Цифровая экономика как современная парадигма развития образовательной сферы
Органы государственного управления предпринимают значительные усилия по цифровизации всех общественных сфер жизни. Данная тема активно рассматривается на многих экономических форумах, ей посвящены масштабные государственные программы. К важнейшим направлениям цифровизации можно отнести:
- Реформирование образовательной инфраструктуры. В условиях автоматизации различных производственных процессов, которая привела к полному или частичному исчезновению ряда специальностей, а так же массовой нехватки специалистов, владеющих цифровыми знаниями , умениями, навыками, необходима адаптация образовательной инфраструктуры к новым требованиям. В системе образования необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые подходы к обучению, что позволит обеспечить высокий уровень базовой цифровой грамотности населения. [2, c.12]
- Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства. На сегодняшний день важным является развитие научно-исследовательских центров для проведения фундаментальных исследований. Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженернотехническим персоналом и недорогой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Это подтверждается тем, что индекс инновативности Челябинской области на 2024 год составил 0,47. Стоит отметить, что данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. [3, с,99]. Таким образом, цифровая эпоха предполагает постоянную адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым условиям исследований в сфере компьютерных наук и цифровых бизнес-моделей.
- Переподготовка кадров и дополнительное образование. По оценкам Глобального института McKinsey, в мире к 2036 году будет автоматизировано до 50% всех рабочих процессов, что приведет к значительному высвобождению рабочей силы, сокращению количества рабочих мест, требующих средней квалификации. В решении задачи обеспечения экономики кадрами, владеющими определенной компетенциями, особую роль играют центры повышения квалификации и массовой переподготовки персонала. Они позволят получить новые навыки специалистам тех компаний, которые не в состоянии самостоятельно организовать процесс обучения, разработки и апробации новых цифровых технологий. [4]
- Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей. Чтобы оперативно принимать решения по ключевым вопросам цифрового развития отраслей, целесообразно создать постоянные площадки для ведения диалога между государством и представителями отраслей. Это взаимодействие будет более эффективным и обоснованным, если оно будет проводиться с участием представителей образовательных и научно-исследовательских учреждений. [2, c.13]
- Развитие цифровой инфраструктуры. Современному обществу необходим комплекс мероприятий, которые будут направлены на устранение цифрового неравенства, обеспечение равного доступа к базовым инфраструктурным сервисам и более широкому спектру цифровых услуг, например таких как дистанционное обучение, которое обеспечивает возможность получения качественного образования жителем любой точки страны.
- Пропаганда инноваций. Цифровая грамотность, желание и готовность использовать новые методы решения проблем, рисковать, экспериментировать в будущем будут приобретать всё большее значение, определяя успех отдельной личности и бизнеса.
Ученые употребляя термин «цифровая экономика» иногда рассматривают его как характеристику уровня развития экономики на этапе перехода к четвертому технологическому укладу, когда ведущей становится тенденция «автоматизации» интеллектуальных процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цифровая трансформация общего образования имеет свои характерные черты и проходит через хорошо различимые этапы.
Однако здесь нет единого пути, по которому дружно движутся все школы. В процессе ЦТО каждая образовательная организация развивается по своей, зачастую достаточно экзотической траектории, которая зависит, в том числе, от социальной политики, проводимой в сфере образования в центре и на местах. Выбор политики определяет тот или иной сценарий изменения школы. На практике решения в поддержку конкретного сценария принимаются не всегда достаточно осознанно, с учетом долгосрочных целей развития экономики и общества [1].
Сегодня мы являемся свидетелями нового сдвига в развитии отечественной школы.
Указ Президента России о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, как и постановление правительства, принятое более тридцати лет назад, ориентируют нашу страну на ускорение технологического развития: увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу.
В общим образованием вновь поставлены непростые задачи:
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовных ценностей народов Российской Федерации, их исторических и культурных традиций;
- формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, способствующих освоению учащимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновлению содержания и совершенствованию методов обучения.
Очевидно, что рано или поздно все придут в цифровую среду, и преподаватели постепенно меняются. Стирание граней – одна из основных задач. Если мы не предусмотрим цифровые продукты для людей разного возраста и статуса, а будем ориентироваться только на школьников и студентов, то точно отстанем. Необходимо создавать общий язык для молодѐжи и людей старшего поколения.
На это направлены практикоориентированные концепции модернизации общего образования, предлагаемые сегодня педагогами , а их воплощение в жизнь является составной частью цифровой трансформации образования. Этот процесс сталкивается с множеством сложнейших проблем. По мнению экспертов, для их решения потребуются 15-20 лет и серьезная достройка российской системы общего образования.
Список источников
- Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.– 2021. №3. 9-16
- Буторина О.С. Анализ инновационной активности Челябинской области [Текст] // Социум и власть.– 2022. №3 (53). С.99-107.
- Информационный портал «NewsRU» [Электронный ресурс] //
- Kazova Z.M., El'mirzokova A.R., Bajsie-va D.R. Rol' informacionnyh tekh-nologij v razvitii ekonomiki strany // V sbornike: Poko- lenie budushchego: vzglyad molodyh Uchenyh – 2024. Sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdu- narodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii: v5-i tomah. – Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet. Kursk, 2024. – S. 106-109.