Взаимодействие в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием игрового набора «Приоритет»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. От активности сотрудничества педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении коррекционной работы, от своевременности принятых мер зависит интеллектуальное, личностное и речевое развитие обучающегося, его адаптация в школьном сообществе.

Основной общей задачей психолого-логопедической работы, на наш взгляд, можно считать адаптацию и интеграцию младшего школьника, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Учитель-логопед развивает речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. Педагог-психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.

Хотим поделиться опытом построения совместной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием игрового набора психолога «Приоритет».

Данный набор представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога. Он предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи. «Приоритет» позволяет психологу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями. Коррекционная работа проводится с каждым набором отдельно, либо одновременно используются детали из разных наборов, так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом. Отметим, что «Приоритет» дает возможность организовать групповую работу.

Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор психолога «Приоритет» позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).

Не случайно в игровом комплекте особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

В игровой набор входит:

Семь наборов игровых средств (в чемоданах):

  1. «Движение на плоскости»,
  2. «Геометрические фигуры»,
  3. «Схожее и различное»,
  4. «Пространственные объекты»,
  5. «Навыки письма»,
  6. «Хватательные движения»,
  7. «Математические навыки».

В ходе работы с игровым набором психолога «Приоритет» мы используем различные кинезиологические упражнения, которые позволяют обучающемуся дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами, тем самым развивая все психические процессы, зрительно-моторную координацию. Такие упражнения мы используем в различных формах, так, каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики.

В ходе интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда, образ буквы закрепляется следующими вариантами кинезиологических упражнений:

  • выкладывание буквы одновременно двумя руками,
  • выкладывание буквы отдельно левой и правой рукой (усложненный вариант, когда каждая рука выкладывает букву своего цвета),
  • одновременное выкладывание новой и ранее пройденной буквы.

Следующее игровое упражнение, используемое нами в работе, «Построй букву». Оно помогает в развитии зрительно-моторной координации, развитии мелкой моторики. Ребенку предлагается выложить букву при помощи пластин с желобами. После того, как задание выполнено, ребенку предлагается проехать по ней на машинке, пройти человечком и т.д.

Упражнение «Дорожка» помогает в развитии концентрации внимания, координации «глаз-рука» Ребенку предлагается проследить путь по построенной дороге-лабиринту до изучаемой буквы взглядом, пройти его «приставным шагом» из указательного и среднего пальцев, провести указательными пальцами левой и правой руки навстречу друг другу.

Помимо активного использования педагогом-психологом данного набора учитель-логопед включает в свои коррекционные занятия данный набор следующим образом:

  1. Развитие слухового восприятия:
    • Нанизывание бусин в последовательности, данной на слух (красная, синяя, синяя, зеленая);
    • Определение шума на слух (одна бусина и много бусин);
    • Повтори звуковой ряд (с палочками).
  2. Формирование произвольного выдоха:
    • Дуй на шарик (по извилистой дорожке);
    • Чей автобус быстрее (работа в паре);
    • Дуем на ленточки (шнурки).
  3. Развитие навыка классификации и обобщения групп предметов:
    • Найди такие же фигуры;
    • Подбери по цвету;
    • Четвертый лишний;
    • Раздели фигуры на группы, дай им названия.
  4. Подготовка к обучению грамоте:
    • Построй букву (выкладывание образа буквы);
    • Собери звуковую схему слова;
    • Определение количества звуков в слове с выкладыванием деревянных палочек.
  5. Подготовка руки к письму:
    • Тренировка навыка захвата предметов;
    • Развитие мелкой моторики при работе с винтами, бусинами, шнуровкой;
    • Выкладывание графических диктантов из цветных палочек.

В результате применения комплексного подхода с активным использованием игрового набора психолога «Приоритет» в коррекционно-образовательном процессе у наших воспитанников отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают воспитатели и родители.

Приложение

Список используемой литературы

  1. https://naborpsihologa.ru/