Система формирования навыка чтения в 1-м классе с «Тетрадкой-помощницей»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В настоящее время в современной школе на начальном этапе обучения (буквенный период) остро стоит проблема формирования навыков письменной речи, в частности - чтения. Исходя из собственного опыта и проанализировав свою работу с дошколятами, пришла к выводу, что более 40% детей испытывают трудности в формировании нового навыка - осмысленного чтения. В связи с этим, мной было принято решение сформировать и апробировать поурочную систему для профилактики трудностей усвоения навыков чтения. Разработка материалов была составлена на основании Федерального государственного образовательного стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), а именно, в соответствии с системно-деятельностным подходом с учетом различного уровня готовности первоклассников. Возникла идея о создании тетради-помощницы, способствующей формированию, усвоению и закреплению изучаемого материала навыка чтения.

Цель: улучшение и систематизация материала для преподавания уроков чтения (букварный период) в 1 классе.

Задачи:

  • подобрать, изучить и проанализировать научную и научно-популярную литературу по теме исследования;
  • сформировать, исследовать и апробировать систему упражнений, направленную на профилактику трудностей в формировании навыка чтения;
  • проверить результативность системы упражнений;
  • сформировать выводы по проделанной работе.

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в процессе целенаправленного обучения, то есть, ее механизмы складываются в период обучения грамоте, а дальше только усовершенствуются.

Овладение письменной речью подразумевает формирование и актуализацию новых областей мозга, по средствам обеспеченностью согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Опираясь на это и на исследования, которые выявляют у детей с нарушениями чтения несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координаций, мы формировали систему упражнений.

В первый адаптационный школьный период становится понятно, что необходимо удерживать внимание и интерес всех обучающихся, в связи с тем, что контингент класса разноуровневый. Так как в классе одновременно обучаются дети, уже умеющие бегло читать, и те, кто читать совсем не умеет. Соответственно, для улучшения качества образования, поддержания учебной мотивации и интереса к предмету и школьной деятельности в целом, принято решение сформировать систему упражнений, доступных для всех обучающихся, несущих практическую направленность и позитивной эффект в формировании нового навыка и поддержании успешности разноуровневых детей, что соответствует требованию ФГОС НОО о дифференцированном подходе к обучающимся.

Для достижения цели на просторах интернета был подобран разнообразный авторский материал, и разработана система упражнений, которая позволяет сформировать, отработать, закрепить, актуализировать изучаемый материал. Большой объем наглядного материала и структура каждого урока доступна, понятна и интересна всем.

Так как структура урока регулярно повторяется, у всех детей, а в особенности тех, у кого низкая учебная мотивация или учебная мотивация отсутствует, формируется положительное отношение к предмету, в связи с пониманием структурированных и тесно взаимосвязанных между собой упражнений. В рамках возрастных особенностей, детям легче усваивать материал, если он имеет эмоциональное подкрепление. А разнообразие заданий позволяет научиться переключать внимание и снижает уровень стресса, что благоприятно влияет на изучение и закрепление материала.

Подбор упражнений основан на самом факте, что чтение - это сложный процесс кодировки печатного символа и перекодировки его в звуковую (устную, произносительную форму). Для этого крайне необходимо было учитывать, что в настоящее время дети имеют низкую, неустойчивую работоспособность, повышенную истощаемость, неустойчивое внимание и низкую познавательную активность на ряду с иными различными особенностями.

Упражнения представляют собой разворот тетради с набором заданий:

  • «Лабиринт с буквой».
    Цель: сформировать и зафиксировать образ буквы, формирование произвольной моторики, формировать систему «рука-глаз»
  • Строка написания печатной буквы по образцу. Строка заглавная, строка строчная.
    Цель: закрепление образа буквы, формирования навыка написания печатной буквы, укрепление системы «рука-глаз»
  • «Зашумленная картинка с буквой».
    Цель: развивать зрительное восприятие, внимание и контроль, улучшать концентрацию, снижать уровень тревоги, фиксировать образ изучаемой буквы.
  • Работа со схемой слова по изучаемой букве.
    Цель: актуализация звукового анализа и синтеза в рамках изучаемой буквы, формирования навыка чтения на этапе простого слова.
  • Работа с предложением.
    Цель: формирования навыка чтения на этапе предложения и навыка его анализа.

Вывод: Системный подход к формированию чтения, при использовании данных упражнений, помогает избежать трудностей в освоении навыка чтения у младших школьников.

Исходя из выше сказанного и собственных наблюдений, используя системный подход к формированию чтения, данный материал (тетрадь -помощница) использовался на каждом уроке. Могу с уверенностью сказать, что процент нечитающих детей сократился. При использовании данных упражнений стало ясно, что обучающимся понятно, интересна работа на уроке, данный подход, помогает избежать трудностей в приобретении нового навыка.

Используя эту систему, мы может сформировать и закрепить четкий зрительный образ буквы, характеристику звука, усвоить и закрепить новый навык, как для нечитающих или слабо читающих, так и читающих детей. С уверенностью могу сказать, что после нескольких занятий, дети самостоятельно могут отработать изучаемый материал, или сделать это с помощью родителей, так как и родителям понятна структура отработки материала. Тетрадь - помощницу можно использовать на разных типах уроков и на любых его этапах, исходя из особенностей контингента класса. Используя эту систему, совершенствуются процессы внимания, памяти, логического мышления; запоминаются буквы, анализируются слова по звуковому составу, тренируются навыки чтения; создаётся моторный образ буквы; развивается умение сохранить плавное и неотрывное движение руки в соответствии с изображением буквы, а также способность планировать в уме свои действия: предвидение последствий и понимание связей между совершенными действиями и полученными результатами, способствует концентрации внимания. Успех чтения и письма в будущем напрямую зависит от того, как обучающиеся закрепят образы букв.

Благодаря нестандартной системе упражнений, на уроке формируются положительные учебные мотивы, снижается повышенный эмоциональный фон, компенсируются проблемы механического чтения. На наш взгляд учитель обязан вовлечь обучающихся в процесс получения новых знаний, создавая тем самым основу учебных мотивов, развивая и укрепляя познавательный интерес. Познавательные игры, головоломки, ребусы привлекательны для любого ребенка школьного возраста. Учитель имеет право использовать любые учебные материалы на уроке, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес, способствуют повышению работоспособности у обучающихся. У детей все просто получается - люблю, не получается - не люблю! А от любви к предмету напрямую зависит желание учиться и активность ребенка на уроках.

В заключение хочется сказать: стойкое развитие интереса к чтению - это длительный, кропотливый и ёмкий процесс. А понятный и увлекательный процесс обучения - это и есть самое эффективное средство формирования положительного отношения к нему, и к учению, в частности.

Список литературы

  1. Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония», - М.: издательством «Амрита», 2013 г.
  2. А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи», - СПБ: Издательство «Детство-Пресс», 2007 г.
  3. Н.И.Жинкин «Психологические основы развития речи», - М.: изд. Психологическим институтом РАО и Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2021 г.
  4. Н.И.Жинкин «Язык. Речь. Творчество», - М.: Издательство «Лабиринт», 1998 г.