Практическое занятие с элементами проектной деятельности и командной работы по теме "Обработка растровых изображений в графическом редакторе"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


План урока (45 мин)

Предмет: Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Тип урока: практическое занятие.

Цели занятия: научиться использовать основные инструменты графического редактора для обработки изображений.

Задачи занятия:

  • Образовательная: познакомить студентов с новым материалом, раскрыть основную терминологию;
  • Развивающая: способствовать развитию у студентов умения обобщать и систематизировать знания;
  • Воспитательная: профессионально ориентировать студентов, обозначив место темы в системе профессиональных знаний.

Материально-техническое обеспечение занятия: персональный компьютер, локальная сеть, проектор, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Время

1

Организационный

  • Приветствие
  • Фиксация отсутствующих
  • Проверка состояния рабочих мест студентов
  • Проверка психологической готовности студентов к занятию
  • Фокусирование внимания студентов на работе

3 минуты

2

Целеполагание

  • Сообщение темы и определение цели урока
  • Обоснование профессиональной значимости занятия

2 минут

3

Актуализация опорных знаний и умений

  • Погружение в проблемную ситуацию
  • Установление связей темы занятия с имеющимися у студентов знаниями, повторение материала необходимого для изучения нового материала

5 минут

4

Объяснение нового материала

  • Выполнение типовых заданий с подробным объяснением

10 минут

5

Выполнение практического задания

  • Уточнение правил выполнения работы
  • Ведение и коррекция хода выполнения практического задания
  • Осуществление индивидуального и выборочного контроля.

20 минут

6

Подведение итогов. Рефлексия

  • Подведение итогов учебного занятия
  • Мобилизация студентов на рефлексию результатов работы

3 минуты

7

Организационное окончание урока

  • Объявление домашнего задания
  • Благодарность за внимание

2 минуты

Используемая литература

  1. Советов, Б.Я.  Информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 414 с..

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП – 3 МИН

(Приветствие, фиксация отсутствующих, фокусирование внимания студентов на работе)

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – 2 МИН

Всем добрый день! Мы продолжаем работу по теме «Основы компьютерной графики».

На доске вы видите тему практической работы, которую мы рассмотрим сегодня:

Практическая работа «Обработка растровых изображений в графическом редакторе»

(Подвести студентов к самостоятельному озвучиванию цели)

Цель занятия: Обработка растровых изображений в графическом редакторе Photoshop.

Обоснование профессиональной значимости занятия

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом

Для проведения агитационной работы часто требуется создание демонстрационных материалов в виде презентаций, рекламных буклетов и листовок, в которых используется компьютерная графика.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ - 5 МИН

Давайте вспомним основные термины, которые мы рассмотрели на прошлом уроке.

Опрос по вопросам:

  1. Назовите методы представления графических изображений.
  2. Что такое пиксел?
  3. Какими параметрами характеризуется пиксел в компьютерной графике?
  4. Что такое примитив? Для какого метода представлений графических изображений он характерен?
  5. Что такое разрешение?
  6. Какие форматы файлов вы знаете?
  7. Чем характеризуется формат JPG?
  8. Какие форматы способны поддерживать прозрачность фона?
  9. В каком случае мы будем сохранять в PSD?

Используя накопленные знания по информатике и информационным технологиям, а также знания, полученные на прошлом занятии, мы освоим сегодня несколько важных приемов работы с изображениями.

Откроем программу Photoshop. Вспомним основные элементы интерфейса программы. (Меню, панель инструментов, палитры)

Какие инструменты и приемы нам уже знакомы? (Инструменты Овальная область, Прямоугольная область, Лассо, Палитра История, Палитра Слои)

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 10 МИН

Рассмотрим ещё несколько приемов для работы со сложным контуром.

- Откройте документ «001.БЖУ», который находится в сетевой папке «Студенты/Открытый урок».

- С левой стороны в панели инструментов выберите группу инструментов Лассо и активируйте Прямолинейное лассо

- Постройте выделение

- ПКМ в выделенной области - Скопировать на новый слой

- Скройте слой Фон в палитре Слои

- С помощью инструмента Рамка обрежьте лишнее пространство вокруг фигуры

- Сохраните изображение в папке «Студенты/ Открытый урок» под именем по следующему шаблону: 001.БЖУ - номер компьютера

- Откройте документ «002.БЖУ», который находится в сетевой папке «Студенты/ Открытый урок»

- Зайдите в меню Выделение – Цветовой диапазон – настройте Разброс 20

- Выберите цвет (для данного изображения - фон) - Ок

- ПКМ в выделенной области - Скопировать на новый слой

- Скройте слой Фон в палитре Слои

- С помощью инструмента Рамка обрежьте лишнее пространство вокруг фигуры

- Сохраните изображение в папке «Студенты/Открытый урок» под именем по следующему шаблону: 002.БЖУ-номер компьютера

5. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ – 20 МИН

Сейчас вам предлагается выполнить небольшой проект на тему «Основные макроэлементы». В папке Открытый урок вы найдете две папки Команда Альфа и Команда Бета. С 1 по 4 компьютер будут работать над проектом Альфа, остальные – над Бетой.

Альфа готовит презентацию по белкам, Бета – по углеводам.

Обеим командам за 5-7 минут нужно обработать по 4 документа, т.е., каждый член команды должен сделать одну работу, удалив в своем изображении фон. Метод обработки вы выбираете самостоятельно. Готовую работу сохраняете в папку Альфы и Беты соответственно. Формат файла PNG.

Презентация команды Альфа

Презентация команды Бетта

Капитаны команд должны собрать презентацию.

Побеждает та команда, которая выполнит работу первой.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ  - 3 МИН

Критерии оценки по итогам занятия:

Командная работа: Команда выполнила работу первой – 0,5 балл

Персональная работа:

  • Иллюстрация имеет прозрачный фон – 1 балл
  • Аккуратное удаление фона по контуру – 1 балл

Участие в учебном процессе:

  • Активная работа на уроке, участие в дискуссии – 1 балл
  • Правильные ответы на теоретические вопросы – 1 балл
  • Капитан команды – 0,5 балл
  • Выполнены все работы занятия (2 тренировочных + 1 самостоятельное) – 1 балл

Мобилизация студентов на рефлексию результатов работы.

Проверяем со студентами работы. Ищем ошибки. Выставляем оценки.

7. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОКОНЧАНИЕ УРОКА – 2 МИН

Благодарность за внимание.

Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика

Презентация к уроку

Вопросы темы:

  1. Методы представления графических изображений
  2. Растровая графика
  3. Векторная графика

1. Методы представления графических изображений

В информатике существует два основных метода представления графических изображений:

  • растровый (изображение со сложными гаммами цветов оттенков и форм: фотографии, рисунки, отсканированные данные);
  • векторный (чертежи, изображения с простыми формами, тенями, окраской).

Каждый свои особенности, преимущества и недостатки, которые определяют их применение в различных областях.

Растровое изображение представляет собой матрицу элементов, называемых пикселями. Каждый пиксель имеет определенные характеристики:

  • размер: физические размеры пикселя на экране;
  • тоновое значение: цвет пикселя, который может быть представлен в различных цветовых моделях (RGB, CMYK и др.);
  • глубина цвета: количество бит, используемых для представления цвета одного пикселя (например, 24 бита для 16 миллионов цветов);
  • позиция: координаты пикселя в двумерной матрице.

Преимуществами растровой графики являются:

  • фотореалистичность: растровые изображения могут передавать сложные градиенты и текстуры, что делает их идеальными для фотографий и художественных работ;
  • легкость автоматизации ввода: растровые изображения легко получать с помощью сканирования оригиналов (фотографий, рисунков и т.д.).

Наиболее часто растровые изображения получаются путем сканирования оригиналов (фотографий, слайдов, рисунков) и используются затем в оформлении картографических произведений.

Недостатки растровой графики:

  • большие объемы файлов: растровые изображения занимают много места на диске, особенно при высоком разрешении.
  • потеря качества при увеличении: увеличение растрового изображения приводит к потере четкости и детализации, так как изображение становится "пикселизированным".

В векторном представлении изображения строятся с помощью математических описаний объектов - примитивов, в качестве которых могут выступать линии, дуги, окружности, кривые Безье, текст и т.п.

Преимуществами векторной графики являются:

  • изменяемость: размеры, форма и цвет элементов могут быть изменены независимо друг от друга без потери качества;
  • малый размер файлов: векторные изображения обычно занимают меньше места на диске по сравнению с растровыми, так как хранятся в виде математических формул.

Недостатки векторной графики:

  • ограниченная фотореалистичность: векторная графика менее подходит для изображений с сложными текстурами и градиентами, таких как фотографии.
  • сложность создания: создание сложных векторных изображений может требовать больше времени и навыков по сравнению с редактированием растровых.

Размеры, форма и цвет элементов изображения могут быть независимо друг от друга изменены быстро и без потери качества. 

2. Растровая графика

Для ввода растровых изображений в компьютер нашли широкое применение цифровые фото- и видеокамеры. Соответственно, большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку.

Качество растровой картинки зависит от установленного разрешения, которое выражается в числе точек или пикселей, приходящихся на единицу длины изображения.

Для растровых изображений, важным является понятие разрешения, выражающее количество точек на единицу длины.

При этом следует различать: разрешение оригинала; разрешение экранного изображения; разрешение печатного изображения.

Разрешение оригинала. Разрешение оригинала измеряется в точках на дюйм (dots per inch - dpi). В общем случае действует правило: чем выше требование к качеству, тем выше должно быть разрешение оригинала.

Разрешение экранного изображения. Для экранных копий изображения элементарную точку растра принято называть пикселем. Размер пикселя варьируется в зависимости от выбранного экранного разрешения (из диапазона стандартных значений), разрешение оригинала и масштаб отображения. Мониторы для обработки изображений с диагональю 20-21 дюйм (профессионального класса), как правило, обеспечивают стандартные экранные разрешения 640x480, 800x600 и т.д. точек.

Разрешение печатного изображения. Размер точки растрового изображения как на твердой копии (бумага, пленка и т.д.), так и на экране зависит от примененного метода и параметров растрирования оригинала. При растрировании на оригинал как бы накладывается сетка линий, ячейки которой образуют элемент растра. Частота сетки растра измеряется числом линий на дюйм (lines per inch - lpi) и называется линиатурой.

3. Векторная графика

Программные средства для работы с векторной графикой, предназначены в первую очередь для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще.

В Интернете на Web-страницах используется только растровая графика (в основном GIF и JPEG форматы). Для публикации объекта векторной графики в Интернете придется перевести ее в растровый формат.

4. Форматы файлов

В компьютерной графике применяют, по меньшей мере, три десятка форматов файлов для хранения изображений.

Наиболее часто используемые:

Формат JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Данный формат предназначен для хранения растровых изображений (расширение имени файла .JPG). Позволяет регулировать соотношение между степенью сжатия файла и качеством изображения. Применяемые методы сжатия основаны на удалении “избыточной” информации, поэтому формат рекомендуют использовать только для электронных публикаций.

Компрессия, используемая в формате JPEC, искажает изображение, но при этом может быть значительно уменьшен размер файла. Формат не позволяет использовать анимацию и прозрачность. Обычно формат JPEG применяется для хранения высококачественных фотографий. Формат JPEG позволяет использовать до 16 миллионов цветов.

Формат GIF

GIF (Graphics Interchange Format). Получил популярность в Интернете благодаря высокой степени сжатия. Поддерживает рисунки с прозрачным фоном. Небольшие размеры файлов, поддержка анимации и короткое время загрузки сделало GIF самым широко распространенным графическим форматом в Интернете.

Формат PNG

PNG (Portable Network Graphics). Имеет эффективный алгоритм сжатия без потерь информации. Поддерживает прозрачность слоя.

Формат PSD

PSD (PhotoShop Document). Собственный формат программы Adobe Photoshop (расширение имени файла.PSD), один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации. Позволяет запоминать параметры слоев, каналов, степени прозрачности, множества масок.

Это родной формат программы Adobe PhotoShop. Он позволяет записывать растровые изображения со многими слоями, дополнительными цветовыми каналами и другой информацией.

Знание методов представления графических изображений и их особенностей позволяет эффективно использовать графику в различных проектах. Это знание важно не только для дизайнеров и художников, но и для всех, кто работает с визуальной информацией. Освоив эти методы и форматы, вы сможете создавать качественные изображения, соответствующие вашим потребностям и требованиям.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

  1. Какие два основных метода представления графических изображений существуют?
  2. В чем основное отличие растровой графики от векторной?
  3. Назовите основные характеристики пикселя в растровом изображении.
  4. Каковы преимущества и недостатки растровой графики? Приведите примеры использования.
  5. Что такое разрешение изображения и какие виды разрешения вы знаете?

Список литературы и электронных источников

1. Ж.Г.Салимьянова. Компьютерная графика. Конспект лекций, - СПб, 2020.