Из опыта работы с интерактивными формами на уроке английского языка 

Разделы: Иностранные языки


Известно, что многие учителя английского языка сталкиваются с проблемами ежедневного традиционного обучения, а именно: пассивность учащихся, нежелание работать самостоятельно, сиюминутное зазубривание материала: вызубрил, получил оценку и тут-же забыл… Особенно это ощутимо в начальной школе, но главная проблема - недостаток времени для разговорной практики. Уверена, коллеги, читающие мою статью, не хуже меня знают пути решения, которых действительно, много: работа в группах, обучение в рамках модели “Перевёрнутый класс”, работа с электронными ресурсами, проектная деятельность и другие формы, названия которых в ходе ежедневной практической деятельности мне, простому учителю, порой трудно отслеживать, но, как и другие, я всегда старалась работать на результат, и в итоге, со мной остаются те методы, которые заставляют каждого учащегося работать самостоятельно, проявлять инициативность, решать задачи, выражать своё мнение, обмениваться идеями, словом, работать продуктивно. В своей статье я поделюсь самыми любимыми идеями, которые чаще других использую, эти задания нравятся учащимся и, главное, приносят результаты.

Я могу точно сказать, что именно интерактивные формы работы на уроке английского языка создают мотивацию, а сам процесс обучения - постоянное активное взаимодействие всех обучающихся. Кстати, хочу отметить, что “любители традиционных репродуктивных форм”, посещавшие мои уроки, не всегда понимали, как это, учитель наравне с учащимися, в какой-то группе играется…, а не с указкой у доски...и чему научил? В любом случае, первое, что замечаешь сам - урок просто пролетел, дети сказали, а что всё? урок закончился? при этом никто не собирался в последние 5 минут, поглядывая на часы... главное, учащиеся стали интересоваться, а что будет, будем ли ещё делать такое задание, даже предлагают свои идеи заданий.

Поэтому, групповая работа позволяет осуществить процесс обучения в условиях взаимного (inter) и активного (active) взаимодействия обучающихся, использующих язык как живой инструмент для общения и игр. Ребята учатся на практике применять грамматические конструкции, учатся правилам совместной работы, и именно в ходе групповой работы проявляются индивидуальные качества участников процесса. Сначала у меня были проблемы: трудности комплектования групп, дети переходили на русский язык, сложность контроля, оценивания, коррекции ошибок и шум! Но в ходе работы все проблемы оказались решаемые.Все мои ученики давно знают правила работы в группе, конечно, мы их обсуждаем, повторяем, вносим какие-то изменения, на сегодняшний день наш вариант:

Our Group Rules:
We all have a chance to speak.
We listen when others in the group are speaking.
We use our quiet voices.
We encourage other group members.
We stay on task in our own group.

Примеры заданий:

“Camomile.” (“Ромашка.”) - учащиеся выкладывают набор карточек изображением или русским словом вниз, цель - повторить слова в паре или группе, перевернуть карточки, назвав слова; (2-4 классы в зависимости от темы).

“Find a pair.” (Найди пару.) - учащиеся в группах по очереди берут по две карты, совпадающие (английское-русское слово, картинка-слово), выигрывает тот, у кого больше пар; [1]

“Snap!” (Смешное слово - совпадение!) парная работа, когда выкладывают игроки одновременно карточки, кто первый скажет слово snap, заметив совпадение, выигрывает;

“Bluff game.” (Угадай-ка) - один из учащихся строит высказывание, а другой верит или нет, карта переворачивается и достаётся тому, кто угадал, если не угадал, карту забирает говорящий, затем меняемся ролями…;

“Running dictation” (Бегущий диктант) - учащиеся в группах по очереди выбегают к доске, пишут на доске слова, можно помогать друг другу, цель задания - повторить слова перед диктантом. [2]

“Naughts and crosses” - детская игра в крестики и нолики прекрасно подходит для повторения любого материала, например, грамматического. Знаю много вариантов, один из них - рабочий, прямо на доске пишу нужные грамматические структуры. Группы по очереди называют номер клетки и составляют предложение, используя данное слово. Если задание выполнено верно, стираю номер и рисую, например, крестик, а дальше как в традиционной игре.

“Auction” (Аукцион) - отличная игра, когда проверка тетрадей показала много ошибок, прямо из тетрадей перепечатываю предложения с ошибками, несколько пишу без ошибок, получается Auction sheet, даю время в парах на выбор “правильных предложений”, а затем начинаем аукцион по всем правилам, побеждает пара, купившая больше предложений и потратившая меньше денег.

“Find who?” (Найди кто?) - учащиеся должны собрать информацию у своих одноклассников в зависимости от темы, например, выяснить, любимую игрушку одноклассника, блюдо или мультфильм, когда ему было 5 лет и заполнить таблицу, закрасить чат. [3]

“Box” (Что внутри коробочки?) - у этого заданий множество вариантов, можно дать задание угадать тему урока, задавая разные вопросы, кроме прямого: Что внутри? Тренируем навыки вопросов, языковую догадку, стремление самому догадаться, волю и другие качества...

“Board games” - накопила настольные игры по разным темам, играть можно в парах, в группах. [4]

“ME!” (О себе) - учащиеся должны необычным образом рассказать о себе, своей семье, друзьях, хобби. Можно исполнить рэп, снять видео с озвучкой на английском языке, слайд-шоу и т.п. (2-4 класс).

“Letter” (Письмо) - все учителя знают, как важно научить писать письмо в формате будущего экзамена. Необычность задания заключается в том, что письмо не проверяется учителем, учащиеся пишут его сами себе в конце учебного года, используя все полученные знания...запечатывают в конверт и отдают на хранение учителю. Через год сами открывают и анализируют, что сбылось, изменилось, а именно: проверяют своё письмо с точки зрения полученных навыков письма, проверку проводят, как хотят лично, в паре с другом… Затем всегда все с удовольствием пишут новое письмо и т.д. (Мы пишем в 3 классе по образцу, открываем и читаем в конце 4 класса, чтобы убедиться, чему научились за год...)

“Present” (Подарок) - нужно не просто приготовить диалог, а используя смартфон, найти реальный подарок на любом сайте для одноклассника. Критерии оценивания диалога, стоимость подарка, соответствие подарка интересам именинника обсуждаем в группе, принимаем решение. Нужно показать фото, ссылку на этом подарок онлайн. (лучше в 4 классе)

“Compliment” - задание провожу в конце учебного года на последнем, тоже много вариантов, дай конфету однокласснику, придумав за что?, выход на тренировку аргументов: нужно сказать приятное или используя одни и те же слова сформулируй пожелание одноклассникам на лето. (задание вне возраста!)

“Detectives” - можно в группах, парах, индивидуально по желанию угадать, что делали твои одноклассники вчера. Для этого два ученика выходят из класса и договариваются, где они были, что ели, кого встретили, во что были одеты и т.п., тем самым обеспечивают себе алиби. Остальные - детективы, задают вопросы сначала первому подозреваемому, затем второму и...отрабатываем прошедшее продолженное время, такое непонятное русскому человеку! (подойдёт для 3-4 класса) [5]

В заключение, следует отметить, что я рассказала далеко не о всех формах работы, но описанные мною выше дают возможность учителю создавать ситуации общения, приближенные к реальным, в рамках урока иностранного языка в начальной школе. Работая в группах, выполняя различные творческие задания, учащиеся 2-4 классов больше времени говорят на английском языке, активно взаимодействуют друг с другом и учатся сотрудничать, анализировать те самые результаты, ради которых я где-то прочитала такие задания, где-то выдумала...

Итак, впереди ещё очень много новых форм работы, сервисов, идей, которые нужны, если работаешь на результат.

Литература

  1. Мои первые английские слова: 300 карточек для запоминания. Авт.-состав. Т.К.Сигал. Издательство Айрис-пресс, 2005.
  2. Запоминаем английские слова 1–4 классы. Английская лексика по темам с транскрипцией и переводом. Ред. А.Жилинская. Издaтельство «Эксмо», 2020.
  3. Primary I-Dictionary. An interactive picture dictionary for young learners of English. Anna Wieczorek. Cambridge University Press, 2000.
  4. Счастливый английский: Занимательные упражнения и игры. Авт.-состав. Татьяна Клементьева. Издательство Дрофа, Москва, 1995.
  5. English Vocabulary in Use. Elementary with answers. Michael McCathy, Felicity O’Dell. Cambridge University Press, 1999.