Мастер-класс "Формирование компонентов готовности к школьному обучению"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Мастер-класс


Необходимые материалы:

  • проектор, презентация
  • музыкальное сопровождение
  • папки с меню формата А5 (разноцветные) и подставки (5 штук)
  • практический материал учителя-логопеда (для обмена опытом)
  • эмблемы по количеству участников мастер-класса (20 штук = 5 цветов * 4 штуки)
  • иголки с разноцветными наконечниками (20 штук)
  • однотонные скатерти (5 штук)
  • большие свечи (5 штук)
  • листочки в виде облачков с компонентами готовности к школе + 5 ручек
  • карточки с изображением жучка (20 штук)
  • цветные карандаши (красные, синие и зеленые по 20 штук)
  • карточка с игрой "Кем (чем) был раньше?"
  • предметные картинки (10 штук)
  • интерактивный куб
  • карточки с изображением диких животных (9 штук)
  • карточки с напечатанными загадками (4 штуки)
  • карточки с сюжетными картинками (4 штуки)
  • карточки с предметными картинками (4 штуки)
  • карточки с напечатанными предложениями (4 штуки)
  • наборы серий сюжетных картинок (4 штуки)
  • наборы сюжетных картинок с данным началом рассказа (4 штуки)
  • мультипликационный фильм
  • набор счетных палочек (5 наборов по 20 штук)
  • танграм (20 штук)
  • конверты без надписи (20 штук)
  • приложения

I часть. Встреча участников

Встречают учитель начальных классов и учитель-логопед

Звучит негромкая музыка, приглушенный свет.

В классе стоят 5 столов, накрытых скатертями. На каждом столе стоят меню на подставке (меню имеет 5 цветовых решений) и большая горящая свеча.

Участники мастер-класса заходят в класс. Участники садятся за столы с учетом цвета своей эмблемы.

На проекторе слайд №1 (изображение тихой городской улочки).

II часть. Погружение в игровую ситуацию

Упражнение «Свеча». Проводит учитель

Сегодня мы предлагаем Вам отправиться в интересное и необычное путешествие.

Уважаемые родители, представьте, что мы путешествуем по старинному провинциальному городку и попадаем на тихую городскую улочку.

На проекторе слайд №2 (изображение двери кафе с логотипом)

Посмотрите, перед нами необычное кафе. Давайте войдем внутрь.

На проекторе слайд №3 (изображение интерьера кафе)

Сегодня наша встреча проходит в психологическом кафе.

Начать встречу мне поможет свеча, которая стоит на каждом столе.

Свеча - камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого и зарядить положительной энергией на весь день. Принимая и передавая свечу внутри своего круга и говоря друг другу добрые слова и пожелания, почувствуйте это (участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят свои пожелания сидящим с ними за одним столом).

III часть. Задание-активатор

Проводят учитель + логопед

А сейчас из нашего уютного зала мы попадаем в невидимую обычному взору часть психологического кафе "Зазеркалье".

На проекторе слайд №4 (изображение кухни).

В обычном кафе, чтобы приготовить вкусное и полезное блюдо, кулинарный шедевр,

На проекторе слайд №5 (изображение кастрюли с кулинарным шедевром).

Мы должны запастись нужными ингредиентами и качественными продуктами.

На проекторе слайд №6 (изображение кастрюли с кулинарным шедевром).

А в нашем психологическом кафе для того, чтобы приготовить педагогический шедевр, а именно чтобы подготовить ребенка к школе, мы формируем компоненты готовности к школе.

На проекторе слайд №7 (изображение кастрюли с педагогическим шедевром).

Сегодня мы поговорим об этих компонентах.

Вспомним основные компоненты «готовности к школе» (работа в группах).

На проекторе слайд №8 (изображение кастрюли с компонентами (белый цвет).

Учитель каждому столику раздает листочки с компонентами готовности к школе, участникам предлагается к компонентам тезисно написать формулировку (дать определение).

Обсудите в группах и сформулируйте и запишите определение каждого из компонентов.

На проекторе слайд №9 (изображение кастрюли с компонентами (разноцветные).

Обратите внимание, облака с компонентами поменяли свой цвет. Участники за каждым столом расскажут о своем компоненте.

По завершении задания каждая группа поочередно зачитывают свои ответы.

После обсуждения каждого компонента проводится игры (из практики).

IV часть. Обыгрывание мотивационного компонента

Упражнение «Школьник и дошкольник». Проводит учитель

На слайде №10 появляется облачко с выбранным компонентом.

Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя мотивационный компонент. После учитель подводит итог.

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху.

Мотивационный компонент включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое, т.е. мотивационная готовность к школе сформирована, если ребенок хочет идти в школу, чтобы учиться, а не по каким - либо другим причинам.

После участникам предлагается упражнение «Школьник и дошкольник».

Сегодня к нам в гости пришли мои юные друзья – Юля и Юра. Юля учится в школе, в первом классе, а Юра посещает подготовительную группу детского сада.

На слайде №11 появляется изображение девочки и мальчика.

Недавно у ребят случилась неприятность – они перепутали свои вещи и теперь Юля не знает, что нужно положить в свой портфель, а Юра не может найти свои игрушки. Я предлагаю Вам помочь моим друзьям.

В центре слайда появляется изображение школьного портфеля. Учитель, показывая на картинку, обращается к участнику одного из столиков и задает вопрос:

Кому принадлежит эта вещь? (ответы участников).

После ответа картинка переносится в матрицу около Юли. На слайде появляется следующая картинка и психолог спрашивает у следующего участника:

Кому принадлежит эта вещь? (ответы участников).

Таким образом, на слайде поочередно появляются 12 карточек: 6 для Юли и 6 для Юры.

V часть. Обыгрывание интеллектуального компонента

Игра «Маленький жук», упражнение на развитие ассоциативной памяти и игра «Кем (чем) был раньше?». Проводит учитель

На слайде №12 появляется облачко с выбранным компонентом.

Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя интеллектуальный компонент.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (соответствующий возрастной норме запас определенных знаний, умений и представлений об окружающем мире, соответствующее возрасту дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, предпосылки к овладению логическим мышлением, богатый активный словарный запас). Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

После участникам предлагаются игра «Маленький жук», упражнение на развитие ассоциативной памяти и игра «Кем (чем был раньше?)»

Игра "Маленький жук"

На слайде №13 появляется черно-белая матрица с изображением жучка.

Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед Вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать Вам ходы, а Вы будете передвигать по полю жука в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

  • Первый маршрут: 2 клетки вниз, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 2 вниз – ставьте цифру 1 (возьмите красный карандаш и закрасьте нужную клетку)
  • Второй маршрут: 1 клетка вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево – ставьте цифру 2 (возьмите синий карандаш и закрасьте нужную клетку)
  • Третий маршрут: 1 клетка вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх – ставьте цифру 3 (возьмите зеленый карандаш и закрасьте нужную клетку)

Учитель предлагает проверить, правильно ли участники справились с заданием.

На слайде №14 появляется черно-белая матрица с изображением жучка (клетки с правильными ответами окрашены разными цветами).

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Демонстрируются слайды №15-24.

Посмотрите на экран. Поочередно Вам будут предъявляться 10 предметных картинок для запоминания (корова, курица, книга, кукла, карандаш, яблоко, ландыш, торт, игла, рыба). Одновременно с показом каждой картинки по одному слову я буду зачитывать 10 слов (молоко, цыпленок, читать, одевать, острый, сад, душистый, вкусный, шить, река), каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок.

По завершении показа появляется слайд №25 (интеллектуальный компонент).

На доску прикреплены 10 картинок с такими же изображениями, как и на слайдах, завешенные белой бумагой. После показа картинок учитель по одной открывает картинки и спрашивает у участников слово-ассоциацию. Играющим необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Игра "Кем (чем) был раньше?"

Учитель берет со стола карточки со словами для предъявления.

Учитель, по очереди обращаясь к каждому столику, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".

Варианты слов:цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

VI часть. Обыгрывание речевого компонента

Игра с кубом. Проводит учитель-логопед

На слайде №26 появляется облачко с выбранным компонентом.

Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя речевой компонент.

На сладе №27 появляется схема речевого компонента.

Речевой компонент предполагает формирование у старшего дошкольника устной речи, на базе которой идет развитие письменной речи (чтения и письма). У ребенка 6-7 лет должны быть сформированы звуковая и смысловая стороны речи.

Сейчас мы поиграем в различные игры, и поможет нам интерактивный куб.

На сладе №28 появляется интерактивный куб.

С интерактивным кубом можно придумать много интересных заданий, но сегодня этот куб будет речевым.

На сладе №29 интерактивный куб превращается в речевой куб.

После участникам предлагается игра с кубом.

Слайды №30-33

1 стол - игра "Угадай животное"

Логопед загадывает участникам загадки о животных, а затем один из участников выбирает картинки с этими животными из ряда других.

На сладе №34 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.

Слайд №35-38

2 стол - игра "Подбери слово-признак"

Логопед предлагает с помощью крутящегося речевого куба с изображением животных выбрать одно животное. Затем каждый участник подбирает по одному слову-признаку к выбранному животному.

На сладе №39 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.

Слайд №40-43

3 стол - игра "Назови звук"

Логопед предлагает одному участнику выбрать картинку с изображением животного и выполнить следующее задание: назвать первый звук в слове, назвать последний звук в слове, назвать второй и третий звук в слове, определить количество слогов в слове.

На сладе №44 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.

Слайд №45-47

4 стол - игра "Придумай предложение"

Логопед предлагает выбрать с помощью речевого куба картинку и придумать предложение по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам и прочитать предложение с договариванием слов по картинке.

На сладе №48 крутится речевой куб. Через несколько секунд он останавливается.

Слайд №49-52

5 стол - игра "Придумай рассказ"

Логопед предлагает выбрать с помощью речевого куба картинку и придумать рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке и началу.

VII часть. Обыгрывание коммуникативного компонента

Анализ мульпликационного фильма. Проводит учитель

На слайде №53 появляется облачко с выбранным компонентом.

Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя коммуникативный компонент.

Коммуникативный компонент включает в себя наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками. Наша цель – это сформировать такие качества у ребенка, от которых зависит умение вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Участникам предлагается просмотр мультфильма.

Мультфильм на слайде №54.

После проходит обсуждение. Во время обсуждения появляется слайд №55.

Какая ситуация показана в мультфильме? (На узком мосту встретились лось и медведь. Оба здоровенные и наглые, и никто из них не хотел вернуться и уступить дорогу. Да ещё малышей обидели. Малыши оказались очень опасными и сурово наказали лося с медведем. А мелкие зверюшки, оказавшись в похожей ситуации, легко нашли выход, без взаимных обид.)

Какие ошибки допустили медведь и лось?

Как зайчик и енот смогли прийти к взаимопониманию?

VIII часть. Обыгрывание волевого компонента

Упражнения «Пять палочек» и «Танграм». Проводит учитель

На слайде №56 появляется облачко с выбранным компонентом.

Участники высказывают свои точки зрения о том, что включает в себя волевой компонент.

Волевой компонент - это умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила). У ребёнка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца, сосредоточенно заниматься каким-либо делом (лепить, мастерить и т.п.) Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Особое внимание мы уделяем формированию способности ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа и усидчивости, т.е. способности в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

После участникам предлагаются упражнение «Пять палочек» и «Танграм».

На каждом столе в стаканчике стоят 20 счетных палочек. Участникам предлагается разобрать палочки, поделив по 5 штук и положив перед собой на столе кучкой.

Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

На каждый стол учитель выкладывает разрезанный на части танграм и предлагает его собрать (фигуры).

На сладе №57 отображается танграм.

Танграм – древняя китайская умственная головоломка, возникшая 4000 лет назад и состоящая из семи плоских фигур: 5 треугольников, 1 квадрата, 1 параллелограмма. Суть игры состоит в складывании фигур таким образом, чтобы получилась другая более сложная фигура, которая может изображать предметы домашнего обихода, людей, животных, птиц, буквы, цифры и т.п. Фигура, которую требуется построить, дается в виде силуэта или контура.

XI часть. Обыгрывание практических ситуаций

Проводится совместно

На проекторе слайды №58-60 с надписью «ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ».

Учитель благодарит участников за активную работу и предлагает закрепить то, о чем сегодня говорили на встрече. Обсуждение проводится со всеми группами одновременно.

Ситуация №1. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

Вопрос!

Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Ситуация №2. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Вопрос!

Какой компонент готовности не сформирован у Саши? Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что могут сделать родители, чтобы предупредить данную ситуацию?

Ситуация №3. Алина (6 лет) не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.

Вопрос!

Какой компонент готовности не сформирован? Чем могут помочь своей дочери родители?

X часть. Рефлексия

Проводит учитель

Уважаемые родители! Пришло время прощаться. Мы еще раз благодарим родителей за активную работу, а гостей – за то, что нашли время посетить наше психологическое кафе. Нам хотелось бы закончить нашу встречу обсуждением впечатлений за проведенное время в Зазеркалье.

Появляется слайд №61

Мы просим пустить камертон души по кругу внутри каждого стола и одним-двумя предложениями охарактеризовать нашу встречу. Последний участник задувает свечу, знаменуя окончание нашего разговора.

На проекторе слайд №62 «До скорых встреч!»