Цифровая экономика как современная парадигма развития образовательной сферы

Разделы: Экономика

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, цифровая экономика, цифровая грамотность


Органы государственного управления предпринимают значительные усилия по цифровизации всех общественных сфер жизни. Данная тема активно рассматривается на многих экономических форумах, ей посвящены масштабные государственные программы. К важнейшим направлениям цифровизации можно отнести:

  1. Реформирование образовательной инфраструктуры. В условиях автоматизации различных производственных процессов, которая привела к полному или частичному исчезновению ряда специальностей, а так же массовой нехватки специалистов, владеющих цифровыми знаниями , умениями, навыками, необходима адаптация образовательной инфраструктуры к новым требованиям. В системе образования необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые подходы к обучению, что позволит обеспечить высокий уровень базовой цифровой грамотности населения. [2, c.12]
  2. Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства. На сегодняшний день важным является развитие научно-исследовательских центров для проведения фундаментальных исследований. Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженернотехническим персоналом и недорогой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Это подтверждается тем, что индекс инновативности Челябинской области на 2024 год составил 0,47. Стоит отметить, что данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. [3, с,99]. Таким образом, цифровая эпоха предполагает постоянную адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым условиям исследований в сфере компьютерных наук и цифровых бизнес-моделей.
  3. Переподготовка кадров и дополнительное образование. По оценкам Глобального института McKinsey, в мире к 2036 году будет автоматизировано до 50% всех рабочих процессов, что приведет к значительному высвобождению рабочей силы, сокращению количества рабочих мест, требующих средней квалификации. В решении задачи обеспечения экономики кадрами, владеющими определенной компетенциями, особую роль играют центры повышения квалификации и массовой переподготовки персонала. Они позволят получить новые навыки специалистам тех компаний, которые не в состоянии самостоятельно организовать процесс обучения, разработки и апробации новых цифровых технологий. [4]
  4. Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей. Чтобы оперативно принимать решения по ключевым вопросам цифрового развития отраслей, целесообразно создать постоянные площадки для ведения диалога между государством и представителями отраслей. Это взаимодействие будет более эффективным и обоснованным, если оно будет проводиться с участием представителей образовательных и научно-исследовательских учреждений. [2, c.13]
  5. Развитие цифровой инфраструктуры. Современному обществу необходим комплекс мероприятий, которые будут направлены на устранение цифрового неравенства, обеспечение равного доступа к базовым инфраструктурным сервисам и более широкому спектру цифровых услуг, например таких как дистанционное обучение, которое обеспечивает возможность получения качественного образования жителем любой точки страны.
  6. Пропаганда инноваций. Цифровая грамотность, желание и готовность использовать новые методы решения проблем, рисковать, экспериментировать в будущем будут приобретать всё большее значение, определяя успех отдельной личности и бизнеса.

Ученые употребляя термин «цифровая экономика» иногда рассматривают его как характеристику уровня развития экономики на этапе перехода к четвертому технологическому укладу, когда ведущей становится тенденция «автоматизации» интеллектуальных процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цифровая трансформация общего образования имеет свои характерные черты и проходит через хорошо различимые этапы.

Однако здесь нет единого пути, по которому дружно движутся все школы. В процессе ЦТО каждая образовательная организация развивается по своей, зачастую достаточно экзотической траектории, которая зависит, в том числе, от социальной политики, проводимой в сфере образования в центре и на местах. Выбор политики определяет тот или иной сценарий изменения школы. На практике решения в поддержку конкретного сценария принимаются не всегда достаточно осознанно, с учетом долгосрочных целей развития экономики и общества [1].

Сегодня мы являемся свидетелями нового сдвига в развитии отечественной школы.

Указ Президента России о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, как и постановление правительства, принятое более тридцати лет назад, ориентируют нашу страну на ускорение технологического развития: увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу.

В общим образованием вновь поставлены непростые задачи:

  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовных ценностей народов Российской Федерации, их исторических и культурных традиций;
  • формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, способствующих освоению учащимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновлению содержания и совершенствованию методов обучения.

Очевидно, что рано или поздно все придут в цифровую среду, и преподаватели постепенно меняются. Стирание граней – одна из основных задач. Если мы не предусмотрим цифровые продукты для людей разного возраста и статуса, а будем ориентироваться только на школьников и студентов, то точно отстанем. Необходимо создавать общий язык для молодѐжи и людей старшего поколения.

На это направлены практикоориентированные концепции модернизации общего образования, предлагаемые сегодня педагогами , а их воплощение в жизнь является составной частью цифровой трансформации образования. Этот процесс сталкивается с множеством сложнейших проблем. По мнению экспертов, для их решения потребуются 15-20 лет и серьезная достройка российской системы общего образования.

Список источников

  1. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.– 2021. №3. 9-16
  2. Буторина О.С. Анализ инновационной активности Челябинской области [Текст] // Социум и власть.– 2022. №3 (53). С.99-107.
  3. Информационный портал «NewsRU» [Электронный ресурс] //
  4. Kazova Z.M., El'mirzokova A.R., Bajsie-va D.R. Rol' informacionnyh tekh-nologij v razvitii ekonomiki strany // V sbornike: Poko- lenie budushchego: vzglyad molodyh Uchenyh – 2024. Sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdu- narodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii: v5-i tomah. – Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet. Kursk, 2024. – S. 106-109.