Сказка является одним из универсальных педагогических методов, который способен обучать, воспитывать и развивать детей в простой ненавязчивой форме, в виде увлекательной и забавной совместной деятельности.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка многообразна. Это идеальный инструмент для формирования творческого и одновременно интеллектуального потенциала ребенка, так как, входя в мир чудес, волшебства, ребенок получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям, развивает воображение, мышление, память, учат отличать, добро и зло. Побуждают детей к самостоятельному инсценированию и подражанию героев сказок.
Из анкетирования родителей, я узнала, что детям вообще не читают дома сказки в связи занятостью родителей, некоторые родители читают, но редко. Из бесед с детьми, я узнала тоже самое. Да и современные дети в основном смотрят дома только мультфильмы с монстрами, страшилками.
Дети моей группы с удовольствием слушают чтение сказок в детском саду. Именно доступный язык сказки воспринимается ребенком легче и понятнее. Но у некоторых детей наблюдается узкий круг знаний о сказках и сказочных героях.
Исходя из этого, у детей возник интерес узнать больше сказок и прочитать их, так был разработан познавательно-творческий проект: «Наши любимые сказки».
Проект разработан с учетом интересов детей их индивидуальных и возрастных особенностей, включая модель трех вопросов.
Проект реализуется с 14 ноября, проект краткосрочный, на данный момент, это четвертый день нашего проекта.
Участниками проекта являются: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: развитие творческого потенциала ребенка посредством ознакомления с русской народной сказкой.
Задачи проекта составлены по пяти образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать у детей коммуникабельность, интерес к русским народным сказкам, желание к самостоятельной театрализации,
Познавательное развитие:
- развивать у детей творческие и интеллектуальные способности через различные виды деятельности,
Речевое развитие:
- развивать правильную речь, интонационную выразительность речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, коммуникабельность, активизировать словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- проявление самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие:
- обеспечение и создание условий для эмоционального благополучия и здоровья детей.
Предметно- развивающая среда в группе подобрана согласно проектной деятельности и направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей . Так в центре « Книжкин теремок» помещены книги, брошюрки, иллюстрации с русскими народными сказками.
В центре « Познания» дидактические игры, пазлы, кубики по сказкам, лабиринты.
Имеются различные виды театра: магнитный, «Репка», «Курочка Ряба», настольный: «Заюшкина избушка», Пальчиковый: «Теремок», «Колобок»,
Театр на руку: «Теремок», «Волк и семеро козлят».
В центре творчества раскраски по теме, бумага для творчества разного цвета и разной формы, различный материал для творчества, и для нетрадиционной техники рисования.
Доска с картинками и иллюстрациями по русским народным сказкам, мнемотаблицы, сюжетные картинки.
Сегодня я показала вам, нашу совместную с детьми деятельность по данному проекту «Наши любимые сказки», которая составлена согласно ФГОС.
Совместная деятельность началась с организации «Утреннего круга».
С целью: создать у детей положительный настрой, организовать свободное речевое общение.
Бубенчики стали традицией в нашей группе, для оповещения детей о начале утреннего круга.
В круг дети сели на стульчики.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Наше приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, я его моделирую и, показываю, как это делается.
Когда пример показан, ребенок, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Используется предмет — «волшебное яблоко». Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий, самостоятельно придумывая их. Дети высказывают свои мысли, пожелания, идеи. Для того чтобы их идеи, замыслы обрели « жизнь», младший воспитатель их фиксировала на бумаге.
Игра: Чудесный мешочек», дети поделились своими знаниями о сказках и сказочных героях, из какой сказки сказочный герой.
Завершающим компонентом утреннего круга является презентация мною деятельности в центрах активности, и совместное обсуждение, что можно сделать в выбранном центре, и предоставление права выбора детям центра активности, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют своей фотографией на доске выбора
Выбор своего фото, далее выбор карточки изображающей центр активности, помещая свое фото в выбранный центр активности.
На сегодняшний день у нас работали три центра активности: это строительно-конструктивный, творческий и центр театрализации.
Дети расходятся по центрам. В каждом центре детей встречает сказочный персонаж, и установлены карточки с цифрами, которые определяют, сколько детей могут работать в данном центре.
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на совместную образовательную деятельность.
В каждом центре детям предложено проявить свои творческие способности, самостоятельно сделать выбор материала, пособий.
Утренний круг стал традицией в нашей группе, и любимым «ритуалом» для детей и взрослых.
Таким образом, для педагога утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения , доброты, интеллектуальных и творческих способностей. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Спасибо за внимание!