Необходимые материалы:
- проектор, презентация
- музыкальное сопровождение
- папки с меню формата А5 (разноцветные) и подставки (5 штук)
- практический материал учителя-логопеда (для обмена опытом)
- эмблемы по количеству участников мастер-класса (20 штук = 5 цветов * 4 штуки)
- иголки с разноцветными наконечниками (20 штук)
- однотонные скатерти (5 штук)
- большие свечи (5 штук)
- листочки в виде облачков с компонентами готовности к школе + 5 ручек
- карточки с изображением жучка (20 штук)
- цветные карандаши (красные, синие и зеленые по 20 штук)
- карточка с игрой "Кем (чем) был раньше?"
- предметные картинки (10 штук)
- интерактивный куб
- карточки с изображением диких животных (9 штук)
- карточки с напечатанными загадками (4 штуки)
- карточки с сюжетными картинками (4 штуки)
- карточки с предметными картинками (4 штуки)
- карточки с напечатанными предложениями (4 штуки)
- наборы серий сюжетных картинок (4 штуки)
- наборы сюжетных картинок с данным началом рассказа (4 штуки)
- мультипликационный фильм
- набор счетных палочек (5 наборов по 20 штук)
- танграм (20 штук)
- конверты без надписи (20 штук)
- приложения
I часть. Встреча участников
Встречают учитель начальных классов и учитель-логопед
Звучит негромкая музыка, приглушенный свет.
В классе стоят 5 столов, накрытых скатертями. На каждом столе стоят меню на подставке (меню имеет 5 цветовых решений) и большая горящая свеча.
Участники мастер-класса заходят в класс. Участники садятся за столы с учетом цвета своей эмблемы.
На проекторе слайд №1 (изображение тихой городской улочки).
II часть. Погружение в игровую ситуацию
Упражнение «Свеча». Проводит учитель
Сегодня мы предлагаем Вам отправиться в интересное и необычное путешествие.
Уважаемые родители, представьте, что мы путешествуем по старинному провинциальному городку и попадаем на тихую городскую улочку.
На проекторе слайд №2 (изображение двери кафе с логотипом)
Посмотрите, перед нами необычное кафе. Давайте войдем внутрь.
На проекторе слайд №3 (изображение интерьера кафе)
Сегодня наша встреча проходит в психологическом кафе.
Начать встречу мне поможет свеча, которая стоит на каждом столе.
Свеча - камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого и зарядить положительной энергией на весь день. Принимая и передавая свечу внутри своего круга и говоря друг другу добрые слова и пожелания, почувствуйте это (участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят свои пожелания сидящим с ними за одним столом).
III часть. Задание-активатор
Проводят учитель + логопед
А сейчас из нашего уютного зала мы попадаем в невидимую обычному взору часть психологического кафе "Зазеркалье".
На проекторе слайд №4 (изображение кухни).
В обычном кафе, чтобы приготовить вкусное и полезное блюдо, кулинарный шедевр,
На проекторе слайд №5 (изображение кастрюли с кулинарным шедевром).
Мы должны запастись нужными ингредиентами и качественными продуктами.
На проекторе слайд №6 (изображение кастрюли с кулинарным шедевром).
А в нашем психологическом кафе для того, чтобы приготовить педагогический шедевр, а именно чтобы подготовить ребенка к школе, мы формируем компоненты готовности к школе.
На проекторе слайд №7 (изображение кастрюли с педагогическим шедевром).
Сегодня мы поговорим об этих компонентах.
Вспомним основные компоненты «готовности к школе» (работа в группах).
На проекторе слайд №8 (изображение кастрюли с компонентами (белый цвет).
Учитель каждому столику раздает листочки с компонентами готовности к школе, участникам предлагается к компонентам тезисно написать формулировку (дать определение).
Обсудите в группах и сформулируйте и запишите определение каждого из компонентов.
На проекторе слайд №9 (изображение кастрюли с компонентами (разноцветные).
Обратите внимание, облака с компонентами поменяли свой цвет. Участники за каждым столом расскажут о своем компоненте.
По завершении задания каждая группа поочередно зачитывают свои ответы.
После обсуждения каждого компонента проводится игры (из практики).
IV часть. Обыгрывание мотивационного компонента
Упражнение «Школьник и дошкольник». Проводит учитель
На слайде №10 появляется облачко с выбранным компонентом.
Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя мотивационный компонент. После учитель подводит итог.
Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху.
Мотивационный компонент включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое, т.е. мотивационная готовность к школе сформирована, если ребенок хочет идти в школу, чтобы учиться, а не по каким - либо другим причинам.
После участникам предлагается упражнение «Школьник и дошкольник».
Сегодня к нам в гости пришли мои юные друзья – Юля и Юра. Юля учится в школе, в первом классе, а Юра посещает подготовительную группу детского сада.
На слайде №11 появляется изображение девочки и мальчика.
Недавно у ребят случилась неприятность – они перепутали свои вещи и теперь Юля не знает, что нужно положить в свой портфель, а Юра не может найти свои игрушки. Я предлагаю Вам помочь моим друзьям.
В центре слайда появляется изображение школьного портфеля. Учитель, показывая на картинку, обращается к участнику одного из столиков и задает вопрос:
Кому принадлежит эта вещь? (ответы участников).
После ответа картинка переносится в матрицу около Юли. На слайде появляется следующая картинка и психолог спрашивает у следующего участника:
Кому принадлежит эта вещь? (ответы участников).
Таким образом, на слайде поочередно появляются 12 карточек: 6 для Юли и 6 для Юры.
V часть. Обыгрывание интеллектуального компонента
Игра «Маленький жук», упражнение на развитие ассоциативной памяти и игра «Кем (чем) был раньше?». Проводит учитель
На слайде №12 появляется облачко с выбранным компонентом.
Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя интеллектуальный компонент.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (соответствующий возрастной норме запас определенных знаний, умений и представлений об окружающем мире, соответствующее возрасту дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, предпосылки к овладению логическим мышлением, богатый активный словарный запас). Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
После участникам предлагаются игра «Маленький жук», упражнение на развитие ассоциативной памяти и игра «Кем (чем был раньше?)»
Игра "Маленький жук"
На слайде №13 появляется черно-белая матрица с изображением жучка.
Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед Вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать Вам ходы, а Вы будете передвигать по полю жука в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
- Первый маршрут: 2 клетки вниз, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 2 вниз – ставьте цифру 1 (возьмите красный карандаш и закрасьте нужную клетку)
- Второй маршрут: 1 клетка вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево – ставьте цифру 2 (возьмите синий карандаш и закрасьте нужную клетку)
- Третий маршрут: 1 клетка вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх – ставьте цифру 3 (возьмите зеленый карандаш и закрасьте нужную клетку)
Учитель предлагает проверить, правильно ли участники справились с заданием.
На слайде №14 появляется черно-белая матрица с изображением жучка (клетки с правильными ответами окрашены разными цветами).
Упражнение на развитие ассоциативной памяти
Демонстрируются слайды №15-24.
Посмотрите на экран. Поочередно Вам будут предъявляться 10 предметных картинок для запоминания (корова, курица, книга, кукла, карандаш, яблоко, ландыш, торт, игла, рыба). Одновременно с показом каждой картинки по одному слову я буду зачитывать 10 слов (молоко, цыпленок, читать, одевать, острый, сад, душистый, вкусный, шить, река), каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок.
По завершении показа появляется слайд №25 (интеллектуальный компонент).
На доску прикреплены 10 картинок с такими же изображениями, как и на слайдах, завешенные белой бумагой. После показа картинок учитель по одной открывает картинки и спрашивает у участников слово-ассоциацию. Играющим необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.
Игра "Кем (чем) был раньше?"
Учитель берет со стола карточки со словами для предъявления.
Учитель, по очереди обращаясь к каждому столику, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".
Варианты слов:цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).
VI часть. Обыгрывание речевого компонента
Игра с кубом. Проводит учитель-логопед
На слайде №26 появляется облачко с выбранным компонентом.
Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя речевой компонент.
На сладе №27 появляется схема речевого компонента.
Речевой компонент предполагает формирование у старшего дошкольника устной речи, на базе которой идет развитие письменной речи (чтения и письма). У ребенка 6-7 лет должны быть сформированы звуковая и смысловая стороны речи.
Сейчас мы поиграем в различные игры, и поможет нам интерактивный куб.
На сладе №28 появляется интерактивный куб.
С интерактивным кубом можно придумать много интересных заданий, но сегодня этот куб будет речевым.
На сладе №29 интерактивный куб превращается в речевой куб.
После участникам предлагается игра с кубом.
Слайды №30-33
1 стол - игра "Угадай животное"
Логопед загадывает участникам загадки о животных, а затем один из участников выбирает картинки с этими животными из ряда других.
На сладе №34 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.
Слайд №35-38
2 стол - игра "Подбери слово-признак"
Логопед предлагает с помощью крутящегося речевого куба с изображением животных выбрать одно животное. Затем каждый участник подбирает по одному слову-признаку к выбранному животному.
На сладе №39 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.
Слайд №40-43
3 стол - игра "Назови звук"
Логопед предлагает одному участнику выбрать картинку с изображением животного и выполнить следующее задание: назвать первый звук в слове, назвать последний звук в слове, назвать второй и третий звук в слове, определить количество слогов в слове.
На сладе №44 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.
Слайд №45-47
4 стол - игра "Придумай предложение"
Логопед предлагает выбрать с помощью речевого куба картинку и придумать предложение по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам и прочитать предложение с договариванием слов по картинке.
На сладе №48 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.
Слайд №49-52
5 стол - игра "Придумай рассказ"
Логопед предлагает выбрать с помощью речевого куба картинку и придумать рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке и началу.
VII часть. Обыгрывание коммуникативного компонента
Анализ мульпликационного фильма. Проводит учитель
На слайде №53 появляется облачко с выбранным компонентом.
Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя коммуникативный компонент.
Коммуникативный компонент включает в себя наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками. Наша цель – это сформировать такие качества у ребенка, от которых зависит умение вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Участникам предлагается просмотр мультфильма.
Мультфильм на слайде №54.
После проходит обсуждение. Во время обсуждения появляется слайд №55.
Какая ситуация показана в мультфильме? (На узком мосту встретились лось и медведь. Оба здоровенные и наглые, и никто из них не хотел вернуться и уступить дорогу. Да ещё малышей обидели. Малыши оказались очень опасными и сурово наказали лося с медведем. А мелкие зверюшки, оказавшись в похожей ситуации, легко нашли выход, без взаимных обид.)
Какие ошибки допустили медведь и лось?
Как зайчик и енот смогли прийти к взаимопониманию?
VIII часть. Обыгрывание волевого компонента
Упражнения «Пять палочек» и «Танграм». Проводит учитель
На слайде №56 появляется облачко с выбранным компонентом.
Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя волевой компонент.
Волевой компонент - это умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила). У ребёнка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца, сосредоточенно заниматься каким-либо делом (лепить, мастерить и т.п.) Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Особое внимание мы уделяем формированию способности ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа и усидчивости, т.е. способности в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
После участникам предлагаются упражнение «Пять палочек» и «Танграм».
На каждом столе в стаканчике стоят 20 счетных палочек. Участникам предлагается разобрать палочки, поделив по 5 штук и положив перед собой на столе кучкой.
Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.
На каждый стол учитель выкладывает разрезанный на части танграм и предлагает его собрать (фигуры).
На сладе №57 отображается танграм.
Танграм – древняя китайская умственная головоломка, возникшая 4000 лет назад и состоящая из семи плоских фигур: 5 треугольников, 1 квадрата, 1 параллелограмма. Суть игры состоит в складывании фигур таким образом, чтобы получилась другая более сложная фигура, которая может изображать предметы домашнего обихода, людей, животных, птиц, буквы, цифры и т.п. Фигура, которую требуется построить, дается в виде силуэта или контура.
XI часть. Обыгрывание практических ситуаций
Проводится совместно
На проекторе слайды №58-60 с надписью «ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ».
Учитель благодарит участников за активную работу и предлагает закрепить то, о чем сегодня говорили на встрече. Обсуждение проводится со всеми группами одновременно.
Ситуация №1. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Вопрос!
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?
Ситуация №2. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Вопрос!
Какой компонент готовности не сформирован у Саши? Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что могут сделать родители, чтобы предупредить данную ситуацию?
Ситуация №3. Алина (6 лет) не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.
Вопрос!
Какой компонент готовности не сформирован? Чем могут помочь своей дочери родители?
X часть. Рефлексия
Проводит учитель
Уважаемые родители! Пришло время прощаться. Мы еще раз благодарим родителей за активную работу, а гостей – за то, что нашли время посетить наше психологическое кафе. Нам хотелось бы закончить нашу встречу обсуждением впечатлений за проведенное время в Зазеркалье.
Появляется слайд №61
Мы просим пустить камертон души по кругу внутри каждого стола и одним-двумя предложениями охарактеризовать нашу встречу. Последний участник задувает свечу, знаменуя окончание нашего разговора.
На проекторе слайд №62 «До скорых встреч!»