При планировании учебной и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях крайне важно акцентировать внимание на мотивации студентов к выбранной ими профессии. Необходимо поддерживать инициативу учащихся, помогать им осознать важность профессионального выбора и сформировать понимание своей будущей карьеры уже с первых лет обучения.
Одним из эффективных методов становится проектная деятельность, которая начинается на первом или втором курсе. Эта форма обучения не только позволяет студентам применять теоретические знания на практике, но и помогает развивать лидерские качества, способности к сотрудничеству и коммуникации. Участие в проектах требует от студентов активного взаимодействия друг с другом, что способствует формированию командного духа и ответственности.
В процессе проектной деятельности студенты учатся ставить перед собой конкретные цели, планировать свои действия и организовывать работу. Они также сталкиваются с реальными вызовами, что способствует развитию их гибкости, настойчивости и способности к решению проблем. В результате они не только приобретают знания, но и становятся готовыми к профессиональной деятельности в условиях неопределенности и быстрого изменения технологий.
Задачи практики:
- Разработать алгоритм внедрения проектной деятельности через конкурсное и чемпионатное движение во внеучебную деятельность обучающихся.
- Сформировать перечень конкурсов и чемпионатов из рекомендуемых к участию ДОНМ г.Москва, по желанию наставников и обучающихся, а также проводимых внутриколледжных мероприятий.
- Организовать работу преподавательского состава внутри цикловых комиссий для участия в конкурсах и чемпионатах, прочих мероприятий, носящих проект вид деятельности, закрепить обучающихся за наставниками.
- Определить темы проектов согласно выбранным конкурсам и чемпионатам.
- Определить время и форму взаимодействия с наставляемыми (практикум, семинар, проектная сессия, и др.).
- Организовать разработку проектных идей и реализацию их в реальный продукт проектными командами или в индивидуальном порядке обучающихся колледжа.
- Провести экспертную оценку проектных решений.
Этапы внедрения проектного обучения
I этап: Инициация идеи внедрения начинается с определения целей и задач проектного обучения через конкурсное и чемпионатное движение. Выбираются проектные инициативы, которые соответствуют установленным целям, после чего они рассматриваются и утверждаются в предметно-цикловых комиссиях.
II этап: Внедрение проектного обучения в образовательный процесс — сложный процесс, который осуществляется во внеурочное время. Составляется перечень проектных мероприятий, руководствуясь рекомендациями и самостоятельным выбором. Организация конкурсного и чемпионатного движения определяется сроками, установленными наставниками и председателем ПЦК.
III этап: Внедрение социального проектирования во внеучебную деятельность, включая проведение проектных интенсивов, защиты идей и формирование заявок на конкурсы.
IV этап: Анализ деятельности и разработка стратегии дальнейшего развития направления проектного обучения.
Основные моменты технологии реализации практики:
1. Инженерно-конструкторские проекты
Участие в конкурсах начинается с первого и второго курсов, что способствует раннему погружению в специальность и налаживанию контактов с преподавателями.
Проектное обучение включает: постановку задач, экскурсии по лабораториям и предприятиям, командные решения, прототипирование, макетирование, тестирование и подготовку отчетности.
Формируются профессиональные и общие компетенции, включая системное и критическое мышление, навыки проектной работы, командной работы и саморазвития, востребованные работодателями.
2. Социальные, творческие, бизнес-проекты
С 2020 г. в образовательное пространство колледжа заходит социальное проектирование через внеучебную деятельность и вовлекает педагогов и обучающихся, независимо от курса обучения. Цель социальных проектов в колледже заключается в привлечении внимания студентов к актуальным социальным проблемам и включении их в практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем.
Практико-ориентированные проекты в IT играют ключевую роль в подготовке специалистов, способных эффективно применять полученные знания и навыки в реальной работе. Такие проекты могут включать разработку веб-сайтов, мобильных приложений, программных продуктов для автоматизации бизнес-процессов, создание систем управления проектами и многое другое.
Особенностью практико-ориентированных проектов является их направленность на решение конкретных задач, с которыми сталкиваются специалисты в области IT. Это позволяет студентам и начинающим специалистам получить ценный опыт работы в команде, научиться применять теоретические знания на практике, а также развить навыки анализа, проектирования и программирования.
Координация проектной деятельности в колледже осуществляется председателем предметно-цикловой комиссии и методистом по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, старшим методистом, заведующей отделением, заместителем директора по содержанию образования, конвергенции образовательных программ.
Методист осуществляет методическое сопровождение проектной деятельности: разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности, обучение педагогов-наставников по проектной деятельности, разъяснение требований конкурсов и чемпионатов. Ведущий преподаватель общепрофессиональной дисциплины осуществляет основную подготовку по работе над проектами.
Алгоритм внедрения практики:
- Принятие решения о внедрении проектной работы через конкурсное и соревновательное движение в образовательный процесс.
- Анализ текущего состояния и ресурсов образовательного учреждения с учётом партнёрских отношений.
- Создание модели функционирования проектной деятельности.
- Информирование и стимулирование преподавателей к применению этой модели.
- Обучение преподавателей, участвующих в реализации проектной работы.
- Разработка и выполнение плана мероприятий по интеграции проектного обучения в образовательный процесс.
- Деятельность проектных групп по созданию и защите проектных решений.
- Подготовка заявок на участие в конкурсах и чемпионатах.
- Регулярный анализ работы и определение стратегии дальнейшего развития направления.
- Методическая и информационная поддержка реализации практики.
- Систематизация и распространение опыта применения проектной работы.
Библиографический список
- Авторские региональные сетевые образовательные проекты для развития метакомпетенций педагога и обучающегося [Текст] / А.В.Белковская // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №5. - С.14-20.
- Горовая, В.И. Компьютерные технологии в сопровождении обучения и контроля знаний студентов: проектирование и результаты применения / В.И.Горовая, Г.И.Шевченко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 34-40. – DOI 10.12737/1998-1740-2022-10-2-34-40. – EDN TJDCKX.
- Журавская, А.Е. Лайфхаки для учителя: проектная деятельность на 1-2-3 (на примере Мобильного электронного образования) [Текст] / А.Е.Журавская // Методист. - 2022. - №4. - С.9-10.