Средства наглядности – это наглядные материалы, входящие в состав аудиовизуальных средств обучения. Визуальные средства могут использоваться на занятиях для семантизации лексики, для первичного закрепления, тренировки, воссоздания ситуаций общения и стимулирования высказывания. Средства наглядности опираются на органы восприятия (зрение, слух) и делают обучение и запоминание более эффективными.
Проблема использования наглядности в обучении всем предметам изучается педагогами и психологами в течение многих веков. Принцип наглядности является одним из самых «древних» общедидактических принципов: он был сформулирован одним из первых. Сейчас принцип наглядности определяется как принцип обучения, в соответствии с которым обучение строится с опорой на конкретные образы, воспринимаемые обучающимися. К.Д.Ушинский считал наглядный способ обучения одним из важнейших принципов в обучении младших школьников, а также единственно правильным, объективно подтвержденным с психологической точки зрения, так как наглядность соответствует особенностям детского мышления и восприятия. В настоящее время принцип наглядности является одним из ведущих в обучении всем учебным предметам (в том числе английскому языку), так как обозначенный принцип входит в группу общедидактических принципов обучения. В наше время наглядность эффективно используется на уроках иностранного языка. Необходимость использования наглядности в обучении на начальном этапе следует из особенностей мышления и восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Образное мышление – это, иными словами, оперирование образами, или мышление на основе воображения. [2]
Специфика использования наглядности на различных этапах учебной работы
Большую роль наглядность играет при введении лексического материала, то есть именно на этапе ознакомления, так как учащиеся еще не знают значения слов. Наглядность широко используется при ознакомлении со значением слова (также необходимо ознакомить с графической и звуковой формой и употреблением слова). Данный этап очень важен в работе над словом, так как именно на этапе ознакомления со словом закладывается фундамент прочности его дальнейшего запоминания.
Самым распространенным способом семантизации в начальной школе является именно наглядность по нескольким причинам. Ввиду особенностей детского мышления этот способ является наиболее легким для восприятия и самым эффективным для усвоения и прочного запоминания. Приемы наглядной семантизации способствуют развитию догадки, фантазии, творческого мышления, усиливают ассоциативные связи. Также при обучении иностранному языку именно на начальном этапе изучается лексика, имеющая не абстрактный, а предметный характер, что делает этот прием семантизации оптимальным для младших школьников. [2]
На своих уроках я обычно использую на данном этапе карточки с картинками (флэшкарты как со словами, так и без них). Поскольку языковой опыт у всех учащихся разный уже к началу изучения английского языка в начальной школе и, кроме того, мы используем принцип устного опережения при обучении языку, для введения новых лексических единиц уместно применять разного рода игры с карточками, где учащимся необходимо, например, угадать картинку, которую я постепенно открываю, или угадать загадку про предмет (It’s a red or green fruit that is sweet and crunchy, it starts with A, what is it? – It’s an apple!). Обычно такие карточки идут в комплекте к учебнику, но иногда возникает необходимость их приготовить самостоятельно. С использованием современных технических средств и интернета эта задача стала гораздо легче выполнимой: достаточно использовать программу Microsoft PowerPoint, вставить необходимые картинки, текст и для удобства сохранить данный файл в формате PDF, как в предложенном созданном мною файле с английским алфавитом (Приложение 1). Данный карточки я создала для введения букв английского алфавита, а после повесила в классе в качестве наглядного пособия.
Учащиеся с большим удовольствием всегда работают с карточками как фронтально, так и в парах, образы запоминаются многими легко и надолго, но также служат в последствии и постоянной опорой для ребят со слабой памятью.
На этапах тренировки (закрепления) и применения (использования в монологической и диалогической речи) использовать наглядность не менее важно и эффективно. Этап тренировки подразумевает отработку лексических навыков. «Лексический навык – это автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1]. Также неразрывную связь использования наглядности в обучении с активизацией умственной деятельности учащихся показывал Л.В.Занков. На этапе тренировки работы с лексикой наглядность облегчает запоминание и способствует прочности запоминания, позволяет заинтересовать при выполнении упражнений и поддерживает мыслительную активность. [2]
Современные пособия предлагают достаточное количество различных наглядных дидактических упражнений для тренировки, закрепления и применения новой лексики. Однако, нередко мы, педагоги, сталкиваемся с нехваткой конкретных упражнений для отработки конкретного материала с конкретными детьми. В своей педагогической практике я давно начала создавать собственные наглядные дидактические материалы для реализации данной задачи. Но часто приходится модернизировать уже ранее приготовленный материал, потому что каждый год языковой опыт детей отличается в некоторой степени от предыдущих, а также возникают новые идеи на основе опыта применения данного материала. В данной статье я бы хотела поделиться некоторыми своими находками и идеями относительно возможностей создания таких материалов с тем, чтобы облегчить себе данный труд, обычно занимающий достаточно большое количество времени. Надеюсь, мои идеи окажутся полезными не только для начинающих, но и для опытных педагогов.
В какой программе удобнее всего создавать наглядные дидактические материалы?
Ранее я часто использовала для данных целей программу MS Word, но поскольку в начальной школе принцип наглядности и образности особенно необходимо соблюдать, работать в данной программе с картинками абсолютно неудобно. Поэтому теперь я создаю свои наглядные дидактические материалы – рабочие листы – в MS PowerPoint. Данной программе очень удобно работать как с картинками, так и с текстом: их удобно редактировать и размещать на листе. Вот несколько идей по созданию рабочих листов в данной программе:
1. Для экономии и удобства можно использовать книжную ориентацию и формат А4. Для этого необходимо во вкладке «Конструктор» выбрать «размер слайдов» - «выбрать размер слайдов». Тогда на одном листе можно разместить 2 копии заданий. После создания рабочих листов их удобно сохранить в формате PDF и при открытии через приложение Microsoft Edge (стандартного на многих компьютерах с ОС Windows) можно редактировать на экране, например, интерактивной доски, что во многом облегчает работу на уроке в классе или онлайн.
2. Используемые картинки можно находить в формате PNG (без фона) или заранее удалять фон на онлайн ресурсах, таких, как remove-bg.ai/ru или removebg.net/. Также я частно использую просто черно-белые картинки с целью экономии, для этого в поиске ввожу просто «кот раскраска», например. При использовании инструмента «Ножницы» (стандартного на многих компьютерах с ОС Windows) можно также делать копии картинок из электронный учебников или их PDF версий, что очень помогает детям младших классов, поскольку новая лексика в их памяти тесно связана с первым образом из учебника.
3. В MS PowerPoint особенно удобно создавать различные графические схемы и задания на такие виды тренировки лексического материала, как «сопоставь», «дополни», «распредели на группы». Кроме этого, при использовании различных онлайн ресурсов можно создавать различные кроссворды и дополнять их подходящими удобными мне картинками уже в MS PowerPoint (я люблю использовать wordwall.net или toolsforeducators.com). Примеры моих рабочих листов можно увидеть в Приложении 2.
Какие еще инструменты можно использовать для создания наглядных материалов?
MS PowerPoint популярен именно тем, что позволяет создавать презентации. Но на уроках в начальной школе у учащихся особой популярностью пользуются еще и игры, создаваемые в данном приложении. При использовании гиперссылок можно создавать игры типа «Своя игра» с разными категориями и различной стоимостью вопросов. Такие игры удобно использовать на уроках повторения и закрепления различных тем, их использование значительно повышает мотивацию учащихся и является прекрасным наглядным средством. Для создания гиперссылок необходимо выделить нужный текст, на который в процессе слайд-шоу нужно будет кликать указателем, и нажать на него правой кнопкой мыши. В контекстном меню выбираем «Гиперссылка» - «Место в документе» - «Номер слайда». На слайдах с вопросами важно поместить кнопку типа «Домой» с гиперссылкой на главный слайд игры. Пример можно посмотреть в Приложении 3.
Кроме этого, MS PowerPoint позволяет создавать и видео со звуком или без! Для этого готовую презентацию необходимо настроить по времени через кнопки «Настройка времени» или «Запись» на вкладке «Слайд-шоу», а затем сохранить в формате Видео MPEG-4. Пример созданного мною видео с песней к учебнику в Приложении 4.
Также я использую в своей работе такие онлайн-инструменты, как wordwall.net (https://wordwall.net/teacher/499707/dobryninamayya ), learningapps.org (https://learningapps.org/user/missbrown ) и miro.com, которые позволяют включать в свою работу разнообразные интерактивные игры как из числа уже кем-то созданных, так и создавать свои собственные под те цели и задачи, которые актуальны лично мне. Так, например, на рисунке представлен скриншот из доски miro (https://miro.com/app/board/uXjVLz2QqVY=/?share_link_id=632350653966), с помощью данной интерактивной модели можно включать изученные речевые клише в практическую отработку (при этом изображения еды учащиеся самостоятельно переносят на тарелку). Пример диалога:
Girl: Good morning.
Shopkeeper: Good morning.
Girl: Can I have some chocolate, please?
Shopkeeper: I’m sorry. I haven’t got any chocolate. Would you like an apple?
Girl: No, thank you.
Shopkeeper: Would you like some ice cream?
Girl: Oh, yes, please.
Shopkeeper: Here you are.
Girl: Thank you.
Заключение
Поскольку ведущие формы мышления в младшем школьном возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное, на основе наблюдаемых действий или воспринимаемых зрительных, слуховых и чувственных образов, создаваемые мною наглядные дидактические материалы полностью отвечают возрастным потребностям учащихся, что не только помогает им быстрее и качественнее усвоить и активизировать изучаемый лексический материал, но и повысить мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, при использовании таких наглядных средств создаются особенные условия для использования безпереводных способов введения, отработки и активизации в речи новых лексических единиц. Очень надеюсь, что мои технические рекомендации по использованию инструментов для создания подобных наглядных материалов кому-нибудь пригодятся.
Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Захарова Л.Б., Захарова Е.В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Том 6. Выпуск 2. С. 198-203.