Одним из важных средств раскрытия возможностей первоклассника является использование игровых ситуаций на уроке. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка является живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающих огонёк пытливости и любознательности».
Внимание и запоминание, воля и сознательность у первоклассников развиты слабо. Дети 6–7 лет очень эмоциональны и впечатлительны, поэтому важно включать в урок игры и игровые ситуации. Детям легче запомнить то, что интересно. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, для психических и физических перегрузок. Но игра не может быть самоцелью, она должна быть значительно выше, чем при традиционных формах учебной деятельности.
В 1 классе уже постановка учебной задачи может осуществляться с использованием игровых ситуаций. Так учитель может обратиться к детям от имени сказочных героев с просьбой вспомнить буквы, назвать звуки, и т.д. В каждом виде изучения вычислений можно использовать игровые формы. Например, такие игры как Ромашка, Магические квадраты, Составим поезд, Наряди елку, Лестница, Угадай число, Закрой окошко. При отработке навыка решения примеров в пределах 10 очень интересно проходят уроки с использованием ЛЕГО. Это игры Построение пирамиды, Палитра.
Существует множество организационных форм использования игры в образовательном процессе. Рассмотрим урок – игру по теме «Ориентирование в пространстве». Урок проводится на школьном дворе. Класс делится на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются.
Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формирует правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять несложные рассказы. Приведем несколько примеров игр, используемых для развития речи.
Помоги найти слова СТАЛОХОЛОДНОДУЕТВЕТЕРИДЕТСНЕГМЕТЕЛЬНАМЕЛАСУГРОБЫ
Жучок-буквоед объел буквы, помоги прочитать. Буквы потерялись б..р..з..а. Перевёртыши – на дне чемодан. Наборщик. Составь как можно больше слов из букв слова НАБОРЩИК. Найди слово в слове НОСОРОГ (сор, нос, рог)
Игровые методы могут быть использованы для дифференциации звонких и глухих согласных. Играя, учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
С помощью игры можно развивать умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Другой пример игры – Зоопарк. Под иллюстрацией клетки схемы слогов. Задание – рассади всех животных по клеткам (волк, лиса, лось, крокодил). Можно формировать умение характеризовать предмет по нескольким признакам. Играем в Магазин «Овощи - фрукты». На доске иллюстрации овощей, фруктов. Учитель-покупатель начинает игру. Он говорит, что ему нужен овощ горький, круглый, желтый…(лук)
В игре можно учить выделить предлог из предложения на слух. Детям раздают карточки с предлогами. Учитель читает стихотворение, учащиеся поднимают карточки с услышанным ими предлогом. В соответствии с психофизическими возрастными особенностями младшие школьники очень подвижны, они не могут долго сидеть на уроке без движения, поэтому для соблюдения рационального баланса движения и покоя важны физкультминутки. При проведении физкультминуток можно закреплять программный материал. Например, при изучении названий математических компонентов проводим такую физкультминутку. Дети сидят за партами, положив руки перед собой. Поднимаем на локоток правую руку, говоря хором: «Первое слагаемое», поднимаем на локоток левую руку, говоря «Второе слагаемое», хлопаем в ладоши, говоря «Сумма».
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы. Активность детского мышления является предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов совершенствуется речь. Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолеть скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.