Традиции и инновации в литературном образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4


Актуальность духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС, связана с использованием разнонаправленной и разносторонней работы по активному использованию музейной педагогики в образовательной деятельности младших школьников. «Именно включение музейных форм, технологий и экспозиций школьного музея в работу педагогического и ученического коллективов позволяет выстраивать систему нравственных ориентиров <…>, уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [1].

Духовно-нравственная проблематика при использовании музейных жанров до сих пор остается малоисследованной областью педагогики. Изучая представление о музейных жанрах, важно выявить факторы, воздействующие на духовно-нравственное развитие ребенка, понимать то, как оно влияет на улучшение качества образовательной деятельности.

Активно развивающееся направление современного образования - музейной педагогики легло в основу инновационного развития образовательной организации. Реализуя инновационный проект «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС», педагоги пришли к пониманию, что существует не только объективная необходимость научного осмысления данной идеи, но и важна её последовательная и деятельная реализация, в том числе посредством формирования любви к чтению на уроках и во внеурочной деятельности. Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский [2] считали, что человек должен быть истинным патриотом своей родины, всесторонне развитым в физическом и духовном отношении, обладающим единством мыслей, слов и действий [6].

С введением ФГОС НОО определены новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с опытом чтения, читательской компетентностью.

Также во ФГОС НОО выделено такое универсальное учебное действие, как смысловое чтение, которое относится к метапредметному умению. Смысловое чтение подразумевает обучение чтению: как цели и средству реализации личностных целей читателя; как навыку к разным видам чтения; как понимание, извлечение и использование прочитанного в решении образовательных задач [3].

Актуальность данной проблемы, связана со снижением интереса к чтению книг у взрослого и детского населения, особенно в последние десятилетия.

Перед учителем начальных классов часто стоят вопросы: как сформировать интерес к чтению книг, как воспитать вдумчивого, внимательного читателя? Поиск новых средств духовно-нравственного, художественно-эстетического развития детей, привел нас к использованию музейной педагогики в литературном и языковом образовании младших школьников. Решение широкого спектра проблем, связанных с развитием читательской культуры, позволяет включать элементы музейной педагогики в преподавание русского языка, чтения, математики и других предметов [4]. С этой целью школьный музей был интегрирован в образовательный процесс.

Сегодня школьный музей представляет собой своеобразное собрание, соединение различных жанров. Музей-театр стал новым жанром в работе народного музея боевой и трудовой славы «Память» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семена Александровича».Музейные жанры преломляются в нем с жанрамилитературного и театрального искусства.

На методическом объединении учителей начальных классов было предложено использовать в работе школьного музея театральные мастерские.

Основанием выбора данного жанра послужили следующие факторы:

  • наличие потребности у педагогов к формированию духовности и нравственности посредством творчества;
  • преодоление трудностей образовательного характера в литературном и языковом образовании младших школьников на уроках;
  • усиление влияния музея и кукольного театра на духовно-нравственное воспитание школьников.

Жанр «Музей-театр» органично включается в работу школьного музея, становится основой для изучения культуры, обычаев, преподавания родного языка и литературы. Он формирует читательскую культуру, знакомит с множеством детских произведений. В контексте жанра «Музей-театр» литературное образование ярко выступает как освоение литературы через искусство слова. Именно здесь оно представлено как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение [5].

Выбранный жанр способствовал развитию интереса к театральной деятельности. Школьники вместе выбирали произведение, спорили, обсуждали распределение ролей в спектакле. Репетиции пьес были продолжительными, проходили с декорациями и реквизитом. После премьеры учащиеся анализировали свое выступление.

В настоящее время школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях. Так, учащиеся 3-го класса взяли авторское произведение «Честное слово», которое учит честности, ответственности, любви к Родине. Дети тщательно отрабатывали выразительное чтение ролей каждого персонажа, выбирали героев сказки.

Родители вместе с детьми помогли изготовить кукол для нашего театра, смастерить декорации, сделать ширму-занавес.

Все участники кружка оказались замечательными актерами. Это отмечают и наши зрители - родители, одноклассники, учащиеся 2-4 классов. Были организованы выходы за пределы нашей школы: близлежащий детский сад, а также спектакль увидели ребята из детского дома.

Перед началом работы в жанре «Музей-театр» была проведена входная диагностика литературных предпочтений учащихся и их представлений о театральном искусстве. Полученные результаты показали, что учащиеся 2-4 классов мало читают, поэтому с трудом могут выбрать понравившееся литературное произведение.

Для привлечения родителей к выделенному нами музейному жанру также было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 50 родителей. Анкетирование показало, что родители не в полной мере понимают (37%) важность чтения, не смогли они объяснить, к каким последствиям приводит отказ от полноценного чтения. При следующих встречах мы разъяснили родителям, что чтение - основа грамотного развития детей, оно является необходимым источником всестороннего воздействия на школьника.

Результаты проведенного анализа, позволили сделать вывод, о необходимости системной работы по формированию читательской грамотности у младших школьников средствами жанра «Музей-театр».

В настоящее время под влиянием жанра «Музей-театр» произошли большие изменения в литературном и языковом образовании младших школьников. Учащиеся научились не просто вдумчиво читать, но и делать важные выводы и интересные открытия. Слушая хорошего чтеца, проникаешься настроением исполнителя. Это и есть искусство художественного чтения. Учащиеся стали правильно выражать свои мысли и чувства, а значит придерживаться норм литературной речи. У учеников появилось желание читать лучше, ярче, выразительнее. Учащиеся стали грамотнее читать, говорить и писать. Созданная театральная мастерская смогла объединить детей и родителей. Учащиеся вместе с родителями не только изготавливали кукол и декорации, но и разбирали произведения, учили роли, коллективно работали над замыслом будущего спектакля. Это в свою очередь способствовало не только формированию коммуникативных качеств, но и формированию грамотного, осознанного чтения. В результате к концу 4 класса ученики улучшили навык чтения по всем параметрам.

Своеобразным итогом использования музейных жанров явилось повышение интереса и внимания младших школьников к чтению высокохудожественной детской литературы. Творческим итогом, своеобразным литературным отчетом нашей работы в жанре «Музей-театр» стал выпуск альбома «Наше творчество», также были созданы музейные уголки с куклами, которые были использованы в спектаклях.

Современное развитие школьного музея, его воспитательное воздействие на школьников более всего проявляется в инновационных процессах, частью которых является изучение и активное использование музейных жанров как средства литературного образования во внеурочной деятельности. Благодаря чему у младших школьников возросло познавательное, воспитательное, эстетическое восприятие литературы.

В ближайшей перспективе нам предстоит разработать и внедрить тематические театрализованные экскурсии.

Список литературы

    • Послание президента РФ Федеральному собранию//Известия. - 2007. - 27 апреля. - С. 3.
    • Добролюбов, Н.А. Собрание сочинений: статьи и публикации [Текст] / Н.А.Добролюбов. - В 3 тт. - Москва: Советская Россия, 1984. - Т. 3. - 688 с. -ISBN 5-280-00066-3 / 5280000663.
    • Чернышевский, Н.Г. Собрание сочинений [Текст] / Н.Г.Чернышевский. - В 10 тт. - Москва; Ленинград: Художественная литература, 1962. - Т. 5. - 620 с. - ISBN 5-88274-083-5.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / под ред. Н.В.Гончарова. - Москва: Просвещение, 2016. - (Стандарты второго поколения). - 47 с. - ISBN 978-5-09-022995-1.
    • Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 24 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2.
    • Кутузов, А. Г. В мире литературы: учебник-хрестоматия 9 класс / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, К.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. - В 2-х ч. - 8-е изд., стереотип. - Москва: Дрофа, 2006. - Ч. 2 - 350 с. - ISBN 5-358-00951-5.