Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура». Практические занятия проводятся в спортивном зале, не менее двух академических часов в неделю в неделю.
Основная цель практических занятий: совершенствование физической подготовки обучающихся, формирование потребности в ведении здорового образа жизни.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности на занятиях по физической культуре.
Вводные положения техники безопасности на занятиях по физической культуре
- К занятиям по физической культуре допускаются только те обучающиеся, которые прошли инструктаж по технике безопасности.
- На занятиях по физической культуре участвуют только обучающиеся, которые имеют соответствующий уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ.
- Обучающиеся, имеющие полное, либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на занятии.
- После болезни, обучающиеся обязаны предъявить справку из медицинского учреждения.
- Для занятий по физической культуре, обучающиеся обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае, если занятие проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям.
- На занятиях по физической культуре запрещено употреблять пищу.
- После физической нагрузки, обучающимся нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.
- Обучающиеся должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке, на занятие должны выходить в спортивной форме и обуви.
- Перед занятиями необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой –ключи, украшения, часы, телефоны.
- На занятии необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции по технике безопасности на уроках физкультуры.
- Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя.
Практические занятия по лёгкой атлетике
Цель: Изучение и совершенствование обучающимися приёмов бега, прыжков, метания меча.
Техника безопасности на занятиях по лёгкой атлетике
- При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке (прямо). Дорожка должна продолжаться не менее 15 м. за финишной отметкой.
- Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
- Во время бега не толкаться, не ставить подножки.
- Перед выполнением упражнений по метанию просмотреть, нет ли людей в секторе для метания.
- Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
- Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения преподавателя.
- Не подавать снаряд (мяч, гранату) для метания друг другу броском.
- Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
- При выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега потоком (друг за другом) соблюдать определённую дистанцию, начинать разбег лишь после того, как впереди прыгающий покинет место приземления, не перебегать дорогу выполняющему разбег, не оставлять на пути следования спортивный инвентарь.
Содержание:
- Бег на короткие дистанции.
- Бег на средние дистанции.
- Бег на длинные дистанции.
- Кроссовая подготовка
- челночный бег;
- бег с ускорением;
- бег на месте.
- Эстафетный бег.
- Прыжки в длину
- прыжки в длину с места;
- многократные прыжки в длину из приседа;
- прыжки через скакалку
- Метание мяча, гранаты.
- Контрольные зачёты
Рекомендуемые упражнения
Упражнения для совершенствования техники бега на различные дистанции.
- Бег 200м.
- Прыжки вперед на двух ногах, поочередно на левом, правой ноге (по 10 мин).
- Бег 100м.
- Руки в стороны, сжать кулаки. Круговое вращение вперед-назад. (Повторить по 16 раз.)
- Ходьба на пятках, носках, внешней и внутренней сторонах стопы по 10 м (2 серии).
- Бег 100м.
- Ходьба присев, длинным шагом (гусиный шаг), 15 м (2 серии).
- Бег приставным шагом, левым, правым боком вперед (по 30 мин).
- Бег крестным шагом правым и левым боком.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Бег с захлестыванием голени.
- Ходьба с выпадами вперед.
- Приседание 15-20 раз.
Упражнения для совершенствования техники прыжкам в длину.
- Прыжки на двух ногах. Упражнение выполняют, не сгибая ног в коленях, отталкиваясь только стопой.
- Многократные прыжки с одной ноги на другую. Нога при отталкивании ставится прямая на всю стопу загребающим движением вниз – назад. Другая делает широкий мах вперёд – вверх. Окончание маха должно совпадать с отталкиванием; руки из-за спины поочерёдно делают мах вперёд – вверх.
- Многократные прыжки на двух ногах через препятствие. Ноги при отталкивании сгибать минимально. При перелёте через препятствие туловище прямое, ноги согнуты в коленях, подтягиваются к груди, мах руками делается из – за спины снизу вперёд – вверх.
- Выпрыгивание из глубоко приседа и полуприседа толчком двух ног. Следить за положением и одновременным выпрямлением ног и туловища.
- Прыжок вверх из и.п. стоя на одной ноге на гимнастической скамейке.
- Мах согнутой ногой из и.п. стоя на возвышении 30–50 см. При выполнении упражнения следить, чтобы таз находился над опорной ногой, а туловище не отклонялось назад
- Прыжки в длину с места толчком двух ног. Следить за полным выпрямлением туловища и махом рук. Приземляться на обе ноги с активным выбрасыванием их вперёд
Упражнения для совершенствования техники метания гранаты
Методические указания по метанию гранаты.
При выполнении данных упражнении, обратите внимание на то, чтобы пр. рука с гранатой выходила локтем вперед и вверх. Метание гранаты должно заканчиваться захлестывающим движением кисти метающей руки. Также надо следить за выпрямляющим движением ног, соблюдая ось л. нога – л. плечо, добиваться вертикального вращения гранаты во время полета.
Упражнения:
- Имитация бросковых шагов в беге и ходьбе.
- Метание гранаты с трех шагов с отведенной рукой в исходном положении.
- Метание гранаты с четырех бросковых шагов.
- Отведение гранаты в движении и на месте (беге и ходьбе).
- Метание различных вспомогательных снарядов, таких как: камни, мячи, палки, ядра и др.
- Овладение держанием и захватом гранаты.
- Метание гранаты с увеличением дальности полета гранаты, используя выпрямляющее движение ног.
- То же, что и упражнение 3, но при отведении гранаты назад, надо приподнять л. ногу и поставить ее на грунт – метание гранаты на дальность.
Практические занятия по гимнастике
Цель: Изучение и совершенствование обучающимися приёмов гимнастических упражнений.
Техника безопасности на занятиях гимнастикой
- Перед занятием необходимо проверить надёжность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепления стопорных винтов брусьев.
- В местах соскоков со снарядов положить необходимое количество гимнастических матов так, чтобы их поверхность была ровной, между матами не было щелей.
- Запрещается выполнять опорные прыжки, а так же упражнения на других гимнастических снарядах без страховки.
- Запрещается спускаться вниз по канату соскальзыванием.
- Запрещается находиться в близи гимнастического снаряда, если на нём работает другой ученик (допускается быть только страхующему).
- При выполнении акробатических упражнений строго выполнять заданный преподавателем интервал и дистанцию.
- При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
Содержание:
- Прыжки через козла.
- Лазание по канату.
- Кувырки.
- Упражнения на гимнастических брусьях.
- Контрольные зачёты.
Рекомендуемые упражнения
- «Лодочка» и «качели»: лечь на спину, прямые ноги вместе, руки за головой. Напрячь пресс, оторвать ноги, голову и плечи сантиметров на пять от пола. Замереть. Тело должно принять форму банана, от пальцев рук до пальцев ног. Это «лодочка». Держи позицию не менее 30 секунд, а потом начни качаться, чтобы усилить интенсивность. Это «качели».
- Кувырок вперед: на мате или мягкой поверхности. Присесть, поставить руки на пол в 3 см от себя чуть шире плеч. Наклонить голову между руками, толкнуться ногами от пола, чтобы бедра пошли через голову. Когда ноги будут наверху, оттолкнутся руками, чтобы снова встать на ноги.
- Подтягивание.
- Отжимание.
- Упражнение на пресс.
- Выполнение «Берёзки», «Мостика».
Практические занятия по спортивным играм
Цель: Изучение и совершенствование обучающимися приёмов спортивных игр.
Техника безопасности на занятиях по спортивным играм (волейбол, баскетбол)
- Необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.).
- Ногти на руках должны быть коротко острижены.
- Проверить исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования (мячи, стойки, кольца, сетки, состояние спортивных площадок и футбольного поля и т.д.).
- Начинать игру и заканчивать только по сигналу (команде) преподавателя.
- Не нарушать правил проведения игры, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые преподавателем.
- Избегать столкновений с другими участниками игры (партнёрами по команде или соперниками), не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.
- При падении необходимо сгруппироваться во избежание травмы.
- Во время проведения игры на спортивной площадке не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травм.
- Все выступающие предметы должны быть заставлены гимнастическими матами или ограждены.
Содержание:
1. Отработка приёмов волейбола:
- подача мяча;
- передачи мяча двумя руками сверху и снизу в парах: после перемещения (вперёд, в сторону, назад);
- верхняя и нижняя передача мяча двумя руками в парах, во встречных колоннах;
- многократные передачи мяча двумя руками сверху над собой;
- нападающий удар;
- передачи мяча в зонах 6-3-4, 6-3-2 и далее через сетку;
- Нижняя прямая подача из-за лицевой линии;
- приём мяча снизу двумя руками от нижней подачи.
2. Проведение игр по волейболу
3. Отработка приёмов баскетбола:
- ловля на месте-ведение-остановка-передача - обратная ловля в движении - бросок одной после ведения;
- передачи мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места в направлении передачи;
- передача одной рукой от плеча;
- выход-ловля в движении-ведение-бросок одной рукой от плеча
бросок одной рукой в кольцо со среднего расстояния
двустороняя игра с быстрым возвращением в свою зону после потери мяча штрафной бросок; - учебная игра 5х5 на один щит с заданием;
- лично-командные соревнования по штрафным броскам.
4. Проведение игр по баскетболу.
5. Контрольные зачёты.
Рекомендуемые упражнения
Упражнения для совершенствования техники игры в волейбол.
- Передачи мяча сверху двумя руками над собой 50 раз.
- Передачи мяча снизу двумя руками над собой 50 раз.
- Передачи мяча сверху двумя руками у стены 100 раз.
- Передачи мяча снизу двумя руками у стены 100 раз.
- Передачи мяча сверху двумя руками в парах 50 раз.
- Передачи мяча снизу двумя руками в парах 50 раз.
- Подача мяча по зонам 1.6.5. (20 раз)
- Нападающий удар через сетку по зонам1.6.5. (20 раз)
Упражнения для совершенствования техники игры в баскетбол.
- Броски по кольцу с разных расстояний.
- Ведение мяча правой и левой руками.
- Передачи мяча в парах от груди 70 раз.
- Ведение мяча и бросок по кольцу.
- Штрафные броски по кольцу
- Бросок мяча по кольцу из-за 6-метровой линии на точность и скорость.
- Челночный бег 4х9 метров с ведением мяча.
- Бег на выносливость без учета времени.
- Бег 50 метров с ускорением.
Практические занятия по лыжной подготовке
Цель: Изучение и совершенствование обучающимися приёмов лыжных ходов.
Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке
Требования безопасности перед началом занятий
- Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.
- Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
- Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
Требования безопасности во время занятий
- Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.
- При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
- После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
- Следить друг за другом и немедленно сообщить преподавателю о первых же признаках обморожения.
- Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом преподавателю с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.
- При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю.
- При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
Требования безопасности по окончании занятий
- Убрать инвентарь в отведённое место.
- Переодеться в сухую одежду.
Содержание:
- Попеременные хода.
- Одновременные хода.
- Комбинированные хода.
- Переход с хода на ход.
- Преодоление подъемов и спусков.
- Сдача контрольных зачётов.
Рекомендуемые упражнения
Имитационные упражнения
- В положении посадки лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах.
- В положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе.
- Стоя на одной ноге в положении одноопорного скольжения, маховая нога выпрямлена назад, поменять ноги прыжком.
- Из положения посадки лыжника сделать выпад вперед с отталкиванием, выпрямляя толчковую ногу. Отталкивание выполняется быстрым разгибанием толчковой ноги тазобедренном и коленных суставах. Движение направлено вперед- вверх и придает общему центру тяжести тела ускорение как бы на взлет.
- Из высокой стойки выполнить одновременное движение полусогнутыми руками вниз-назад с наклоном туловища.
- То же с передвижением прыжками вперед на обеих ногах (при маховом выносе рук), слегка отталкиваясь носками.
Тренировочные упражнения
- Маховые движения ногой с лыжей. Начинаются спокойным отведением одной ноги назад и маятникообразным движением вперед и назад. Упражнение выполняется 6-8 раз каждой ногой, амплитуда маха постепенно усиливается за счет небольшого поворота таза. Руки с палками свободно опущены, помогают сохранять равновесие.
- Передвижение вперед короткими скользящими шагами, акцентируя внимание на махе ногой, а не на силе отталкивания другой. Увеличение скольжения происходит за счет маха. Руки с палками совершают небольшие маятникообразные движения (ученик держит палки за середину).
- Скольжение на одной лыже, обращая внимание на отталкивание другой (приставной скользящий шаг). При очередном шаге на скольжении коротким быстрым движением сгибают ногу в колене, выполнив подседание с акцентом давления на носок ботинка. Расстояние между ногами примерно в полстопы. Из этого положения, усилив давление вниз, сильно отталкиваются ногой.
Практические занятия на тренажёрах
Цель: Совершенствование общей физической подготовки обучающихся.
Техника безопасности на занятиях в тренажёрном зале
- Проверить исправность и надежность установки и крепления всех тренажеров.
- Начинать выполнение упражнений на тренажерах и заканчивать их только по команде преподавателя.
- Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажерах.
- Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.
- Внимательно слушать и выполнять все команды преподавателя, самовольно не предпринимать никаких действий.
- Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.
- Привести в исходное положение все тренажеры, проверить их исправность.
Содержание:
- Занятие на различных тренажёрах.
- Сдача контрольных зачётов.
Практические занятия по плаванию
Цель: Изучить стили плавания, технику безопасности при занятии плаванием, приёмы спасения утопающих.
Техника безопасности на занятиях по плаванию
Требования безопасности перед началом занятий
- Надеть купальный костюм (плавки) и на голову плавательную шапочку.
- Убедиться в том, что температура воды не ниже установленной нормы.
- Сделать перерыв между приемом пищи и купанием не менее 45-50 мин.
- Сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.
Требования безопасности во время занятий
- Входить в воду только с разрешения преподавателя, во время купания не стоять без движений.
- Внимательно слушать и выполнять все команды и сигналы преподавателя.
- Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и при нахождении вблизи других пловцов.
- Не оставаться при нырянии долго под водой.
Требования безопасности в экстренных ситуациях
- Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем.
- При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
- При утоплении немедленно сделать пострадавшему искусственное дыхание до восстановления самостоятельного дыхания, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании занятий
- Проверить по списку наличие всех обучающихся
Содержание:
- Плавание вольным стилем.
- Плавание кролем.
- Плавание брассом.
- Плавание на спине.
- Сдача контрольных зачётов.
Рекомендуемые упражнения
Упражнения для совершенствования техники плавания кролем
- Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер; обе за спиной в «замке»). Используется для совершенствования техники движений ногами, равновесия и дыхания.
- Плавание при помощи движений ногами кролем в положении на боку: нижняя рука вытянута вперед (ладонью вниз), верхняя у бедра; голова повернута в сторону нижней руки (ухо прижато к плечу). Используется для совершенствования техники движений ногами.
- Плавание с доской при помощи движений ногами с различными скоростью и темпом движений. Используется для совершенствования техники движений ногами на различной скорости.
- Ныряние в длину (10—15 м) с помощью движений ногами кролем; руки вытянуты вперед. Нужно следить за положением тела (вытянуто, без прогибания в пояснице — обтекаемое положение), интенсивной непрерывной работой ногами с умеренной амплитудой. Используется для освоения обтекаемого положения тела, ориентирования под водой, воспитания волевых качеств.
- Плавание при помощи движений руками; ноги вытянуты и обычно поддерживаются поплавком (для облегчения равновесия тела в воде); применяются лопаточки. Используется для постановки энергичного силового гребка.
- Плавание при помощи движений руками. Задание: коснуться кистью подмышки во время проноса руки; при этом локоть должен находиться в подчеркнуто высоком положении.
- Плавание при помощи движений руками. Задание: коснуться пальцами бедра в конце гребка. Нужно следить за ровным положением тела, длинным силовым гребком, оптимальным согласованием движений руками, высоким положением локтя. Используется для постановки и совершенствования длинного гребка, положения тела и равновесия.
- Плавание при помощи движений ногами и гребков одной рукой (другая вытянута вперед); вдох в сторону гребущей руки. Используется для согласования движений руками с дыханием и ритмичными непрерывными движениями ногами.
- Плавание при помощи движений ногами и гребков одной рукой (другая у бедра); вдох в сторону руки у бедра либо в сторону гребковой руки. Используется для освоения быстрого начала гребка без наплыва и согласования короткого вдоха с гребком.
- Плавание с «подменой»: правая рука вытянута вперед, а левая выполняет 3 гребка. В момент окончания третьего гребка правая рука начинает движение и, в свою очередь, выполняет 3 гребка. Левая рука после завершения проноса над водой вытягивается вперед. В момент «подмены» ведущей должна быть рука, начинающая очередную серию гребков. Используется для совершенствования согласования движений руками (передача гребка с одной руки на другую).
- То же, что и предыдущее упражнение, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра. Вдох производится в сторону руки у бедра. Используется для совершенствования техники движений руками в согласовании с дыханием.
- Плавание на «сцепление»: одна рука вытянута вперед, другая у бедра; ноги выполняют непрерывные движения. После 6—8 ударов ногами выполняется вдох в сторону руки у бедра; затем длинный гребок одной рукой, с одновременным проносом над водой другой руки. После вдоха в другую сторону снова происходит смена положения рук. Следить, чтобы первой начинала движение гребковая рука при непрерывных движениях ногами. Пронос руки над водой должен выполняться в едином ритме с гребком другой рукой. Используется для совершенствования согласования движений руками с дыханием в облегченных условиях.
- Поочередные гребки правой и левой рукой из положения «руки вытянуты вперед» (кисти соединены). Следить, чтобы пловец не заваливался на бок в сторону вытянутой вперед руки и выполнял длинный гребок до бедра. Используется для совершенствования техники длинного силового гребка и увеличения длины шага.
- Плавание в полной координации, слегка приподняв голову над поверхностью воды. Дыхание выполняется через 4—8 циклов без поворота головы в сторону на вдох. Нужно следить за высоким положением локтя и непрерывными гребками руками.
Упражнения для совершенствования техники плавания брасс
- Приняв вертикальное положение в воде (без опоры одно ногами, руки за головой), приподняться из воды как можно выше за счет непрерывных движений ногами брассом. Используется для совершенствования техники движений и силы тяги ногами.
- То же, что и предыдущее упражнение, но пловец продвигается вперед и постепенно принимает горизонтальное положение. Используется для совершенствования техники силового гребка ногами.
- Плавание при помощи непрерывных и нешироких движений ногами (руки у бедер, подбородок на поверхности воды). Используется для совершенствования техники узкой работы ногами.
- То же, что и предыдущие упражнение, но руки вытянуты вперед. Используется для совершенствования техники узкой работы ногами.
- Плавание на спине при помощи движений ногами. Используется для совершенствования техники движений ногами и обтекаемого положения тела.
- Плавание при помощи движений ногами (с доской) на наименьшее количество гребков на отрезке дистанции. Используется для совершенствования эффективности движений ногами.
- Ныряние на 10 м при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед. Используется для совершенствования экономичности движений, обтекаемого положения тела, а также ориентирования под водой.
- Плавание при помощи непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином в ритме безнаплывного одноударного дельфина. Движения стоп вниз совпадают с плавным посылом рук и плечевого пояса вперед и началом гребка руками. Используется для совершенствования техники движений руками.
- То же, что и предыдущее упражнение, в согласовании с дыханием (с акцентом внимания на своевременное выполнение вдоха). Используется для совершенствования техники движений руками и дыхания.
- Плавание при помощи безнаплавных движений руками брассом (с доской между ногами). Используется для совершенствования техники безнаплывных движений руками в брассе.
- То же, что и предыдущее упражнение, но без доски. Используется для совершенствования техники безнаплывных движений руками в брассе.
- Плавание в полной координации, чередуя его с нырянием (2-3 цикла). Используется для совершенствования равновесия и обтекаемого положения тела.
- То же, что и предыдущее упражнение, но при нырянии применяется длинный гребок до бедер. Используется для совершенствования мощности гребка руками.
- Ныряние на 10 м в полной координации и с длинным гребком. Используется для совершенствования мощности гребка руками и обтекаемого положения тела.
- Плавание с чередованием 2—3 циклов движений руками и ногами дельфином с 2—3 циклами безнаплывного брасса. Используется для совершенствования общего согласования движений руками, ногами и дыхания.
- Плавание в согласовании двух гребков руками с одним гребком ногами. Используется для совершенствования общего согласования движений руками, ногами и дыхания.
- Плавание в согласовании одного гребка руками с двумя гребками ногами. Используется для совершенствования общего согласования движений руками, ногами и дыхания.
- Плавание со специально укороченными движениями ногами, которые выполняются от коленей. Используется для совершенствования техники узкой работы ногами.
- То же, что и предыдущее упражнение, но с переходом на обычный брасс. Используется для совершенствования техники узкой работы ногами.
- Плавание с наименьшим количеством гребков. Используется для совершенствования эффективности техники движений.
- Плавание с почти одновременным выполнением гребковых движений руками и ногами (слитное согласование) и специально большим углом атаки. Используется для совершенствования согласования движений руками и ногами.
- Плавание в полной координации с ускорением и переходом от последовательного согласования движений руками и ногами к слитному их согласованию. Используется для совершенствования техники плавания брассом на различной скорости.