Методическая разработка урока "Российская и советская военная медицина в годы Первой и Второй мировой войны"

Разделы: История и обществознание


Дисциплина: История.

Тема: Российская и советская военная медицина в годы Первой и Второй мировой войны.

Форма занятия: Урок повторения и обобщения изученного материала.

Цель занятия: Повторить и обобщить изученный материал по теме "Российская и советская военная медицина".

Задачи занятия:

Учебные:

  • Повторить особенности военной медицины в нашей стране во время Первой и Второй мировых войн;
  • Повторить достижения знаменитых российских и советских ученых-медиков

Развивающие:

  • Совершенствование навыков само- и взаимопроверки;
  • Совершенствование умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления;
  • Совершенствовать навыки развернуто и логично излагать свою точку зрения
    с использованием языковых средств;

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные навыки, уверенность в собственных силах;
  • Формировать интерес к выбранной специальности и чувство гордости за достижения в области российской и советской медицины.

Формируемые общие компетенции (по ФГОС специальности 34.02.01 Сестринское дело и примерной программе общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций):

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
  • ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбуки/смартфоны, Интернет, Браузер, ОС Windows, презентация, задание в гугл-форме, экспонаты для мини-выставки (фотографии, открытки, копии документов).

Педагогические технологии: практико-ориентированное обучение, элементы ИКТ-технологий, элемент приема «Живая история».

*Содержание материала имеет профессиональную направленность и связано с:

  • ПМ.01 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи,
  • ПМ.04 оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях,
  • ПМ.05 Оказание медицинской помощи в экстренной форме

Технологическая карта урока

Конспект занятия

Мотивационный этап

Обучающимся предлагается ознакомиться с мини-выставкой (военные фотографии медиков, открытки, брошюры) и ответить на вопрос: Какой будет тема урока?

Предполагаемый ответ – Российская и советская медицина периода Первой и Второй мировой войны.

Знакомство с целью и задачами занятия.

Основной этап

Вид деятельности – индивидуальное выполнение заданий. Применяются разные виды контроля: самопроверка, взаимопроверка, проверка преподавателем

Задание 1. Выбрать термины, относящиеся или появившиеся в годы Первой мировой войне.

Обучающиеся работают на ноутбуках/смартфоны, ответы дают, используя гугл-форму https://docs.google.com/forms/d/e/
1FAIpQLSePktPoR3LS1riZTfAwAcNf4E2CGA02
Yiz0gpqpqnUdH0cViw/viewform?usp=sf_link
).

/Проводиться самопроверка, в контрольный лист выставляется оценка/

Вопросы в задании:

  1. Полковой лазарет
  2. Сестры милосердия
  3. Контузия
  4. «Окопная нога»
  5. Эвакуационный госпиталь
  6. Пластическая хирургия
  7. Медицинская сортировка
  8. «Войсковые санитарно-автомобильные отряды»
  9. «Первичная стерильность огнестрельной раны»
  10. Антибиотик
  11. Транспортировочные шины
  12. Медицинская вата

Задание 2. По какому принципу организованы ряды

  1. Лазареты, медсанбаты, полевые подвижные госпитали преимущественно хирургического профиля, медико-санитарные роты, полковые госпитали, эвакуационные госпитали.
    (типы военных медицинских учреждений)
  2. Раны, подлежащие активной хирургической обработке (они составляют около 80%), и раны, не требующие никаких вмешательств ни в самой ране, ни по ее поводу, за исключением туалета окружающей кожи по типу обработки операционного поля для уменьшения опасности вторичного микробного загрязнения.
    (основные группы боевых ранений)
  3. перовое - укомплектование военных медицинских учреждений хирургическими кадрами; второе - необходимость активной хирургической деятельности при огнестрельных ранах с широким применением профилактических операций на передовых этапах хирургической помощи; третье - сортировка раненых по срочности оказания медицинской помощи и показаниям к эвакуации.
    (Положения Н.И.Пирогова об организации хирургической работы в боевой обстановке)
  4. Оппель В.А, Бурденко Н.Н., Вельяминов Н.А., Чистович Н.Я, Петров Н.Н.
    (практикующие медики-ученые в годы Первой мировой войны)
  5. Куприянов П.А., Банайтис С.И., Ахутин М.Н., Левит B.C., Шамов В.Н., Еланский Н.Н.
    (медики-ученные, создавшие руководства и работы по теории и практике военно-полевой хирургии во время Великой Отечественной войны)
  6. Переливание крови, массовые вакцинации, использование индивидуальных защитных средств (противогазы, защитные маски), использование рентгеновских снимков, применение методов санаторно-курортного лечения для восстановления раненных.
    (методы, которые начали использовать в России в Первую мировую войну)
  7. Модестов В.К., Парин Б.В., Соколов А.П., Григорьев Н.И., Фенелонов А.Л.
    (ученые-медики, работавшие в годы Великой Отечественной войны в Перми)

  8. (медицинские препараты и вакцины, созданные и усовершенствованные в годы Великой Отечественной войны советскими учеными-медиками)

  9. (медицинские приборы и изделия, использующиеся в годы Первой мировой войны)


  10. (средства эвакуации раненых в годы войны)

/Взаимопроверка/ студенты проверяют работы друг друга и выставляют оценки в контрольный лист

Задание 3. Соотнести ФИО медика-ученого, его открытые и факт из биографии

/Проверка преподавателем/

Выводы. Рефлексия

Преподаватель и обучающиеся возвращаются к цели и задачам занятия и обсуждают их достижение.

Подводятся итоги и выставляются оценки по контрольным листам. Обучающиеся собирают пазл и сами анализируют «дефициты» в своих знаниях. Наличие серых и синих частей пазла говорит о пробелах в знаниях, наличие зеленого и красного цвета – о достаточном уровне знания.

Приложение 1

Контрольный лист

№ задания

Вид контроля

Критерии оценки

Оценка

1

Самопроверка

«5» - 11-12 правильных ответов
«4» - 8-10 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - меньше 5 правильных ответов

 

2

Взаимопроверка

«5» - 9-10 правильных ответов
«4» - 7-8 правильных ответов
«3» - 4-6 правильных ответов
«2» - меньше 4 правильных ответов

 

3

Проверка преподавателем

«5» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по пяти ученым-медикам
«4» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по четырем-трем ученым-медикам
«3» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по двум ученым-медикам
«2» - неправильное соотнесение компонентов

 

Приложение 2

Приложение 3