Через объективное оценивание – к объективным результатам

Разделы: Профессия — педагог

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: оценивание, оценка


Проблема оценки и оценочной деятельности в любые времена была актуальной, но в последнее время она стала для педагогов достаточно большой проблемой. Мотивированные обучающиеся, заинтересованные родители желают только отличных отметок. С другой стороны, соответствуют ли действия и деятельность педагогов планируемым результатам у обучающихся.

Современное родительское сообщество задаёт огромное количество вопросов педагогам и администрации школы: «Почему отметка за данный вид деятельности «четыре», почему не «пять»? «Почему за домашнее задание учитель не ставит отметку «отлично», а ведь мой ребёнок выполнил всё правильно?» Такие вопросы раздражают, происходит некое непонимание между родителями и педагогами. Последние находятся в состоянии защиты своей деятельности: не только обучения, но и оценивания результатов выполненных работ обучающимися.

Возникла необходимость с учетом всех нормативно-правовых документов привести в соответствие оценочную деятельность в школе к единому формату. Тем более, что в условиях открытия нового здания школы с учетом создания нового большого педагогического коллектива необходимо научить осуществлять образовательную деятельность в рамках единой системы оценивания: молодых начинающих педагогов, а их 72%; педагогов со стажем, которые работали в других ОУ города Екатеринбурга, и уже имели достаточный опыт.

Школой были разработаны критерии и нормы оценивания предметных результатов обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования*.

_____________

* Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10;
Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

Проведены педагогические советы, совещания, заседания методических объединений учителей начальных классов, физической культуры, иностранных языков, технологии. Все педагоги школы были ознакомлены с методическими рекомендациями о критериях и нормах оценивания. Для удобства педагогов, для использования в педагогической деятельности «Положение о критериях и нормах оценивания» было размещено на корпоративной платформе.

Кроме того, были проведены родительские собрания, состоялись индивидуальные встречи с родителями обучающихся. Необходимо было приложить определенные усилия для разъяснения родительскому сообществу критериев и норм оценивания различных видов деятельности, различных видов работ; представить систему контроля и оценки, что позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования - сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника; ознакомить с критериями цифровой оценки (отметки). Было акцентировано, что важно удалить при оценивании результатов деятельности субъективное мнение педагога по отношению к обучающемуся.

Внедренная в школе модель технологии критериального оценивания включает в себя разработку единого комплекса КИМов для всех предметных областей, что позволяет перевести учебные цели в измеряемые учебные результаты. Для повышения объективности оценивания введены количественные показатели в виде первичных баллов, составлены шкалы для их перевода в пятибалльную систему оценивания. Сформулированы уровни достижения результатов: от минимального до максимального. Это даёт возможность сравнивать индивидуальные достижения обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, эталонами.

Применение такого подхода на этапе текущего, тематического и итогового контроля и анализ полученных данных позволяет своевременно выявлять учебные дефициты и корректировать работу с отдельными обучающимися, классами, параллелями, образовательным учреждением в целом. Обеспечивает качественную обратную связь между обучающимся, учителем, родителями. Стимулирует педагогический коллектив к обмену опытом и развитию системы наставничества.

Четкое понимание проблемы мотивирует на её устранение и способствует росту индивидуального прогресса и появлению взаимопонимания между всеми участниками образовательной деятельности. Еще одним инструментом повышения объективности оценивания стала организация работы по средневзвешенной системе оценки при использовании электронной системы учета успеваемости.

Средневзвешенный балл - автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за который поставлена отметка. Удельный вес отдельных видов текущего контроля был установлен методическими объединениями с учетом специфики предмета и утвержден решением педагогического совета. Принятые нормативы неукоснительно соблюдаются всеми педагогами. «Таблица стоимости» баллов открыта и доступна обучающимся и родителям, они знают «стоимость» любой деятельности, понимают, как можно получить максимальный балл, за что они могут их потерять.

Такая практика повышает объективность итоговой отметки, усиливая её зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года, мотивирует обучающегося к системной работе при обучении, повышает качество усвоения учебного материала, позволяя обеспечить оперативный контроль за ходом образовательной деятельности.

В целях обеспечения профессионального развития 80% педагогического коллектива прошли диагностику на выявление профессиональных дефицитов на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего». Результаты диагностики позволили разработать Индивидуальный образовательный маршрут для каждого из участников: курсовая подготовка, мини-курсы, вебинары.

В школе действует Программа Наставничества, в рамках которой реализуются следующие модели: «опытный педагог - молодой педагог», «опытный педагог - начинающий педагог», «равный - равному», «педагог-новатор - консервативный учитель». Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной деятельности школы способствует повышению профессионального мастерства педагогов, в том числе, молодых специалистов в первый год их работы, педагогов, прибывших из других образовательных организаций или (и) имевших перерыв в профессиональной деятельности, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков. Способствует максимально полному раскрытию потенциала личности наставляемого через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также оказанию помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Вся деятельность школы по развитию кадрового потенциала способствует росту профессионального мастерства, формированию компетенций объективного оценивания, а это значит, повышению качества образования обучающихся.

Анализ результатов анкетирования среди родителей (законных представителей) показал, что степень удовлетворенности родительского сообщества уровнем оценивания любых видов образовательной деятельности вырос. Кроме того, снизилось количество обращений по поводу несогласия с отметками. Это отмечают, как педагоги, так и администрация школы. При возникновении обращений стало легче найти понимание с родительским сообществом, так как есть четкие показатели и нормы. Повысилась степень удовлетворенности объективностью оценивания у самих педагогов. Образовательная деятельность школы, в т.ч. оценочная, имеет системный характер.