Игры, игровые упражнения для активизации внимания и развития интереса к музейно-выставочной деятельности дошкольников с применением ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: мини-музей


Для каждого воспитателя всегда актуален вопрос о том, как найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, эстетический вкус.

Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках организации мини-музея.

Мини-музей - метод всестороннего развития дошкольников. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современный музей в детском саду представляет ценность не только музейными экспозициями, но и прежде всего, содержанием проводимой исследовательской работы с детьми, а также сотрудничеством педагога с семьями, при котором родители становятся активными участниками педагогического процесса.

Для активизации внимания детей, инициирования интереса, любопытства возможно использование следующих игр и заданий:

Игры-путешествия «Что было До»

  • Путешествие в прошлое предметов (кораблей, самолетов, одежды, театра, часов, лампочки и т.д.). Дать детям понятие о том¸ что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Игры «Что на что похоже»

Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство)

Игры «Найди лишний предмет»

Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу.

  • 1-я – классификация по назначению предметов: магнитофон, скрипка¸ нотная тетрадь (для муз. деятельности)¸ кисточка( для изобразительной деятельности);
  • 2- я – классификация по способу использования предметов: скрипка, барабан, гармонь (муз. инструменты), нотная тетрадь( не является муз. инструментом);
  • 3-я – классификация по виду: скрипка, балалайка, гитара (струнные муз. инструменты), маракас.

Игра с элементами дидактики и поиска «Грачи прилетели»

Для развития художественного восприятия, умений видеть и понимать художественный образ и средства выразительности, совершенствования эмоционально-эстетических и познавательных способностей следующие игры: Игра с элементами дидактики и поиска «Грачи прилетели». Рассматривая знаменитую картину А. Саврасова «Грачи прилетели», дети выбирают приглянувшегося грача, описывают его, а за тем рассказывают, что они видят в картине с точки зрения своего героя. После чего грачи отправляются в полет по особому маршруту- картинам-пейзажам: « купались» и пили воду из лужицы у мокрого луга Ф.Васильева, сидя на заборе рассматривали лошадь и повозку на полотне К.Коровина «Зимой», весело галдели, греясь на солнышке у картины И.Грабаря «Февральская глазурь», а затем, приземлились у пейзажа Н.Крымова «К весне»

«Жостовские подносы»

  • игровое задание «Найди картину (предмет)». Детям предлагается найти в зале музея картину (предмет), которая (-ый) называется... и обосновать свой выбор;

Например, представьте себе, что вы оказались в музее «Жостовские подносы». Перед вами экспонаты. У каждого подноса есть официальное название, данное художником. Ваша задача внимательно рассмотреть подносы и попробовать угадать какой из них называется «Колибри» (справа вверху).

«Лаковые миниатюры»

  • прием "Назови картину, скульптуру". Детям предлагается последовательно придумать название всем картинам, скульптурам в зале музея и сравнить с названиями, данными авторами работ;

Для примера я выбрала несколько шкатулок лаковой миниатюрной живописи. Федоскино, Холуй, Палех, Мстёра - мини-музей, представляющий работы мастеров этих центров, станет настоящим украшением и никого не оставит равнодушным! Рассмотрите первую шкатулку. Как бы вы назвали эту работу федоскинского мастера? («Масленица»). Вторая шкатулка – это палехская миниатюра. Внимательно посмотрите на этот сюжет и придумайте название («Морозко»).

«Лаковые миниатюры»

И последняя лаковая шкатулка с росписью холуйского мастера. Какое название этому экспонату дадите вы? («Любит – не любит»).

«Матрёшки»

  • игровое упражнение "Спрятанная вещь". Детям предлагается найти на представленных в музейном зале картинах (предметах) спрятавшееся изображение... (лошади, солнца, подсолнуха, улитки и др.);

Перед вами экспонаты Музея Матрёшки. Что только не изображали авторы в руках у русской матрёшки! Попробуйте отыскать матрёшку, которая держит кота (правая нижняя).

«Часы»

  • игровое упражнение "Волшебные очки". Детям предлагается "надеть волшебные очки" и увидеть самое красивое, тихое, грустное, маленькое, большое... в зале музея;

Например, подобную игру можно провести в Музее часов. И предложить детям найти самые старинные часы, самые, на их взгляд, дорогие, самые бесшумные, самые весёлые, самые яркие, самые необычные, причудливые и т.д.

из Рузского краеведческого музея

  • прием "Подойдет - не подойдет". Детям предлагается, войдя в зал, остановиться у двери, окинуть взглядом пространство, бегло осмотреть музейные экспонаты и выбрать те картины, скульптуры, предметы, которые хотелось бы рассмотреть;

«Интервью»

  • игровое упражнение "Узнать новое, увидеть красивое" (возможно использование дополнительных игровых атрибутов - микрофона, магнитофона, блокнота). Детям предлагается узнать у взрослого – экскурсовода, что-то новое о понравившемся музейном предмете. Как вариант игрового упражнения можно использовать ролевую игру, в которой дошкольники будут выступать в качестве «журналистов, интервьюирующих экскурсовода» или «иностранцев, стремящихся как можно больше узнать об экспонатах».

Для развития художественного восприятия, умений видеть и понимать художественный образ и средства выразительности, совершенствования эмоционально-эстетических и познавательных способностей можно использовать:

«Разговор картин»

  • игровое упражнение "Разговор предметов (картин)". Детям предлагается придумать диалог двух предметов (картин) экспозиции;

«С закрытыми глазами»

  • игровое упражнение "Увидеть картину с закрытыми глазами". Детям предлагается с закрытыми глазами прослушать небольшой эмоциональный рассказ-описание произведения, представить его себе, при необходимости задать уточняющие вопросы, затем, открыв глаза, проверить взрослого. Глядя на картину, сообщить, что нового для себя увидели, с чем в описании взрослого согласны или не согласны. Для активизации выражения собственных впечатлений, развития художественного восприятия (умений вглядываться в произведение искусства, откликаться на образ) возможно проведение данного игрового упражнения наоборот: ребенок описывает произведение (картину, скульптуру, предмет) для закрывшего глаза взрослого; также детям будет интересно, выслушав описание предмета с закрытыми глазами, попытаться отыскать его. Для этого игрового упражнения можно использовать наглядно-дидактические пособия «Мир искусства», имеющиеся у нас в ДОУ. С помощью этих пособий также возможно проведение игрового задания «Подбери слова к картине» («Эта картина какая: тёплая или холодная? / Весёлая или грустная?» и т.д.), игрового упражнения «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» (детям предлагается рассказать об их эмоциях, что они испытывают, какое настроение вызывают картины). Эти приёмы развивают художественное восприятие, учат видеть и понимать художественный образ, подготавливают детей к посещению картинных галерей и музеев.

«Домысливание»

  • прием "Домысливание". Детям предлагается придумать события до и после изображенных на картине либо в скульптурном произведении, судьбу предмета;

«Разговор с картиной»

  • прием "Разговор с картиной (скульптурой, предметом)". Детям предлагается задать вопросы картине, персонажам произведения (например, при рассматривании детской портретной живописи: "Как тебя зовут? Что ты вышиваешь? Где ты живешь? «Что ты видишь из окна своего дома?"; при описании пейзажа: "Как зовут этих медвежат?" "Почему упала эта сосна?"). Ответы на вопросы может давать как сам экскурсовод, так и другой ребёнок;

«Вспомнить всё»

  • игра «Вспомнить все». Выбирается экспонат (картина, предмет). Внимательно изучается, вплоть до деталей. Во время предварительного рассматривания и описания взрослый учит детей правильно подбирать слова, подыскивая те, что наиболее точно передают увиденное, а также правильно обозначать части картины - центр, середина, правый верхний угол, нижняя часть картины и т.д. Ребенок встает спиной к экспонату, а педагог задаёт ему вопросы: "Что лежит на середине стола? Какие фрукты лежат в корзине, какого они цвета?" и т.п. В этой игре ребенок вспоминает все, о чем говорили вместе со взрослым. Это - "тренинговая игра". Она развивает художественную память ребенка, его способности цветоразличения, готовит к рисованию по памяти.

При выборе используемых методов и приемов не следует забывать об их целесообразности и решаемых задачах. При использовании большого количества разнообразных приемов и игр у значительной части детей могут сформироваться неадекватные представления о музее и музейных предметах; броскость игр заслоняет объект познания - музейный предмет и не способствует созданию образа музея.

Участие в музейных играх повышает мотивацию детей к посещению музея, они с нетерпением ждут новой встречи с ним.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.