Дисциплина: История.
Тема: Российская и советская военная медицина в годы Первой и Второй мировой войны.
Форма занятия: Урок повторения и обобщения изученного материала.
Цель занятия: Повторить и обобщить изученный материал по теме "Российская и советская военная медицина".
Задачи занятия:
Учебные:
- Повторить особенности военной медицины в нашей стране во время Первой и Второй мировых войн;
- Повторить достижения знаменитых российских и советских ученых-медиков
Развивающие:
- Совершенствование навыков само- и взаимопроверки;
- Совершенствование умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления;
- Совершенствовать навыки развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств;
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность в собственных силах;
- Формировать интерес к выбранной специальности и чувство гордости за достижения в области российской и советской медицины.
Формируемые общие компетенции (по ФГОС специальности 34.02.01 Сестринское дело и примерной программе общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций):
- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбуки/смартфоны, Интернет, Браузер, ОС Windows, презентация, задание в гугл-форме, экспонаты для мини-выставки (фотографии, открытки, копии документов).
Педагогические технологии: практико-ориентированное обучение, элементы ИКТ-технологий, элемент приема «Живая история».
*Содержание материала имеет профессиональную направленность и связано с:
- ПМ.01 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи,
- ПМ.04 оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях,
- ПМ.05 Оказание медицинской помощи в экстренной форме
Технологическая карта урока
Конспект занятия
Мотивационный этап
Обучающимся предлагается ознакомиться с мини-выставкой (военные фотографии медиков, открытки, брошюры) и ответить на вопрос: Какой будет тема урока?
Предполагаемый ответ – Российская и советская медицина периода Первой и Второй мировой войны.
Знакомство с целью и задачами занятия.
Основной этап
Вид деятельности – индивидуальное выполнение заданий. Применяются разные виды контроля: самопроверка, взаимопроверка, проверка преподавателем
Задание 1. Выбрать термины, относящиеся или появившиеся в годы Первой мировой войне.
Обучающиеся работают на ноутбуках/смартфоны, ответы дают, используя гугл-форму https://docs.google.com/forms/d/e/
1FAIpQLSePktPoR3LS1riZTfAwAcNf4E2CGA02
Yiz0gpqpqnUdH0cViw/viewform?usp=sf_link).
/Проводиться самопроверка, в контрольный лист выставляется оценка/
Вопросы в задании:
- Полковой лазарет
- Сестры милосердия
- Контузия
- «Окопная нога»
- Эвакуационный госпиталь
- Пластическая хирургия
- Медицинская сортировка
- «Войсковые санитарно-автомобильные отряды»
- «Первичная стерильность огнестрельной раны»
- Антибиотик
- Транспортировочные шины
- Медицинская вата
Задание 2. По какому принципу организованы ряды
- Лазареты, медсанбаты, полевые подвижные госпитали преимущественно хирургического профиля, медико-санитарные роты, полковые госпитали, эвакуационные госпитали.
(типы военных медицинских учреждений) - Раны, подлежащие активной хирургической обработке (они составляют около 80%), и раны, не требующие никаких вмешательств ни в самой ране, ни по ее поводу, за исключением туалета окружающей кожи по типу обработки операционного поля для уменьшения опасности вторичного микробного загрязнения.
(основные группы боевых ранений) - перовое - укомплектование военных медицинских учреждений хирургическими кадрами; второе - необходимость активной хирургической деятельности при огнестрельных ранах с широким применением профилактических операций на передовых этапах хирургической помощи; третье - сортировка раненых по срочности оказания медицинской помощи и показаниям к эвакуации.
(Положения Н.И.Пирогова об организации хирургической работы в боевой обстановке) - Оппель В.А, Бурденко Н.Н., Вельяминов Н.А., Чистович Н.Я, Петров Н.Н.
(практикующие медики-ученые в годы Первой мировой войны) - Куприянов П.А., Банайтис С.И., Ахутин М.Н., Левит B.C., Шамов В.Н., Еланский Н.Н.
(медики-ученные, создавшие руководства и работы по теории и практике военно-полевой хирургии во время Великой Отечественной войны) - Переливание крови, массовые вакцинации, использование индивидуальных защитных средств (противогазы, защитные маски), использование рентгеновских снимков, применение методов санаторно-курортного лечения для восстановления раненных.
(методы, которые начали использовать в России в Первую мировую войну) - Модестов В.К., Парин Б.В., Соколов А.П., Григорьев Н.И., Фенелонов А.Л.
(ученые-медики, работавшие в годы Великой Отечественной войны в Перми)
(медицинские препараты и вакцины, созданные и усовершенствованные в годы Великой Отечественной войны советскими учеными-медиками)
(медицинские приборы и изделия, использующиеся в годы Первой мировой войны)
- (средства эвакуации раненых в годы войны)
/Взаимопроверка/ студенты проверяют работы друг друга и выставляют оценки в контрольный лист
Задание 3. Соотнести ФИО медика-ученого, его открытые и факт из биографии
/Проверка преподавателем/
Выводы. Рефлексия
Преподаватель и обучающиеся возвращаются к цели и задачам занятия и обсуждают их достижение.
Подводятся итоги и выставляются оценки по контрольным листам. Обучающиеся собирают пазл и сами анализируют «дефициты» в своих знаниях. Наличие серых и синих частей пазла говорит о пробелах в знаниях, наличие зеленого и красного цвета – о достаточном уровне знания.
Приложение 1
Контрольный лист
№ задания | Вид контроля |
Критерии оценки |
Оценка |
1 |
Самопроверка |
«5» - 11-12 правильных ответов |
|
2 |
Взаимопроверка |
«5» - 9-10 правильных ответов |
|
3 |
Проверка преподавателем |
«5» - Правильное соотнесение всех |
|