Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 12-13 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у обучающихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно, путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы «Познавательная география» заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время обучающихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.
Цели курса:
- образовательная: формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, расширить знания о процессах и явлениях происходящих на Земле;
- развивающая: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности;
- воспитательная: формирование личных качеств ученика: коллективизма, трудолюбия, ответственности, овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
Задачи курса:
- в обучении: расширение и углубление знаний по физической географии материков и океанов;
- в развитии: развитие интереса у обучающихся к предмету, любознательности, творческих способностей; формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники;
- в воспитании: расширение общего кругозора обучающихся, взаимопонимания со сверстниками; воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде, чувства коллективизма и ответственности.
Новизна и отличительные особенности программы
При создании программы мной были изучены 4 авторские программы кружка по географии (см. список литературы).
Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе материков и океанов изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес обучающихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Возраст обучающихся по программе: 12-13 лет (обучающиеся 7 класса).
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Формы и режим занятий:
Работа по данной программе предполагает очное групповое занятие в одновозрастной группе из 15 человек, 1 раз в неделю. Время занятий включает 45 минут учебного времени.
Основные формы обучения: теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий.
Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора обучающихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Обучающиеся должны знать:
- материки и океаны;
- страны и народы;
- многообразие растительного и животного мира материков;
- эндемиков материков;
- размещение крупных форм рельефа Земли.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с картой;
- грамотно выполнять творческую работу и представлять результаты исследований;
- работать со справочной и научно-популярной литературой, в том числе и интернет-ресурсами;
- анализировать и делать выводы из полученной информации;
- пользоваться атласом при выполнении практических работ.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
Оценка эффективности работы:
- Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков, практических работ, викторин, игр, тестирование.
- Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
- Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.
- Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы контроля знаний:
- устный опрос;
- письменная работа;
- тестовый;
- практическая работа;
- выполнение творческих заданий.
- Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.).
- Письменный контроль: написание отчёта по экскурсии, написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости.
- Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват учащихся 100 %.
Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 5 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
- Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов)
- Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов)
- Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
- Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
- Средний уровень: если при правильном ответе обучающийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
- Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте.
Критерии оценивания практических умений обучающихся.
Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
- Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
- Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
- Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
- Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
- Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
- Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
В конце учебного года предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным обучающимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений. Представление творческих работ, мини-проектов.
Способы фиксации учебных результатов программы:
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя. В рамках накопительной системы, возможно создание портфолио ученика, посещающего занятия кружок, в него будут включены творческие работы обучающихся, в том числе:
- отчёты по экскурсиям;
- отчёты по практическим занятиям;
- рисунки животных и растений разных материков;
- исследовательские работы.
Методы выявления результатов воспитания
К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения обучающихся (например - игра). Во время игры учитель может увидеть, как ученики способны доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. При работе в группе учитель обращает внимание на взаимоотношения обучающихся между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении определённого задания.
Методы выявления результатов развития
К основным методам относятся: анализ результатов участия учеников в конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение обучающимися различных творческих работ (мини-проектов) позволяет учителю сделать вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения, индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытое занятие;
- творческие задания;
- мультимедийные презентации;
- публичные выступления;
- отчеты, доклады.
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Африка |
5 |
4 |
1 |
|
1 |
Африка-континент коротких теней |
1 |
1 |
|
письменный отчет |
2 |
Египет-страна с древнейшей историей |
1 |
1 |
|
письменный отчет |
3 |
ЮАР - самая развитая страна материка |
1 |
|
1 |
практическая работа в контурной карте |
4 |
Танзания - уникальная природа |
1 |
1 |
|
опрос |
5 |
Виртуальная экскурсия по странам Африки |
1 |
1 |
|
тестирование |
2 |
Австралия |
4 |
3 |
1 |
|
6 |
Австралия-страна наоборот |
1 |
1 |
|
устный опрос |
7 |
Уникальный растительный и животный мир материка |
1 |
1 |
|
|
8 |
Национальные парки Австралии |
1 |
|
1 |
проверка презентаций |
9 |
Большой Барьерный риф |
1 |
1 |
|
проверка таблицы |
3 |
Южная Америка |
6 |
4 |
2 |
|
10 |
Бразилия -самая, самая, самая |
1 |
1 |
1 |
проверка презентаций |
11 |
Аргентина - «серебреная страна» |
1 |
1 |
|
письменный отчет |
12 |
Перу-страна древней цивилизации инков |
1 |
1 |
|
отчет по видеофильму |
13 |
Венесуэла - «жемчужина для путешественников» |
1 |
|
1 |
тестирование |
14 |
Колумбия-страна с «вертикальной географией» |
1 |
1 |
|
проверка таблицы |
15 |
Путешествие по странам |
1 |
|
|
мини-проекты |
4 |
Антарктида |
4 |
3 |
1 |
|
16 |
Открытие Антарктиды |
1 |
1 |
|
проверка таблицы |
17 |
Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев |
1 |
|
1 |
проверка контурной карты |
18 |
Ледяной купол планеты |
1 |
1 |
|
опрос |
19 |
Обитатели ледяных пустынь |
1 |
1 |
|
письменный отчет |
5 |
Северная Америка |
6 |
4 |
2 |
|
20 |
Особенности географического положения |
1 |
|
1 |
проверка контурной карты |
21 |
США-страна не имеющая государственного языка |
1 |
1 |
|
проверка таблицы |
22 |
Стихийные природные явления в атмосфере. Торнадо |
1 |
1 |
|
устный опрос |
23 |
Заповедники и национальные парки США |
1 |
|
1 |
проверка контурной карты |
24 |
Йеллоустонский вулкан |
1 |
1 |
|
устный опрос |
25 |
Мексика-страна контрастов |
1 |
1 |
|
проверка таблицы |
6 |
Евразия |
10 |
6 |
4 |
|
26 |
Россия - самая большая страна мира |
1 |
1 |
|
устный опрос |
27 |
Озеро Байкал-жемчужина Сибири |
1 |
1 |
|
|
28 |
Объекты всемирного природного и культурного наследия России |
1 |
|
1 |
проверка контурной карты |
29 |
Азия в мире |
1 |
1 |
|
таблица |
30 |
Путешествие по Азии |
1 |
|
1 |
проверка карты |
31 |
«Итальянский сапог» на карте Европы |
1 |
1 |
|
|
32 |
Где находятся Британские острова? |
1 |
1 |
|
таблица |
33 |
Жители «Туманного Альбиона» |
1 |
1 |
|
устный опрос |
34-35 |
Урок-конференция: Страна, которую я хочу посетить. |
2 |
|
2 |
творческие работы |
36 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
итоговое тестирование |
|
Итого |
36 |
25 |
11 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен: на 36 учебных недель, одну учебную группу.
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч.)
Тема 5: Африка (5 ч.)
Теория: Африка - континент коротких теней. Жаркий и сухой климат. Сахара - крупнейшая пустыня планеты. Долина Нила - уникальный природный комплекс. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Египет-страна с древнейшей историей. ЮАР - самая развитая страна материка. Танзания - уникальная природа. Чад - жизнь в центре материка. Знакомство с растительным и животным миром Африки. Обычаи и традиции народов. Пигмеи - самые маленькие люди на планете.
Практика: Описание страны по типовому плану, чтение климатических диаграмм, составление маршрута путешествия по странам. Работа с политической картой Африки. Уметь показывать крупные страны материка и наносить их на контурную карту. Защита мини-проектов «Страна, которую я хочу посетить».
Тема 6: Австралия (4 ч.)
Теория. Австралия - страна наоборот. Какова природа Австралии. Почему Австралию можно назвать материком-заповедником? Национальные парки Австралии. Австралийский Союз. Характерные черты современного населения и хозяйства Австралии. Аборигены материка.
Практика: подготовка и обсуждение презентаций о заповедниках и национальных парках, о памятниках природного и культурного наследия материка.
Тема 7: Южная Америка (6 ч.)
Теория: История открытия и исследования материка. История заселения материка. Страны и народы, населяющие материк. Обычаи и традиции. Древнейшие цивилизации: инки, ацтеки, майя. Мачу-Пикчу. Бразилия - самая, самая. Аргентина «серебреная страна». Перу - страна древней цивилизации инков. Венесуэла, жемчужина для путешественников. Природные рекорды материка. Высочайший водопад мира.
Практика: Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины. Подготовка и обсуждение презентации о стране.
Тема 8: Антарктида (4 ч.)
Теория: Открытие Антарктиды. Ледяной купол планеты. Обитатели ледяной пустыни. Антарктические оазисы.
Практика: Составление проекта использование природных богатств материка в будущем.
Тема 9: Северная Америка (6 ч.)
Теория: Особенности географического положения материка. Страны материка. Жизнь и деятельность народов Северной Америки. США - страна, не имеющая государственного языка. Стихийные природные явления. Торнадо. Заповедники и национальные парки. Мексика-страна контрастов. Канада - вторая по площади страна мира. Заповедники и национальные парки Канады.
Практика: Описание по картам атласа Мексики и еще одной из стран Средней Америки. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. Написание рекламного ролика о стране (по выбору).
Тема 10: Евразия (10 ч.)
Теория: Многообразие стран материка. Россия -самая большая страна мира. Россия - самая богатая страна мира. Крупнейшие регионы страны. Урал-кладовая России. Ильменский заповедник. Кунгурская пещера. Озеро Байкал - жемчужина Сибири. Богатства Байкала. Байкальская нерпа, загадка для зоологов. Эндемики озера. Экологические проблема. Камчатский край. Долина гейзеров. Ключевская Сопка - самый высокий вулкан Евразии. Дальний Восток. Природа Уссурийского края. Азия как часть света. Путешествие по странам Азии. Китай .Индия. Япония - страна восходящего солнца. Европа в мире. «Итальянский сапог» на карте Европы. Микрогосударства Европы. Жители «Туманного Альбиона».
Практика: Составление характеристики страны по типовому плану, разработка маршрута путешествия: Москва-Санкт-Петербург, Амстердам-Стокгольм. Анализировать политическую карту и группировать страны по различным признакам. Работа с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов материка Подготовка и обсуждение презентации об одной их стран материка (по выбору). Защита мини-проекта.
Список литературы
Список использованной литературы
- Е.В.Евлокова. Программа «Занимательная география»// География и экология-2014 г. №6 стр.17-19.
- С.Д. Гордеева. Программа «По странам и континентам». 2014 год. Сайт учителя географии: nsportal.ru
- О.В.Водолазова. Программа «Увлекательная география»// География и экология-2013 г. №9 стр.33-36.
- В.И.Кирячек. Программа «В мире географии».// География и экология-2015 г. №11 стр.40-42.
Список литературы для учителя
- М.В. Постникова. Материки, океаны, народы и страны. Москва «Издательство НЦ ЭНАС». 2006.
- И.Н.Зинченко,Л.А.Звонцова. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Издательство «Учитель». 2013.
- И.Е.Михайлов. Литературная география в школе. Москва «ВАКО». 2014.
- К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое сентября». 2000.
- И.А.Кугут. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. Москва «Планета». 2012.
Список литературы для учащихся
- Е.Н.Селищев. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке. Издательство Академия развития. 2001.
- С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич». 2001.
- И.Яворовская. Занимательная география. Издательство «Феникс». 2007.
- И.А.Кугут. Интерактивные дидактические материалы 7 класс. Москва «Планета». 2012.
Интернет-сайты
- http://standart.edu.ru. Приоритетный национальный проект «Образование».
- http://www.it-n.ru. Сайт «Сеть творческих учителей».
- http://nsportal.ru. Социальная сеть работников.