В настоящее время современный человек должен уметь ориентироваться, отбирать, анализировать, интерпретировать, сортировать и оценивать содержание той информации, с которой он сталкивается ежедневно. Овладение умением работать с информацией возможно только при достаточно высоком уровне сформированности читательской грамотности, которая выступает в качестве интегративного компонента функциональной грамотности младших школьников. Важную роль в формировании грамотного читателя играет начальный этап, который берет начало со старшего дошкольного возраста и продолжается в начальных классах. Именно на данном этапе необходимо заинтересовать ребенка чтением книг и сформировать у него активное положительное отношение к чтению. От того, как будут сформированы читательские умения и навыки в этом возрасте, зависит дальнейший успех читательской деятельности в дальнейшем.
В обновленных ФГОС НОО предметной области «Русский язык и литературное чтение» выдвинуты следующие требования к читательской грамотности: соблюдение орфоэпических норм при чтении вслух; понимание содержания предлагаемого текста; использование выборочного чтения с целью нахождения необходимого материала; нахождение информации, заданной в тексте в явном виде; формулирование простых выводов, интерпретации и обобщения содержащейся в тексте информации [3].
Планируемые результаты по учебному предмету «Литературное чтение» призваны обеспечить: 1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; 2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; 3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека» [3].
Исходя из данных требований, приходим к выводу, что именно период младшего школьного возраста играет значимую роль в формировании грамотного читателя. В методической литературе под читательской грамотностью понимается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, с.242].
Методические вопросы, связанные с формированием читательской грамотности младших школьников рассматривают в своих исследованиях Т.Г.Браже, М.П.Воюшина, В.Г.Маранцман, В.Ф.Одегова, В.Е.Пугач, О.В.Соболева, Н.М.Свирина, С.И.Тимина, В.П.Чудинова и др.
В настоящее время в школьной практике широко востребована технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа, разработанная О.В.Чиндиловой и Е.В.Бунеевой. Данная технология основана на природосообразной теории формирования читательской самостоятельности Н.Н.Светловской. Авторы технологии продуктивного чтения рекомендуют трехэтапную работу с литературным текстом:
- Предтекстовая работа (до чтения) способствует развитию антиципации или прогнозированию содержания текста на основе заголовка, иллюстраций к тексту и названия раздела, к которому принадлежит текст в учебнике.
- Работа с текстом во время чтения, представляет собой текстовую деятельность по знакомству и осмыслению содержания прочитанного, направленную на развитие читательской интерпретации (толкования, оценки).
- Послетекстовая деятельность, главная цель которой – «корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом», обеспечивающая полноценное или эстетическое восприятие и понимание основной мысли или идеи текста [1, с.6-7].
Наибольшую эффективность технология продуктивного чтения имеет при одновременном использовании различных приёмов технологии развития критического мышления, которые обеспечивают достижение существенных результатов в формировании читательской грамотности младших школьников: «Угадай»; «Прогнозирование»; «Чтение с остановками»; «Незнайкино письмо»; «Паучок»; «Написание творческих работ»; «Прогнозирование»; «Создание диафильма»; «Ключевые слова»; «Верите ли, что…»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Мозговой штурм»; «Синквейн».
Например, при изучении рассказа В.П.Астафьева «Капалуха» на этапе предтекстовой работы уместно использование приёма «Верите ли, что…», который можно применить в качестве нетрадиционного начала урока. Данный прием позволяет сосредоточить учащихся на вдумчивой работе с текстом, способствует выработке умения критически воспринимать информацию, самостоятельно делать выводы о точности и ценности информации. Учитель предлагает утверждения:
- Верите ли вы, что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
- Верите ли вы, что животные, также как и человек может заботиться о своем потомстве?
- Верите ли вы, что главный герой произведения – это животное?
- Верите ли вы, что действия будут происходить в лесу?
Данные вопросы обеспечивают развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация или предвосхищение содержания текста.
На этапе работы с текстом во время чтения использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» будет способствовать выработке умения ориентироваться в содержании текста, находить информацию и интерпретировать текст, что очень важно не только для процесса эффективного общения младших школьников на уроке, но и для понимания смысла читаемого текста.
Данный приём помогает учащимся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые нужно дать развёрнутые ответы – это проблемные (толстые) вопросы:
- Тонкие вопросы: «Где обнаружили ребята гнездо капалухи?», «Чем было застлано гнездо?», «Зачем ребята хотели взять яйца капалухи?», «Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?», «Как ребята отреагировали на слова учителя?».
- Толстые вопросы: «Как вы думаете, соответствует ли название рассказа его содержанию? Почему?», «Как вы думаете, почему В.П.Астафьев назвал рассказ именно так?», «Как вы считаете, капалуха – преданная мать?», «Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?», «Как вы думаете, повлияет ли встреча с капалухой на мальчиков?».
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников на этапе работы с текстом после чтения, помогает разрешить проблему, научится различать объективную и субъективную информацию (авторскую позицию и точку зрения одноклассников), связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности и аргументировать свою точку зрения.
Учащимся предлагалось вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному рассказу, а затем записать их в тетрадь: «Вспомните пословицы, которые на ваш взгляд подходят к данному произведению», «Какая мысль объединяет все эти пословицы?», «Можем ли мы сказать, что и животным присуща материнская любовь и преданность? Почему?».
Таким образом, использование современных образовательных технологий в учебном процессе становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Применение приемов технологии развития критического мышления в комплексе с технологией продуктивного чтения помогает учителю включить учащихся в диалог с автором художественного произведения, способствует развитию их творческого воображения, активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору, а также эффективному формированию читательской грамотности младших школьников.
Литература
- Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста./ Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
- Колесова О.В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 2 (44). – С.240-254. – URL: https://pnojournal.wordpress.com/ (08.05.2023)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)/ Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 08.06.2023)