УМК «Школа России». Плешаков А.А. 3 класс.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.
Цель:
- познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений;
- выделить их характерные особенности.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп).
- Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
- Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
- Коммуникативные УУД: Формировать умение доносить свою позицию до собеседника, слушать других.
- Регулятивные УУД: Учить самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
- Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планируемый результат:
- учащиеся должны научиться определять растения разных групп;
- анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Дидактический материал и оборудование:
- карточка для индивидуальной работы на тему «Почва»;
- атлас-определитель Плешаков А.А.,
- учебник,
- мультимедийная программа Microsoft PowerPoint,
- компьютеры.
Ход урока
I. Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого вам нужно выполнить задание на карточке. Приложение 1.
- Ребята, скажите, какую пользу приносят дождевые черви? (Дождевые черви играют роль «мусорщиков» или «разрушителей». Они перерабатывают погибшие растения и животных и обогащают почву веществами, необходимыми для нормального роста и плодоношения всех трав, деревьев и кустарников. Кроме того, дождевые черви рыхлят почву, обогащая ее кислородом, увлажняя и перемешивая)
III. Постановка цели и задач урока
- Ребята, чтобы понять, чему мы сегодня будем учиться и определить тему урока, я предлагаю вам выполнить задание. Нужно разгадать ребусы. (Дети разгадывают ребусы)
- Ребята, скажите, как одним слово можно назвать все эти предметы? (Растения)
- Для чего нужны растения? (Растения выделяют кислород, которым мы дышим. Еще человек и животные употребляют растения в пищу).
- Верно, растения на Земле встречаются повсюду. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой! А человек с давних пор использовал растения для своих нужд: питания, создания жилья и одежды. Поэтому люди начали изучать растения с первобытных времён. Сначала важно было знать, какие из них ядовитые, а какие — полезные. Так начала зарождаться одна из древнейших наук — ботаника.
Ботаника (от греч. botane — «трава, растение») — это наука о растениях, которая изучает жизнь, строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений.
- Тема нашего урока: «Разнообразие растений».
- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (На экране изображено много разных растений) Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением. Ученые изучили растения и разделили их на несколько групп.
- Скажите, кто из вас может назвать эти группы?
- Что нужно сделать, чтобы назвать группу и её отличие от других групп? Давайте определим цель нашего урока. (Познакомиться с новой классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений)
IV. Открытие нового
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает картинку с растением. С помощью атласа-определителя и текста нужно узнать название этого растения, определить к какой группе относится данное растение. Какие ещё растения относятся к этой группе. Рассмотреть из каких частей состоят эти растения и как они размножаются. Все это записать в таблицу и приготовить сообщение об растениях данной группы. (Дети работают в группах, потом один из группы выступает (учитель дополняет ответы детей и выносит на экран общую информацию по данной группе). После выступления всех групп на экране появляется заполненная таблица. (Приложение 2)
Разнообразие растений
Название группы | Корень |
Стебель |
Листья |
Плоды и семена |
Размножение |
Водоросли |
|
|
|
|
|
Мхи |
|
|
|
|
|
Папоротники |
|
|
|
|
|
Хвойные растения |
|
|
|
|
|
Цветковые растения |
|
|
|
|
|
V. Физминутка
V. Обобщение нового материала
- Ребята, скажите, сколько групп у нас получилось? Кто из вас может их перечислить?
- В каждой группе растений очень много видов, но одна группа многочисленная.
- Как вы думаете, какая группа самая малочисленная? Ответ вы найдете в учебнике на странице 75.
VI. Первичное закрепление
- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах, на компьютере. Нужно разгадать кроссворд.
- Оцените свою работу на компьютере: кому из вас это задание показалось трудным, а кому было его легко выполнить?
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на компьютере: кому из вас это задание показалось трудным, а кому было его легко выполнить?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какое задание на уроке было самым интересным?
VIII. Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради.