В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. От активности сотрудничества педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении коррекционной работы, от своевременности принятых мер зависит интеллектуальное, личностное и речевое развитие обучающегося, его адаптация в школьном сообществе.
Основной общей задачей психолого-логопедической работы, на наш взгляд, можно считать адаптацию и интеграцию младшего школьника, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Учитель-логопед развивает речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. Педагог-психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.
Хотим поделиться опытом построения совместной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием игрового набора психолога «Приоритет».
Данный набор представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога. Он предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи. «Приоритет» позволяет психологу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями. Коррекционная работа проводится с каждым набором отдельно, либо одновременно используются детали из разных наборов, так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом. Отметим, что «Приоритет» дает возможность организовать групповую работу.
Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор психолога «Приоритет» позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).
Не случайно в игровом комплекте особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.
В игровой набор входит:
Семь наборов игровых средств (в чемоданах):
- «Движение на плоскости»,
- «Геометрические фигуры»,
- «Схожее и различное»,
- «Пространственные объекты»,
- «Навыки письма»,
- «Хватательные движения»,
- «Математические навыки».
В ходе работы с игровым набором психолога «Приоритет» мы используем различные кинезиологические упражнения, которые позволяют обучающемуся дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами, тем самым развивая все психические процессы, зрительно-моторную координацию. Такие упражнения мы используем в различных формах, так, каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
В ходе интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда, образ буквы закрепляется следующими вариантами кинезиологических упражнений:
- выкладывание буквы одновременно двумя руками,
- выкладывание буквы отдельно левой и правой рукой (усложненный вариант, когда каждая рука выкладывает букву своего цвета),
- одновременное выкладывание новой и ранее пройденной буквы.
Следующее игровое упражнение, используемое нами в работе, «Построй букву». Оно помогает в развитии зрительно-моторной координации, развитии мелкой моторики. Ребенку предлагается выложить букву при помощи пластин с желобами. После того, как задание выполнено, ребенку предлагается проехать по ней на машинке, пройти человечком и т.д.
Упражнение «Дорожка» помогает в развитии концентрации внимания, координации «глаз-рука» Ребенку предлагается проследить путь по построенной дороге-лабиринту до изучаемой буквы взглядом, пройти его «приставным шагом» из указательного и среднего пальцев, провести указательными пальцами левой и правой руки навстречу друг другу.
Помимо активного использования педагогом-психологом данного набора учитель-логопед включает в свои коррекционные занятия данный набор следующим образом:
- Развитие слухового восприятия:
- Нанизывание бусин в последовательности, данной на слух (красная, синяя, синяя, зеленая);
- Определение шума на слух (одна бусина и много бусин);
- Повтори звуковой ряд (с палочками).
- Формирование произвольного выдоха:
- Дуй на шарик (по извилистой дорожке);
- Чей автобус быстрее (работа в паре);
- Дуем на ленточки (шнурки).
- Развитие навыка классификации и обобщения групп предметов:
- Найди такие же фигуры;
- Подбери по цвету;
- Четвертый лишний;
- Раздели фигуры на группы, дай им названия.
- Подготовка к обучению грамоте:
- Построй букву (выкладывание образа буквы);
- Собери звуковую схему слова;
- Определение количества звуков в слове с выкладыванием деревянных палочек.
- Подготовка руки к письму:
- Тренировка навыка захвата предметов;
- Развитие мелкой моторики при работе с винтами, бусинами, шнуровкой;
- Выкладывание графических диктантов из цветных палочек.
В результате применения комплексного подхода с активным использованием игрового набора психолога «Приоритет» в коррекционно-образовательном процессе у наших воспитанников отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают воспитатели и родители.
Список используемой литературы
- https://naborpsihologa.ru/