Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «читательская грамотность», включающая в себя умение думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески.
В данном уроке я предоставляю опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка в начальной школе. Выделила современные подходы к обучению русскому языку. Определила воспитательные возможности уроков для развития личности школьника, организации самостоятельной, творческой учебной деятельности учащихся, продуктивность использования приёмов, образовательных технологий, ИКТ, электронного обучения.
Основы читательской грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему упражнений, видов деятельности, современных методик и технологий, которые помогают учителю успешно развивать читательскую грамотность в каждом ученике.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
Образовательные:
- Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о словосочетании, предложении.
- О видах предложений по цели высказывания и интонации.
- Продолжать работу по формированию умения выделять главные члены предложения.
- Находить в предложении словосочетания.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, находить, сравнивать, выделять главное (словосочетание и предложение).
- Развивать логическое мышление.
- Развивать умение формулировать и высказывать свои мысли.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать связную речь.
- Расширение кругозора, активного словаря.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
- Воспитывать умение работать в коллективе, вести межученический диалог.
Оборудование: картина, маршрутные листы, карточки со словами, использование ИКТ, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на урок, объяснение детям как работать с маршрутными листами (1 слайд с маршрутным листом)
В маршрутном листе задания — это этапы урока, результат работы оценивания каждого ученика.
II. Работа по теме урока
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию, которая изображена на экране перед вами на доске (слайд с картинкой)
(на втором слайде иллюстрация с вопросами)
- Читайте внимательно вопросы про себя.
- А теперь ответьте четко однозначным ответом.
(Читает вопрос ребенок, и отвечаем на вопросы, одним словом)
Вопросы:
- Какое время года изображено? (осень)
- Кто на этой картинке? (дети)
- Чем заняты дети? (собирают)
- Что собирают дети? (грибы)
- Что держит в руках девочка? (листочки)
На доске ключевые слова (осень, дети, собирают, грибы, листочки)
- Что главное в речи? Какая основная единица? Слово!
- Слова связаны, с каким временем года? (осень)
- Да, правильно идут последние дни октября, второго месяца осени.
III. Выход на тему урока
- Общаясь, мы обмениваемся с вами мыслями, отвечаем на вопросы. В этих целях мы используем речевые конструкции.
- Что можно составить, построить с этими словами? (предложение) или (словосочетание)
- Что такое предложение? Сегодня мы еще раз повторим о предложении и словосочетании.
- И тема нашего урока сегодня? (Предложение и словосочетание)
- С помощью ключевых слов давайте, поставим перед собой задачи урока.
Задачи урока
- ПОВТОРИТЬ (предложение)
- РАЗВИТЬ ( связную речь)
- НАЙТИ (словосочетание)
- Давайте с вами вспомним что такое предложение. (задание 1)
- В маршрутном листе вам необходимо вставить ключевые слова в определение.
Предложение состоит из ___________, слова в предложении ______________ по смыслу. |
- Сверим определение с образцом и оценим.
- Какие ключевые слова вставили? (за каждое правильное слово по 1 баллу итого 2 балла)
- Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов составим с вами предложение)
В осеннем лесу дети собирали грибы и кленовые листочки.
- Обратите внимание, почему на доске выделено другим цветом.
- Как вы думаете, почему? (орфограмма)
- Какое предложение по интонации? (невосклицательное)
- Давайте определим, какое предложение по цели высказывания? (повествовательное)
Запишите это предложение в маршрутном листе по образцу.
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое.)
- Найдите и подчеркните главные члены предложения. (2 задание)
- Вам знаком термин «словосочетание»?
- Поэтому в маршрутном листе в задании под № 3 вставьте нужные слова.
Словосочетание это два слова, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из _______и _______________ слов. Связь устанавливается с помощью вопросов. |
- Ребята, удалось ли вам справиться с заданием? У кого были трудности?
Вывод: словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Давайте проверим. Значит, зависимое слово подчиняется.
- Знаете ли вы что такое подчинительная связь?
- Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что значит подчинение?
(Это два слова, связанные по смыслу и грамматически. То есть в паре слов одно слово подчиняется другому, т.е. одно является главным, другое зависимым.)
Вывод: предложение имеет законченную мысль, а словосочетание нет.
- Чтобы составить из предложения словосочетание, а входят ли главные члены предложения? (нет)
- Верно, подлежащее и сказуемое нельзя считать словосочетание.
- А теперь составьте и запишите все словосочетания.
Собирали (что?) грибы,
собирали (где?) в лесу,
в лесу (каком?) осеннем,
листья( какие?) кленовые.
(обмен маршрутными листами, ПРОВЕРЬ РАБОТУ ТОВАРИЩА.
За каждое правильное составленное словосочетание по 1 баллу.)
IV. Итог урока
Вывод
- Словосочетание состоит из двух слов: главного и зависимого.
- От главного к зависимому слову можно поставить вопрос.
- Слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
- Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.
- Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.
- Вспомните, какие задачи мы определили в начале нашего урока.
- Как вы считаете, мы достигли задачи урока?
- ПОВТОРИТЬ (предложение)
- РАЗВИТЬ (связную речь)
- НАЙТИ (словосочетание)
Я хочу в конце урока рассказать вам притчу.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает:
- Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу.
Мудрец, подумав, ответил:
- Всё в твоих руках.
В наших руках быть грамотными и успешными, не бояться идти к цели и её добиваться. Вы порадовали меня, спасибо!