1 слайд (название выступления)
2 слайд
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить! А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Особое место в этом развитии занимает тактильное восприятие у детей.
3 слайд
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
4 слайд
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
5 слайд
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Вычленение отдельного признака способствует также восприятию формы и контуров геометрических тел, а их среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а то, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
6 слайд
Очень много о тактильном развитии написано в трудах Марии Монтессори, которая учила детей различать материалы на ощупь и запоминать прилагательные, которые описывают тактильные ощущения — гладкий, шершавый, шероховатый, скользкий, ребристый и т.п.
7 слайд
Конечно, с возрастом впечатления от осязания несколько притупляются, и мы присоединяем к своему арсеналу другие механизмы (слух, зрение, обоняние), один из которых становится преобладающим. Многие по незнанию не придают важности чувству осязания, но тактильные чувства у человека могут быть очень развиты. Наверное, многие видели, как читают слепые, для обычного человека это кажется практически за гранью возможного. И все-таки черты кинестетика остаются в нас навсегда. Никто не может ограничиваться одним каналом информации.
8 слайд
Исходя из этого, в своей работе я стала проводить занятия с использованием тактильных игр. Ведь на основе развития тактильных ощущений формируется: творческое воображение детей, мышление, внимание, тактильная память (это способность запоминать ощущения от
прикосновения с как-либо предметом), связная речь.
9 слайд
Первое дидактическое пособие, с которым я хочу вас познакомить, называется «Тактильные мешочки». У меня два вида мешочков. Первые выполнены в виде подушечек, они закрытого типа и наполнение этих мешочков – бросовый и природный материал.
Второй вид тактильных мешочков сшит таким образом, чтобы ребёнок видел наполнитель. Я использовала сетку. Можно использовать прозрачную плёнку. Наполнение – крупы и семена. Размер мешочков 8 см х 8 см. Что идеально для маленькой детской ладошки. Мешочки заполнены на 2/3 объёма - для свободного перемещения и удобного ощупывания наполнителей. У всех мешочков есть пара.
Работа с данным пособием будет способствовать развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений. Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы начиная с 2-3-летнего возраста. А выбор упражнений – простор для педагогического творчества – начиная от рассматривания, прощупывания и угадывания что внутри и заканчивая выкладыванием многослойных «тортов», построением башенок с определённым количеством (или свойством) мешочков.
10 слайд
Далее усложняем работу. Предлагаю вашему вниманию «Тактильные дощечки». В эту игру мы играем с закрытыми глазами, используем повязку на глаза или маску для сна. Развиваем тактильные ощущения, а, следовательно, и тактильные зоны коры головного мозга, задействуем одновременно и правое и левое полушария, левую и правую руки. Предлагаю один из вариантов игры с тактильными дощечками: у каждой дощечки есть пара. На ощупь они совершенно одинаковые. Задача ребёнка с закрытыми глазами найти эти пары. Задействуем обе руки. Правильное нахождение пары можно сопровождать вопросами: «На что похоже?» или «Как ты думаешь, что это?», «Есть ли у тебя дома что-то из такого материала?» и т.д.
11 слайд
Похожее на «Тактильные дощечки» пособие называется «Тактильные карточки». Изготовить их очень просто, материал можно использовать совершенно разнообразный, опираясь на вашу фантазию: ткани, бумага разных видов, мех, резина, пакеты, клеёнка… У каждой карточки есть пара. По тактильным ощущениям пара идентична. Но цветовая палитра карточек явно различается. В этом и заключается хитрость. Найти однофактурную пару ребёнку помогут только его кожно-кинестетическая чувствительность и тактильные ощущения.
12 слайд
Среди прочих тактильных игр особенную популярность сегодня приобрело «Тактильное лото». В интернете можно найти много красивых и очень дорогих вариантов этой дидактической игры с бочонками, кубами-сортерами… Но я предлагаю вам изготовить эту игру самостоятельно, взяв за основу пластиковые крышечки от молока. Такие «Тактильные крышечки» непременно заинтересуют детей.
В этой игре мы формируем у детей представление о форме, величине предметов, их качествах и свойствах, воспитываем познавательный интерес, любознательность, упражняем в установлении сходства и различия между предметами, развиваем навыки и умения обследования. Варианты игр: «Лото», «Найди точную пару крышек» (с открытыми и закрытыми глазами); предлагаю ребёнку составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной (объяснить свой выбор); «Логическая цепочка» (в этой игре крышечки раскладываются от самой твёрдой, до самой мягкой; от гладкой до шершавой и т.д.).
13 слайд
Тактильные игры с воздушными шариками очень любят дети. В этих играх мы продолжаем обогащать и развивать тактильные представления, развивать мелкую моторику и зрительное восприятие, закрепляя сенсорные эталоны, понятия «твёрдый-мягкий», «лёгкий-тяжёлый». Для создания игры «Что внутри шарика?» я использовала 12 разноцветных воздушных шаров с разными наполнителями. Каждый наполнитель я предварительно сфотографировала и наклеила на расчерченное на сектора поле. Задача ребёнка расположить шарики рядом с картинками, соответствующими их наполнению.
14 слайд
Как один из вариантов тактильной игры с воздушными шарами, предлагаю дидактическую игру на закрепление темы «Деревья». Правила те же, а наполнение – шишки-орешки. Задача подобрать к картинкам с деревьями их плоды или семена.
15 слайд
Также мне бы хотелось продемонстрировать вам дидактическую игру, в которую мы играем на музыкальных занятиях. Это «Тактильная музыкальная шкатулка». В ней всего 4 различных на ощупь материала: фольга, губка, флис и наждачная бумага. Мы предлагаем ребёнку попытаться определить музыкальное произведение на ощупь. Как пример, «зоологическая фантазия» Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», которое так любят дети в нашем детском саду. «Аквариум» и «Лебедь» - гладкое звучание, ассоциирующееся с фольгой. «Антилопы» и «Кенгуру» - бугристое неровное, скачкообразное звучание, похожее на поверхность губки. «Черепахи» и «Кукушка в чаще леса» - мягкое, спокойное как флис. А «Куры и петухи» - колкое и отрывистое звучание, которое можно сравнить с наждачной бумагой.
16 слайд
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому нужно последовательно, планомерно знакомить детей с тактильным восприятием. Для этого можно использовать подобные дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
17 слайд
Спасибо за внимание!