, микротемы, из них – план, опорные слова, тезисы.

Учитель: Где ещё будет важен Пересказ?

Ученики: В деловом мире. Пересказ помогает структурировать мысли, что повышает эффективность коммуникации в рабочей среде.

В личной жизни. Пересказ помогает лучше выражать свои мысли и чувства, а также понимать точку зрения других людей. Это помогает улучшить коммуникацию и избегать конфликтов. В обучении. Пересказ используется в процессе изучения иностранного языка, где он помогает развивать и совершенствовать языковые навыки речи, а также формировать навыки построения дискурса.

На доске и в тетрадях появляется слово "Пересказ" и две графы

Где

Что

Образование
Бизнес
Личная жизнь

Пересказ:
Тема
Микротемы
План
Тезисы
Опорные слова

Этап Мотивации- зачем он нужен нам на данном этапе? Критерии?

Учитель и ученики

Учитель: давайте попробуем сузить коридор значимости пересказа до ваших школьных образовательных целей. Где встречается эта форма в ваших экзаменационных испытаниях?
Ученики: ОГЭ: сжатое изложение, ИУС: подробный устный пересказ текста
Учитель: Какие критерии устного пересказа вы предложите, может быть, вспомните из спецификаций.
Учитель предлагает таблицу оценивания подробного устного пересказа, ориентированную на УИС: презентация

Этап включения нового материала знакомую тему – новые приемы работы с пересказом

Учитель и ученики

Учитель: Конечно, мы с вами тренируемся над пересказом долго, и ключевыми классическими приемами будут те, которые мы записали в самом начале урока. Но мне хотелось бы вам предложить на рассмотрение еще 3 нетрудных, но действенных приема. Чтобы вы их запомнили, я даже попыталась воплотить их названия в игрушки: паук, рыба и гамбургер. Давайте подумаем, как эти предметы (своеобразные органайзеры) нам помогут.
Учащиеся набрасываю ассоциативные варианты к названиям приемов.
Учитель делает выводы и оформляет их в качестве шаблонов на доске и в тетрадях

ГАМБУРГЕР



РЫБА

Голова: проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние кости: основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние кости: факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий.
Хвост: ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.



ПАУК

 

Этап закрепления и реализации пополненных знаний

Учитель и ученики

Учитель предлагает вместе поработать над небольшим текстом, проиллюстрировав работу понятий-органайзеров (текст на слайде)

Текст
Древние народы не понимали, почему грозовые тучи разражаются мощными огненными стрелами — молниями. Они считали, что это гнев богов, а на самом деле причина тут опять-таки трение. В грозовых тучах содержится огромное количество крошечных льдинок и капелек воды. Они непрерывно трутся друг о друга, и внутри тучи постепенно накапливается электрический заряд.
А молния — это не что иное, как искра, проскакивающая между двумя сильно наэлектризованными тучами, только искра эта огромных размеров.



Учитель: предлагает потренироваться в пересказе с использованием шаблонов (раздает 3 текста 3 рядам и закрепляет приемы между рядами: 1 ряд – паук, 2 ряд – рыба, 3 ряд – паук, или приемы на выбор). Время работы – 5 минут

Учащиеся: отвечают и оценивают пересказ одноклассника по критериям

Этап рефлексии

 

Учитель: если бы вам нужно было сделать закладку-помощницу по пересказу ( вспомните закладку-помощницу по анализу лирического текста)

ДЗ

  • Сделать закладку
  • Подготовить пересказ текста, используя самостоятельной выбранный органайзер.