Конспект урока на тему "Предложение и словосочетание"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: предложение, словосочетание


Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «читательская грамотность», включающая в себя умение думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески.

В данном уроке я предоставляю опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка в начальной школе. Выделила современные подходы к обучению русскому языку. Определила воспитательные возможности уроков для развития личности школьника, организации самостоятельной, творческой учебной деятельности учащихся, продуктивность использования приёмов, образовательных технологий, ИКТ, электронного обучения.

Основы читательской грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Актуальность данного опыта в том, что он содержит систему упражнений, видов деятельности, современных методик и технологий, которые помогают учителю успешно развивать читательскую грамотность в каждом ученике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

Образовательные:

  • Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о словосочетании, предложении.
  • О видах предложений по цели высказывания и интонации.
  • Продолжать работу по формированию умения выделять главные члены предложения.
  • Находить в предложении словосочетания.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, находить, сравнивать, выделять главное (словосочетание и предложение).
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение формулировать и высказывать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать связную речь.
  • Расширение кругозора, активного словаря.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, вести межученический диалог.

Оборудование: картина, маршрутные листы, карточки со словами, использование ИКТ, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Настрой на урок, объяснение детям как работать с маршрутными листами (1 слайд с маршрутным листом)

В маршрутном листе задания — это этапы урока, результат работы оценивания каждого ученика.

II. Работа по теме урока

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию, которая изображена на экране перед вами на доске (слайд с картинкой)

(на втором слайде иллюстрация с вопросами)

- Читайте внимательно вопросы про себя.

- А теперь ответьте четко однозначным ответом.

(Читает вопрос ребенок, и отвечаем на вопросы, одним словом)

Вопросы:

  1. Какое время года изображено? (осень)
  2. Кто на этой картинке? (дети)
  3. Чем заняты дети? (собирают)
  4. Что собирают дети? (грибы)
  5. Что держит в руках девочка? (листочки)

На доске ключевые слова (осень, дети, собирают, грибы, листочки)

- Что главное в речи? Какая основная единица? Слово!

- Слова связаны, с каким временем года? (осень)

- Да, правильно идут последние дни октября, второго месяца осени.

III. Выход на тему урока

- Общаясь, мы обмениваемся с вами мыслями, отвечаем на вопросы. В этих целях мы используем речевые конструкции.

- Что можно составить, построить с этими словами? (предложение) или (словосочетание)

- Что такое предложение? Сегодня мы еще раз повторим о предложении и словосочетании.

- И тема нашего урока сегодня? (Предложение и словосочетание)

- С помощью ключевых слов давайте, поставим перед собой задачи урока.

Задачи урока

  • ПОВТОРИТЬ (предложение)
  • РАЗВИТЬ ( связную речь)
  • НАЙТИ (словосочетание)

- Давайте с вами вспомним что такое предложение. (задание 1)

- В маршрутном листе вам необходимо вставить ключевые слова в определение.

Предложение состоит из ___________, слова в предложении ______________ по смыслу.

- Сверим определение с образцом и оценим.

- Какие ключевые слова вставили? (за каждое правильное слово по 1 баллу итого 2 балла)

- Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов составим с вами предложение)

В осеннем лесу дети собирали грибы и кленовые листочки.

- Обратите внимание, почему на доске выделено другим цветом.

- Как вы думаете, почему? (орфограмма)

- Какое предложение по интонации? (невосклицательное)

- Давайте определим, какое предложение по цели высказывания? (повествовательное)

Запишите это предложение в маршрутном листе по образцу.

- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)

- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

- Найдите и подчеркните главные члены предложения. (2 задание)

- Вам знаком термин «словосочетание»?

- Поэтому в маршрутном листе в задании под № 3 вставьте нужные слова.

Словосочетание это два слова, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из _______и _______________ слов. Связь устанавливается с помощью вопросов.

- Ребята, удалось ли вам справиться с заданием? У кого были трудности?

Вывод: словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Давайте проверим. Значит, зависимое слово подчиняется.

- Знаете ли вы что такое подчинительная связь?

- Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что значит подчинение?

(Это два слова, связанные по смыслу и грамматически. То есть в паре слов одно слово подчиняется другому, т.е. одно является главным, другое зависимым.)

Вывод: предложение имеет законченную мысль, а словосочетание нет.

- Чтобы составить из предложения словосочетание, а входят ли главные члены предложения? (нет)

- Верно, подлежащее и сказуемое нельзя считать словосочетание.

- А теперь составьте и запишите все словосочетания.

Собирали (что?) грибы,
собирали (где?) в лесу,
в лесу (каком?) осеннем,
листья( какие?) кленовые.

(обмен маршрутными листами, ПРОВЕРЬ РАБОТУ ТОВАРИЩА.

За каждое правильное составленное словосочетание по 1 баллу.)

IV. Итог урока

Вывод

  • Словосочетание состоит из двух слов: главного и зависимого.
  • От главного к зависимому слову можно поставить вопрос.
  • Слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
  • Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.
  • Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями.

- Вспомните, какие задачи мы определили в начале нашего урока.

- Как вы считаете, мы достигли задачи урока?

  • ПОВТОРИТЬ (предложение)
  • РАЗВИТЬ (связную речь)
  • НАЙТИ (словосочетание)

Я хочу в конце урока рассказать вам притчу.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает:

- Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу.

Мудрец, подумав, ответил:

- Всё в твоих руках.

В наших руках быть грамотными и успешными, не бояться идти к цели и её добиваться. Вы порадовали меня, спасибо!

Маршрутный лист