Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
- расширять кругозор детей; развивать внимание, память, речь, мышление;
- в игровой форме повторить и закрепить знания детей о содержании сказок А.С.Пушкина;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды из сказки, умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке;
- формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;
- развивать воображение и мышление, творческие способности у детей, прививать эстетический вкус;
- прививать любовь к чтению книг, сказкам А.С.Пушкина, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: чтение отрывков из сказок, рассматривание иллюстраций для воспитателя - иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина - слайды, книга «Сказки А.С.Пушкина».
Ход занятия
1. Организационный момент
Проверка готовности детей к занятию.
Воспитатель: - Отгадайте загадку, про что сегодня наше занятие.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка-Ежка у окна…
Догадайтесь, кто она?
Дети: - Сказка.
2. Вступительная беседа
Воспитатель: - С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С.Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С.Пушкина (1799-1837 гг.) Все мы знаем с детства сказки А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», отрывок «У лукоморья…» из поэмы «Руслан и Людмила». Сегодня мы с вами вспомним сказки А.С.Пушкина и постараемся придумать и нарисовать иллюстрации к его сказкам.
3. Игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: - Я буду читать вам начало строчки, а вы - продолжение.
1.
Жил старик со своею старухою
У самого синего ……МОРЯ.
2.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то…ДОЧЬ.
3.
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи…КРУГОМ.
4.
Белка песенки поет
Да орешки всё…. ГРЫЗЕТ.
5.
Месяц, месяц, мой дружок
Позолоченный …..РОЖОК.
6.
Нужен мне работник:
Повар, конюх….ПЛОТНИК.
7.
Коли красная девица
Будь нам милая….СЕСТРИЦА.
4. Игра: «Угадай сказку по сюжетной картинке»
Воспитатель: - Я вам буду показывать картинки из сказок А.С.Пушкина, а вы должны сказать, как называется сказка. (слайды)
5. Игра: «Назови из какой сказки предмет»
Воспитатель:- Ребята, у меня на подносе лежат предметы из сказок. Ваша задача - отгадать из какой они сказки (рыбка, зеркало, яблоко, петух, месяц, орехи, белка, лебедь).
6. Игра: «Отгадай название сказки»
Воспитатель:- Я буду читать вам отрывки из сказок Пушкина, а вы должны сказать название сказки.
1.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….. («Сказка о царе Салтане»)
2.
Ах, ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло….(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3.
Идет направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит…(«Лукоморье», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
4.
Жил-был поп, толоконный лоб («Сказка о попе и работнике его Балде)
5.
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
6.
Год, другой проходит мирно
Петушок сидит всё смирно («Сказка о золотой петушке»)
7.
Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
8.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут («Сказка о царе Салтане»)
9.
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
10.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
11.
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке)
Физкультминутка.
У Лукоморья дуб зелёный (Дети поднимают руки вверх);
Златая цепь на дубе том (Делают движения руками крест на крест);
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом (Идут друг за другом по кругу);
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит (Движения руками вправо, влево)
Там чудеса: там леший бродит, (Закрывают глаза руками)
Русалка на ветвях сидит (Движение «волна» сверху вниз);
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей (Идут по кругу на внешней стороне стопы)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей (Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите произведения Какими разными средствами пользовались художники - у каждого свой стиль, своя манера иллюстрирования. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Художники, которые рисуют иллюстрации, называются художниками-иллюстраторами.
7. Постановка художественной задачи
Воспитатель: - Сегодня вы попробуете нарисовать иллюстрацию к любимой сказке А.С.Пушкина. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание. Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации.
8. Самостоятельная творческая работа детей «Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина»
Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Сказки о царе Салтане».
Воспитатель: - Подумайте, как нужно расположить лист вертикально или горизонтально? Простым карандашом дети намечают композицию рисунка иллюстрации.
9. Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Во время творческой работы воспитатель наблюдает, чтобы дети располагали листы бумаги и определили величину изображения на листе в зависимости от замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.
10. Подведение итога занятия
Все работы вывешиваются на доску. Воспитатель вместе с детьми проводит анализ выполненных работ.