Ступеньки творчества

Разделы: Начальная школа


В классе – разные по своему развитию дети. На уроках учитель должен вести интенсивную и систематическую работу над развитием каждого ребенка.

Самым сложным для детей на уроках русского языка оказалась работа над сочинением, поэтому на внеурочных занятиях велась дополнительная работа по развитию творческих способностей.

Прежде всего, старалась интересно сформулировать тему, ориентировала тематику сочинений на разный уровень знаний и социальный опыт детей. Предложенные темы побуждали обучающихся рассуждать, наблюдать, доказывать, находить выразительные средства и выстраивать связный текст. Многим детям не хватает слов, чтобы раскрыть тему. Завели тетрадочку и записывали слова на различную тематику. Это пособие оказывало большую помощь.

Привожу примеры детских работ.

Цветок на земле

Я хочу рассказать одну историю. Жила-была одна девочка по имени Маша.

Однажды Маша заболела. Сильно заболела! Мама разрешила делать все, что   захочет девочка. Хотела поднять ей настроение.

- Мама, я хочу на улице погулять!

- Хорошо, - отвечает мама.

Вот идут они по улице и видят цветок ярко-белого цвета с желтой серединкой. Очень красивый! Только было видно, что цветок заболел.

- Кажется, он тоже болен! – печально сказала мама.

- Я думаю, что он меня чувствует. У нас одинаковые души. Я чувствую, что он расцвел для меня!

После этих слов Маша посветлела. Заметив это, мама дотронулась до ее лба и радостно воскликнула:

- Да, ты здорова, Машенька!

- Мамочка, посмотри на цветочек!

Они увидели, что цветок стал еще краше.

- Заберем его домой? – спросила мама.

- Нет! Дома он завянет и погибнет.

- Думаю, ты права!

Если вы думаете, что это сказка, то ошибаетесь! У каждого есть то, то создано для него, как этот цветок для Маши. Моя мама говорит, что я, наверно, стану писателем. Может это и так. Никто не может предсказать будущее, но зато его можно изменить! (автор Виктория Т.)

Плохи дела, где сила без ума

Мальчики играли в футбол. Одна команда проигрывала. Вдруг мальчик из проигравшей команды взял мяч и так пнул его ногой, что разбил в доме окно! Дворник отругал мальчика и сказал, что обязательно расскажет его маме. Только мальчик не понял, он ведь сделал это случайно! Дома мама ему
все объяснила:

- Конечно, случайно! Только, когда ты пнул мяч, то очень сильно разозлился! А ведь от этого и случаются плохие истории! Плохи дела, где сила без ума. (автор Елизавета А.)

Всему свое время

Жил-был маленький Лопух. Мама называла его ласково Лопушком. Он был очень добрым и всем своим друзьям всегда во всем помогал.

У Лопушка была мечта- увидеть далекие страны. Он целый день только об этом и мечтал. Мама слушала его, улыбалась, а потом добавляла: «Всему свое время, Лопушок». Так пролетел год. Наш лопушок вырос. На голове появились кудри- репейники.

Однажды проходил мимо нашего Лопушка путешественник. Нечаянно человек задел ногой за куст репейника, и один шарик-репейник зацепился за одежду. Путешественник ничего не заметил. Он полетел в далекие страны, а вместе с ним и наш знакомый. Лопушок был рад, что, наконец, сбылась его мечта!

Только теперь он понял, про что говорила ему мама: «Всему свое время, Лопушок!» (автор Юлия М.)

Как видно из сочинений, они богаты собственными мыслями обучающихся, наполнены их чувствами. В работах прослеживается логика рассуждений.

Человека окрыляет успех, а ребенка тем более. Дети - творцы. Учитель должен помочь каждому ребенку уверенно шагать по ступенькам творчества.