Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков, готовит учащихся к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни.
Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся.
Грамматический навык - это способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы.
Он обладает следующими качествами:
- автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы)
- устойчивость (прочность усвоения грамматических структур)
- гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации)
Условия формирования грамматических навыков:
- предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,
- имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей - повторить, чтобы согласить или не согласиться,
однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,
использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий, - профилактика ошибок в речи,
- разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях,
- речевой характер упражнений
Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи:
- Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Презентация материала должна быть яркой, красочной, интересной.
- 2. Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио - материалов.
- Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.
- Контроль понимания изученного. Согласно новым образовательным стандартам, учащиеся формулируют правила самостоятельно. В результате последовательных мыслительных операций (обобщение - синтез - анализ) учащиеся получают продуктивное знание, что особенно ценно, т.к. оно становится личным опытом, который обогащается при помощи выполнения упражнений на развитие навыков устной речи.
- Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно.
К упражнениям, формирующим грамматический навык, предъявляются определенные требования, выполнение которых ведет к качеству формирования навыка:
- ситуативность упражнений (специально созданная либо естественная),
- мотивированность,
- регулярная повторяемость однотипных фраз,
- направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания,
- организация упражнений, обеспечивающих безошибочность действий учащегося,
- имитация коммуникативной направленности,
- нормальный речевой темп.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания - является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Типы упражнений на формирование грамматических навыков.
Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, так как в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.
Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:
- языковые,
- условно-речевые,
- подлинно речевые упражнения.
Подлинно речевыми упражнения называются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Она представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется для развития речевых умений («Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.).
Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми («Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму»). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.
К языковым относятся все упражнения, в которых нет коммуникативной направленности («Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами»), тренировочные упражнения («Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу»), упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации («Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве»).
Таким образом, грамматика представляет собой один из аспектов обучения иностранным языкам, она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе.
Практическая задача обучения грамматике состоит:
- в обеспечении учащихся овладением грамматическим строем языка (грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме, понимания их при чтении и на слух)
- в сообщении знания о строе английского языка (теоретические правила)
В последние годы наблюдается усиление практической направленности в обучении грамматике, что находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании урочного времени, в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений, в применении технических средств обучения.
Работа над грамматикой создает благоприятные условия для решения образовательно-воспитательных задач. Учащиеся узнают новые факты и явления, не свойственные родному языку. Примером могут служить, например, категория множественного числа существительного, система видо-временных форм глагола, порядок слов в предложении и т.д.
Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка. Работа над грамматикой развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти. Таким образом, обучая грамматике, мы помогаем всестороннему развитию личности школьников, что является целью современной системы обучения и воспитания.