Княгиня Ольга

Разделы: История и обществознание


Основные понятия:

  • Тризна
  • Полюдье
  • Становища
  • Погост
  • Урок

Даты:

  • 945
  • 946
  • 957
  • 969
  • 1547

План:

  1. Брак с Игорем
  2. Месть за Игоря
  3. Реформы и правление
    1. Регламентация сбора дани
    2. Административное управление
    3. Законодательные инициативы
  4. Путешествие Ольги в Константинополь
  5. Значение Ольги в истории
  6. Памятные места о святой Ольге
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы

Происхождение княгини Ольги является спорным вопросом в современной исторической науке. Ряд источников, как русских, так и европейских, указывает несколько возможных мест происхождения Ольги.

Княгиня Ольга — одна из самых ярких и противоречивых фигур в истории Древней Руси. Её правление, окутанное легендами и преданиями, оставило неизгладимый след в развитии государства и стало символом мудрости, твёрдости и в то же время жестокости. Она была не просто женой князя Игоря, но и правительницей, которая смогла укрепить княжескую власть, отомстить за смерть мужа и заложить основы для принятия христианства на Руси.

Имя ее - Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.

1. Брак с Игорем

Туман окутывает ранние годы жизни княгини Ольги. “Повесть временных лет” сообщает о ее псковском происхождении и прибытии в Киев для заключения брака с князем Игорем. Этот политический союз укрепил связи между Киевом и северо-западными землями. Вопрос о ее происхождении остается открытым, но преобладает мнение о ее славянских корнях. Церковные тексты повествуют о девице по имени “Прекрасна”, пленявшей своей внутренней и внешней красотой, предпочитавшей уединение и глубокие раздумья. При вступлении в брак с Игорем, она получила имя Ольга, имеющее скандинавские корни, что было традицией у варягов Рюриковичей. Существует также версия, по которой Олег, очарованный ее красотой, дал ей свое имя во время своего похода. Споры вызывает и вопрос о знатности рода Ольги. Однако Карамзин и Соловьев сходятся во мнении, что мудрость и ум Ольги убедили Олега дать согласие на брак. Карамзин пишет, что Игорь охотился в тех местах, где жила будущая княгиня. Татищев, в свою очередь, указывает на ее незнатное происхождение, что противоречило практике выбора жен для князей.

2. Месть за Игоря

Трагическая смерть князя Игоря, убитого древлянами в 945 году из-за недовольства увеличением полюдья, стала поворотным событием в судьбе Ольги. Этот акт насилия не только причинил ей личную боль, но и бросил вызов ее авторитету. Ольга, не сломленная утратой, продемонстрировала выдающиеся хитрость и жестокость, чтобы воздать за гибель мужа.

Хроники описывают четыре акта мести Ольги древлянам:

  1. Посольство древлян: древлянские сваты, приехавшие сватать Ольгу за своего князя Мала, Однако княгиня жестоко расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
  2. Второе посольство: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
  3. Тризна на могиле Игоря: княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их, а оставшиеся в живых были обращены в рабство.
  4. Осада Искоростеня: в 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести временных лет» летописец сделал вставку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По тексту «Повести…» после неудачной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Отомстив древлянам, Ольга прочно встала во главе Киевской Руси, став ее фактической правительницей до тех пор, пока сын Святослав не достиг совершеннолетия. Поскольку сын был занят военными походами, она единолично принимала решения. Этот период жизни Ольги играет важную роль в формировании ее образа, демонстрируя ее переход от человека к сильному правителю. С.М.Соловьёв и Н.М.Карамзин, опираясь на «Повесть временных лет», передают историю ее мести. С.М.Соловьёв подчеркивал ее значимость для понимания исторического контекста, так как месть за близкого человека считалась священным долгом. Он считал, что это была форма “народного правосудия”. Ольга становится символом правды, олицетворением идеального гражданина. Историки XVIII-XIX вв., такие как В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв восхищались ее силой, считая ее месть достойной и оправданной. Ольга показывает пример женщины, способной самостоятельно защитить себя и своих близких. Месть в те времена воспринималась не просто как акт возмездия, а как религиозная обязанность, проявление истинной веры.

3. Реформы и правление

Прежде чем говорить о реформах Ольги, важно понять, какая ситуация была на Руси до неё.

Полюдье как основной источник дохода: князья и их дружины собирали дань с подвластных земель в форме полюдья — это был нерегулярный и зачастую хаотичный процесс, который зависел от силы князя и его дружины, а также от настроений местных племён.

Слабая централизация: управление государством было децентрализованным, власть князя в значительной степени зависела от лояльности дружины и от силы его влияния в отдельных землях.

Недовольство племён: бесконтрольный сбор полюдья вызывал недовольство населения, что приводило к восстаниям и конфликтам, как в случае с убийством князя Игоря древлянами.

Реформы Ольги: Упорядочение и Централизация

После мести древлянам Ольга поняла, что необходимы радикальные изменения в системе управления государством. Её реформы были направлены на:

3.1. Регламентация сбора дани:

  • Установление «уроков» (фиксированного размера дани): Ольга установила чёткие нормы дани для каждого племени или территории, что исключало произвол и уменьшало вероятность конфликтов. Теперь сборщики дани не могли требовать больше, чем положено.
  • Определение «погостов» (мест сбора дани): Ольга определила конкретные места, куда должны были привозить дань, что сделало процесс более организованным и предсказуемым. Это были своего рода административные центры, где сосредотачивались не только сборщики дани, но и представители княжеской власти.
  • Установление «становищ» (мест временного пребывания княжеской дружины): для обеспечения безопасности сбора дани и контроля над местным населением были созданы места, где останавливалась княжеская дружина.

Значение: Регламентация сбора дани была ключевой реформой Ольги. Она позволила:

  • Уменьшить недовольство населения;
  • Сделать сбор дани более эффективным;
  • Увеличить доходы княжеской казны;
  • Укрепить княжескую власть.

3.2. Административное управление:

  • Объезд земель: Ольга лично объезжала подвластные ей земли, контролируя исполнение своих указов, наводя порядок и укрепляя свою власть на местах.
  • Строительство крепостей и городов: она укрепляла существующие поселения и строила новые, что способствовало защите территории и развитию торговли.

Значение: Прямое участие Ольги в управлении и усиление контроля на местах способствовали:

  • Укреплению центральной власти;
  • Интеграции отдельных земель в единое целое;
  • Повышению управляемости государства.

3.3. Законодательные инициативы:

  • «Уставы» и «Законы»: хотя точных текстов законов Ольги не сохранилось, историки предполагают, что она вводила определённые правила и нормы поведения, направленные на поддержание порядка и укрепление княжеской власти. Эти «уставы» могли касаться как сбора дани, так и других сфер жизни.

Значение: Эти инициативы, возможно, стали первыми шагами к формированию правовой базы Древнерусского государства.

Последствия реформ Ольги

Реформы Ольги имели далеко идущие последствия:

  • Усиление княжеской власти: она превратила киевского князя из военачальника, собирающего дань, в правителя, осуществляющего контроль над всей территорией.
  • Повышение стабильности и порядка: упорядочение сбора дани и контроль на местах снизили количество конфликтов и недовольства, способствовали развитию торговли и ремесел.
  • Экономический рост: более стабильная система сбора дани способствовала экономическому росту и укреплению финансового положения княжества.
  • Предпосылки для централизации: реформы Ольги стали важным шагом на пути к централизации Русского государства, который продолжился при её внуке Владимире.

Эти реформы не только укрепили княжескую власть, но и способствовали консолидации государства, сделав его более стабильным и управляемым.

4. Путешествие Ольги в Константинополь

Путешествие Ольги в Константинополь в 957 году и ее крещение стали переломным моментом в ее правлении. Там она приняла христианство, получив новое имя Елена. Это был не только личный духовный выбор, но и важный политический шаг, демонстрирующий стремление Руси к равноправным отношениям с Византией. Принятие христианства Ольгой стало первым шагом на пути христианизации Руси, несмотря на то, что ее сын, Святослав, оставался язычником. Крещение Ольги можно рассматривать как дальновидный политический ход, который позволил Руси укрепить свои позиции на международной арене и установить дипломатические отношения с Византией и Болгарией. Этот поступок делает Ольгу уникальной фигурой в истории. Русские летописи восхваляют ее мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость и верность, которые она демонстрировала на протяжении своего правления. «Повесть временных лет» датирует крещение Ольги 955 годом, во время ее поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела дипломатические цели, и княгиня в очередной раз проявила свою хитрость, перехитрив императора Византии. По летописным рассказам, Константин хотел взять ее в жены, но Ольга попросила его стать ее крестным отцом, что сделало такой брак невозможным. Удивленный император воскликнул: «Перехитрила ты меня, Ольга!». Он одарил ее щедрыми дарами и отпустил с почестями, назвав своей дочерью. Так, согласно летописи, Ольга стала христианкой и получила имя Елена при крещении.

Внимание историков приковано к двум спорным эпизодам в летописи, касающимся крещения княгини Ольги: к дате и месту этого события, а также к мотивации, побудившей ее принять христианство. Вопрос о поездке Ольги в Константинополь остается предметом дебатов. А.В.Назаренко в своей работе предлагает различные датировки этой поездки. Он, не опровергая традиционную дату - 955 год, на основе анализа данных о лицах, присутствовавших на приеме, в частности детей Романа II, сына императора Константина, которого предание называет крестным отцом Ольги, предполагает, что поездка могла состояться и осенью 957 года. Рассматривая описание приема Ольги в Византии, можно заметить, что летопись акцентирует значимость этого события, ее особое положение среди греческой знати и выражает уважение к ней как к равноправному правителю. Летописец превозносит Ольгу, подобно тому, как ее почитал сам император Константин во время визита княгини в Царьград. Не менее важным моментом является вопрос о том, что побудило Ольгу принять христианство. С.М.Соловьёв отмечает, что ни летописные, ни иные источники не дают прямого ответа на вопрос, что именно заставило Ольгу креститься в Константинополе. По его мнению, Ольга могла отправиться в Константинополь язычницей, без твердого намерения принять новую веру, и только под влиянием величия греческой религии стала христианкой. Размышляя о причинах ее легкого принятия христианства, в отличие от русских воинов, он предполагает, что именно природная проницательность позволила ей понять превосходство греческой веры над языческой.

Окрестившись, Ольга стремилась обратить в христианство свою семью, но натолкнулась на сопротивление Святослава. По словам Н.М. Карамзина, “гордый юноша” отвергал ее наставления о благости христианства. Святослав возражал: “Как я один приму новый закон, чтобы не насмеялась надо мной дружина?”. Уговоры Ольги, что его пример обратит к христианству весь народ, не возымели действия. Он оставался верен язычеству, хотя и не мешал другим креститься, но презирал христиан и с раздражением отвергал все доводы матери, которая, наконец, смирившись, доверила Богу судьбу сына и народа. С.М.Соловьёв также приводит слова Ольги, умолявшей сына: “Я познала Бога и радуюсь; если и ты познаешь его, то будешь радоваться”. Но Святослав отвечал ей: “Как мне одному принять иной закон? Дружина высмеет меня”. Ольга настаивала, что за ним последуют все, но Соловьёв предполагает, что Святослав боялся не насмешек, а его гордая натура противилась принятию христианства. Летописец подчеркивает, что Святослав не послушался матери и продолжал жить по языческим обычаям, что сердило Ольгу. Она даже опасалась преследований со стороны язычников, и молила Бога: “Народ и сын мой в язычестве; дай мне Бог уберечься от зла!”. Летопись подтверждает эту тревогу. В этих отрывках проявляются отношения Святослава к христианству, а также теплота и тревога Ольги как матери. В повествовании В.Н.Татищева появляется еще один персонаж – Глеб, младший брат Святослава. По сведениям Иоакимовской летописи, уже после смерти Ольги, Святослав казнит Глеба за приверженность христианству. Очевидно, что братья имели разные характеры: Глеб был кротким, а Святослав – упрямым. К сожалению, других сведений о Глебе нет. Кроме того, В.Н.Татищев говорит, что крещение Ольги стало “пятым крещением”, возможно, тем самым летописцы хотели подчеркнуть важность принятия христианства князьями до общего крещения Руси.

5. Значение Ольги в истории

Согласно летописным сведениям, Ольга завершила свой земной путь в Киеве в окружении детей Святослава, пока сам князь находился в Переяславце на Дунае, где обосновался после завоеваний. В этот период на Русь напали печенеги, и Ольга оказалась в заточении, ожидая помощи от сына. К этому моменту княгиня была уже нездорова, но Святослав оставил ее в одиночестве. С.М.Соловьёв приводит слова Святослава, сказанные матери и боярам: “Не люблю я Киев, хочу жить в Переяславце на Дунае - это центр земли моей; туда всё везут: от греков - золото, ткани, вина и овощи, от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов”. Ольга с горечью ответила: “Ты видишь, как я больна, куда же ты от меня уходишь? Похоронишь меня, а потом иди, куда хочешь”. Через три дня Ольга скончалась, и сын, внуки и народ горько плакали о ней. Ольга запретила по себе тризну, потому что с ней был священник, который и похоронил ее. Н.М.Карамзин не рассказывает о смерти княгини, а заканчивает повествование ее правлением на Руси и датой ее кончины – 969 год.

Княгиня Ольга, согласно преданиям, предстает как исключительная личность, оставившая глубокий след в истории. Летописи восхваляют ее подвиги и наделяют ее высокими добродетелями, которые ценились и в русском народе, и в христианстве. Несмотря на то, что месть раскрывает ее языческое прошлое, ее обращение в христианство стало поворотным моментом в духовном развитии русского народа. По словам Н.М.Карамзина, “Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой”. Ее роль в истории трудно переоценить: образ княгини Ольги стал воплощением верности, заботы и материнской любви. Ученые подчеркивают ее хозяйственность и дальновидность, которые были важны для политической жизни. Ольга была погребена по христианскому обряду. Впоследствии ее внук, князь Владимир Святославич, перенес мощи святых, в том числе и Ольги, в церковь Святой Богородицы в Киеве. Согласно житию и монаху Иакову, тело блаженной княгини осталось нетленным. Ее тело, “светящееся, как солнце”, можно было увидеть сквозь отверстие в каменном гробу, которое открывалось для искренне верующих, и многие находили там исцеление. Остальным был виден лишь гроб. Вероятно, при князе Ярополке (970 - 978) началось почитание Ольги как святой. Подтверждением этого служит перенесение ее мощей в церковь и описание чудес монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) отмечается 11 июля. Официальная канонизация состоялась, вероятно, позже, до середины XIII века. Ее имя довольно рано начали использовать для крещения, в частности, у чехов. В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Она считается покровительницей вдов и новообращенных христиан.

  • Сильной и мудрой правительницей: она сумела укрепить княжескую власть и провести важные реформы.
  • Мстительной и жестокой женщиной: ее месть древлянам остается одной из самых драматичных страниц русской истории.
  • Мудрой правительницей: ее поездка в Константинополь и принятие христианства оказали огромное влияние на будущее Руси.

Ольга почитается в Православной церкви как святая равноапостольная княгиня. Её память чтят как образец мудрости, силы и преданности христианской вере.

6. Памятные места о святой Ольге

Жители называют Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.

В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

3 января — День памяти княгини Ольги.

В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.

В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.

Ордена:

  • Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915.
  • «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997.
  • Орден святой равноапостольной княгини Ольги — награда Русской Православной Церкви.

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.

Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.

В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.

Заключение

Княгиня Ольга - это одна из наиболее значимых и противоречивых фигур в истории Древней Руси. Ее правление стало эпохой важных политических и социальных перемен, а ее личность продолжает вызывать как споры, так и восхищение. Она оставила глубокий след в истории, став символом мудрости, силы, возмездия и, в конечном итоге, святости. Ее пример показывает, насколько сильно может повлиять одна женщина на судьбу целой страны. Ольга – это эталон воли, женской мудрости и хозяйственной сметки. Недаром ее называют “матерью народа русского”. Действуя с учетом государственных интересов, а не личной выгоды, она принимала четкие и продуманные решения, как демонстрирует история мести древлянам. Ольга одной из первых приняла христианство на Руси, и, по летописи, она положила начало распространению новой веры, не испугавшись язычников, не приветствовавших христианство на русской земле. Судьба княгини неразрывно связана с судьбой Руси, и это не раз подчеркивалось историками в своих исследованиях. Предания чтят Ольгу, возвышая ее образ и ставя в один ряд с другими крупными государственными деятелями. Сходство в ее характере с Олегом, а также сравнения ее деятельности с деяниями князей Олега и Игоря говорят о ее огромном влиянии на становление русского государства. Но при этом она является исключением из правил, так как во главе государства встала женщина, чья деятельность тесно связана с ее женской сущностью, что делает ее еще более выдающейся фигурой. Политика княгини способствовала укреплению государства, объединению земель и повышению авторитета княжеской власти. Именно Ольга благодаря дипломатии смогла заслужить доверие и уважение как дружины, так и мирного населения. Предания прославляют Ольгу как талантливую правительницу, способную хладнокровно преодолеть несправедливость при сборе дани. Ольга принесла на русскую землю христианство, открыв новую эру в истории Руси, когда страна завоевала авторитет и признание в Европе. Своей искусной дипломатией Ольга заявила о мощи русского государства, что создало предпосылки для развития торговли и хозяйства с Западом.

Список использованной литературы

  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Современная версия. - М., Эксмо, 2009.
  2. История СССР. С древнейших времён и до наших дней. В 12 т./Гл. ред. Б.Н.Пономарёв. - Т.1. Первобытнообщинный строй. Древнейшие государства Закавказья и Средней Азии. Древняя Русь до начала XIII века/Ред. С.А.Плетнёва и Б.А.Рыбаков. - М., Наука, 1966.
  3. Карамзин Н.М. История Государства Российского от VI века до начала XIV века. М., АСТ: Астрель, 2009.
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. М., Мысль, 1987.
  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., Эксмо, 2009.
  6. Назаренко А.В. Ещё раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки. Электронный ресурс.
  7. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. Электронный ресурс.
  8. Соловьёв С.М. Сочинения. М., 1959.
  9. Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т.1: История Российская. Ч.1. М., Ладомир, 1994.
  10. «Повесть временных лет». (XII век) в переводе Д.С.Лихачева.
  11. Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле. Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Электронный ресурс.
  12. Сайт храма Александра Невского http://pskov.pobeda.ru/.
  13. «История России в лицах V-XX вв.» М., «Русское слово», 1997
  14. http://www.pravmir.ru/ Православие и мир. Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России.
  15. http://www.taday.ru/text/126273.html Святая Ольга - предвестница православия на Руси